2-35/2011 Гражданское дело по иску Прокурора района к Администрации МР Калтасинский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-35/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года с. Калтасы РБ

Калтасинский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Александрова Э.Н.,

с участием прокурора Сарсембекова Р.М.

при секретаре Ямуровой Н.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калтасинского района города Республики Башкортостан, действующего в интересах Дмитриева С.Г. и Дмитриева В.Г. к Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан действуя в интересах Дмитриева С.Г. и Дмитриева В.Г. в соответствии со ст. 45 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Калтасинский район РБ и Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков вне очереди предоставить Дмитриеву С.Г. и Дмитриеву В.Г. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья.

В обоснование иска истец указал на то, что Дмитриев С.Г., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Дмитриев В.Г., ДД.ММ.ГГГГг.р., на основании постановления Главы Администрации Калтасинского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ были устроены в <данные изъяты>. Мать Дмитриевых-Изиляева Л.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а и их отец- Дмитриев Г.Ш. умер ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ году Дмитриев С.Г. окончил <данные изъяты> №, а в ДД.ММ.ГГГГ эту же школу окончил Дмитриев В.Г.. Дальнейшее обучение Дмитриевы не продолжили.

В настоящее время Дмитриевы постоянного места жительства не имеют, приняты на учет в качестве нуждающихся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Однако, в нарушение требований статьи 1, абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчики не предоставили Дмитриевым по окончании учебы в образовательном учреждении в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма вне очереди с соблюдением норм предоставления жилья, чем нарушили право последнего на жилище, закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании представитель прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан Сарсембеков Р.М. исковые требования поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить, обязав ответчиков предоставить Дмитриевым вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилья не более 42 кв.м.

Представитель ответчика из Администрации МР Калтасинский район РБ Шаймиева А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора Калтасинского района РБ, действующего в интересах Дмитриевых, не признала, т.к. они считают себя не надлежащим ответчиком по данному делу. Свои обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилище сирот, они выполнили.

Представитель ответчика из Правительства Республики Башкортостан, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, при этом не представив суду никаких заявлений и ходатайств относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований- из отдела опеки и попечительства Администрации МР Калтасинский район РБ Бикбатырова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала лишь в части возложения обязанности предоставления жилым помещением на Правительство Республики Башкортостан, поскольку администрация района ведет лишь учет нуждающихся сирот в жилом помещении. С 2007г. в начале года они каждый год подают заявку в Министерство образовании Республики Башкортостан о предоставлении лимитов для предоставления жилых помещений сиротам. На сегодняшний день в районе 36 сирот нуждаются в жилом помещении.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика, третье лицо, проверив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, заявленный в интересах Дмитриевых, к Правительству Республики Башкортостан подлежит удовлетворению, а в удовлетворении этого же иска к Администрации Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, отказать по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства: социальной защиты включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном : муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условии. обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства. отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства., отцовства, и детства; а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органон государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российский Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако до настоящего времени Дмитриев С.Г. и Дмитриев В.Г. не обеспечены жилым помещением связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков как Правительство Республики Башкортостан, так и администрацию муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан предоставить данным гражданам жилое помещение.

Суд считает, обязанность обеспечения Дмитриевых жилым помещением должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

А администрация муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными" государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поэтому обязанность обеспечения Дмитриевых жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию Калтасинского района Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениямию.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) …

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот:

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

2, Установить, что:

финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3, Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов
Республики Башкортостан на основании следующих документов:

-распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распредели лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республике Башкортостан;

-заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот-получателей государственной поддержки;

-документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. -*

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов с администраций муниципальных районов и городских округов Республик: Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

-ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений, для. обеспечения жильем детей-сирот;

-вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложения, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

-представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;

обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Бшкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

-списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

-заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем, детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;

-документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что администрация Калтасинского района Республики Башкортостан, во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан №200 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Дмитриева С.Г. и Дмитриева В.Г. для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан № 1515-р от 31 декабря 2009 года, № 504 -р от 14 мая 2010 года, № 579-р от 03 июня 2010 года, были распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в ДД.ММ.ГГГГ жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме <данные изъяты> рублей. Между тем. по заявке Министерства образования Республики Башкортостан представленной в Министерство Финансов Республики Башкортостан, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состоят 3719 детей-сирот и детей.

В судебном заседании представители ответчиков признали, что выделенное бюджета Республики Башкортостан финансирование недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших с <адрес>, жилыми помещениями. Денежные средства, выделенные на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достаточны на приобретение не более 5 квартир лицам, включенным в заявку, состоящим на учете под порядковыми номерами, начиная с первого.

Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлен в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать Дмитриевых, которые в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательном учреждении, имеют право на обеспечение их вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно: Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», площадью не более 42 кв.м..

Руководствуясь ст.ст.56,194-196,198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Дмитриева С.Г. и Дмитриева В.Г. к Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отказать.

Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Дмитриева С.Г. и Дмитриева В.Г. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Дмитриеву С.Г. и Дмитриеву В.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не более 42 кв. м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Калтасинский районный суд Республики Башкортостан.

Решение не вступи в законную силу.

Судья Э.Н.Александров