2-27/2012 О предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      01 февраля 2012 года                                                                            с. Калтасы РБ

                 

Калтасинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Александрова Э.Н.,

с участием помощника прокурора района Саитгалиной Л.Р.,

представителя администрации МР Калтасинский район РБ Шаймиевой А.В., действующей на основании доверенности № 31 от 12.01. 2012 года,

представителя органа опеки и попечительства МР Калтасинский район РБ Бикбатыровой Н.В., действующей на основании доверенности № 90 от 26.01. 2012 года,

при секретаре Садретдиновой Р.Х.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО10 к Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

                                                               установил:

     Прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан действуя в интересах ФИО11 в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков вне очереди предоставить ФИО12жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья.В обоснование иска прокурор указал, что В обоснование иска истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ Калтасинский районный суд вынес решение о лишении родительских прав ФИО13 и ФИО14 в отношении сына ФИО15 и постановлением главы администрации Калтасинского района РБ № 256 от 23.09.2004 г. над несовершеннолетним ФИО16 назначен попечитель ФИО17 В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО18 достиг возраста совершеннолетия.В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО19 окончил ПУ в <адрес>. В настоящее время ФИО1 постоянного места жительства не имеет.Однако, в нарушение требований статьи 1, абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчики не предоставили ФИО20 по окончании учебы в образовательном учреждении в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма вне очереди с соблюдением норм предоставления жилья, чем нарушили право последнего на жилище, закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании представитель прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан Саитгалина Л.Р. исковые требования в отношении администрации района поддержала в полном объеме, и просит их удовлетворить, обязав предоставить ФИО21 вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилья от исковых требований в отношении Правительство Республики Башкортостан отказалась.

       Представитель ответчика из Администрации МР Калтасинский район РБ Шаймиева А.В., иск прокурора Калтасинского района РБ, действующего в интересах ФИО23 не признала, т.к. они считают себя не надлежащим ответчиком по данному делу. Свои обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилище сирот, они выполнили ФИО24 как сирота состоит на учете в качестве нуждающегося в выделении социального жилья, по мере поступления денежных средств для приобретения социального жилья детеям сиротам, ФИО25будет приобретено и выделено социальное жилье.

Представитель ответчика из Правительства Республики Башкортостан, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, при этом, не представив суду никаких заявлений и ходатайств относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - из отдела опеки и попечительства Администрации МР Калтасинский район РБ Бикбатырова Н.В., исковые требования признала частично, лишь в части возложения обязанности предоставления жилым помещением на Правительство Республики Башкортостан, поскольку администрация района ведет лишь учет нуждающихся сирот в жилом помещении. С 2007г., в начале года они каждый год подают заявку в Министерство образовании Республики Башкортостан о предоставлении лимитов для предоставления жилых помещений сиротам. На сегодняшний день в районе 36 сирот нуждаются в жилом помещении.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третье лицо, проверив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, заявленный в интересах ФИО26, к Администрации Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, подлежит удовлетворению, а иск в отношении Правительства Республики Башкортостан, оставлению без рассмотрения в связи с отказом от иска.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства: социальной защиты включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном : муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условии. обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства., отцовства, и детства; а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российский Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной властисубъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако до настоящего времени ФИО27 не обеспечен социальным жильем.

        Суд считает, что обязанность обеспечения ФИО28 жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, поскольку согласно Закона РБ № 451-з от 31.10.2011 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано органам местного самоуправления, поэтому администрация муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как орган местного самоуправления, признается и гарантируется, впределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросы местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поэтому обязанность обеспечения ФИО29 жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию Калтасинского района Республики Башкортостан при условии наделения ее установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот:

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

2. Установить, что:

финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

- распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распредели лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республике Башкортостан;

- заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот-получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов с администраций муниципальных районов и городских округов Республик: Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

- сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

- ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений, для. обеспечения жильем детей-сирот;

- вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложения, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов иинформацию о фактическом использовании выделенных средств;

- обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

- списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

- заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем, детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;

- документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что администрация Калтасинского района Республики Башкортостан, во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе ФИО30 для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Анализ представленных доказательств дает суду основание считать ФИО31., нуждающимся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, который в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

Руководствуясь ст.ст.56,194-196,198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          решил:

Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан действующего в интересах ФИО32 к Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО33 к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилое помещение по договору социального найма, оставить без рассмотрения.

Обязать Администрацию муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО34 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью, согласно установленным нормам в МР Калтасинский район РБ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесенияв окончательной форме через Калтасинский районный суд Республики Башкортостан.

          Председательствующий : подпись

          Копия верна:                     Судья                                                Э.Н. Александров