О признании незаконными положений Устава г. Калтан



Дело № 2-2/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Богрецова Т.Е.,

при секретаре Шаманаевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калтан 10 марта 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора г. Осинники о признании недействующими и противоречащими действующему законодательству положений Устава г. Калтан, заинтересованные лица: Калтанский городской Совет народных депутатов, Глава Администрации г. Калтан, Глава города Калтан, Управление министерства юстиции РФ по Кемеровской области.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осинники обратился в суд с требованиями признать пункты 32, 35, 36 ч. 2 ст. 26 Устава г. Калтан недействующими и противоречащими законодательству Российской Федерации, обязать Калтанский городской Совет народных депутатов опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующими вышеуказанных положений нормативного правого акта.

Свои требования мотивирует тем, что Пунктами 32, 35, 36 ч. 2 ст. 26 Устава г. Калтан установлено, что к полномочиям Калтанского городского Совета народных депутатов относится: установление цен (тарифов) коммунального комплекса для потребителей; определение порядка проведения независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществление контроля за применением цен и тарифов, в том числе в части обоснованности их размера в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с действующим федеральным законодательством деятельность по установлению тарифов (цен) на оказание услуг организациями коммунального комплекса подлежит государственному регулированию. Государственное регулирование цен вытекает из предписаний Конституции Российской Федерации, согласно которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «ж»). В силу абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст.ст. 1,15 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2004 года № 210-ФЗ определяет понятие предельных индексов, как устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Согласно статьи 4 указанного Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, установление предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок; данный орган вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 части 2); установление предельных индексов по муниципальным образованиям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 3). Особенностью регулирования применительно к предельным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги во взаимосвязи со ст. 157 ЖК РФ согласно ст. 6 ФЗ №184-ФЗ от 26.12.2005 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторое законодательные акты Российской Федерации» является лишь положение о недопустимости превышения максимального индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по субъекту Российской Федерации, при определении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации максимального индекса по муниципальному образованию, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Органы местного самоуправления в силу ст. 3 ФЗ от 14.04.1995 года № 23-ФЗ от 26.03.2009 наделены полномочиями по установлению надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. В указанной части полномочия органа местного самоуправления по установлению надбавок к ценам (тарифам) совпадают с полномочиями, предоставленными органу местного самоуправления согласно ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ. Так, согласно п. 6 ч. 2 названной нормы Федерального закона, орган местного самоуправления осуществляет расчет цен (тарифов) для потребителей; представительный орган местного самоуправления муниципального образования устанавливает надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; полномочия органа регулирования муниципального образования по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей определены п. 3 и п. 4 названой нормы Федерального закона. Непосредственно же расчет размера платы за услуги для граждан осуществляется соответствующими организациями (исполнителями) в соответствии с Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, с учетом: утвержденного органом регулирования субъекта РФ тарифа на тепловую энергию; надбавки к тарифу для потребителей (устанавливаемой ОМСУ); и других показателей, указанных в Приложении. В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителем определено юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Управляющей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Органы местного самоуправления (регулирующий орган местного самоуправления) исполнителями, управляющими организациями не являются. Помимо прочего, в силу п. 12 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30.12.2004г. №210-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок относится привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Принимая во внимание вышеизложенное, Уставом г. Калтан, созданы нормы, определяющие полномочия ОМСУ, не предусмотренные федеральным законодательством, установлением таких норм Калтанский городской Совет народных депутатов вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

В судебном заседании представитель прокурора помощник прокурора Храпкин П.В. заявленные требования поддержал частично, просит признать п. 36 ч.2 ст.26 Устава муниципального образования г. Калтан недействующим и противоречащим законодательству РФ, обязать Калтанский городской Совет народных депутатов опубликовать в средствах массовой информации решение о признании недействующим данного положения нормативно-правового акта. Пояснил, что считает п. 36 Устава муниципального образования г. Калтан противоречащим законодательству РФ, согласно ФЗ от 14.04.1995 г. № 23 органы мастного самоуправления не наделены функциями контроля за применением цен и тарифов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В остальной части заявление не поддерживает, так как внесены изменения в Устав по п.32 и п.35 согласно действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Главы г. Калтан Парфенов В.Н., действующий на основании доверенности № 4 от 25.03.2010 г., в судебном заседании заявление не поддержал, пояснил, что Калтанский Совет народных депутатов не обладает властными полномочиями по отношению к другим органам и организациям, Совет осуществляет общественный контроль, который не противоречит закону, депутаты делают запросы, организуют аудиторские проверки по заявлениям избирателей, то есть осуществляют общественный контроль. П.36 ч.2 ст. 26 Устава предполагает форму депутатского контроля, реагирование на жалобы избирателей. Измененный Устав муниципального образования прошел правовую экспертизу Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области и нарушений законодательства не выявлено, в том числе в п.36 ст. 26 Устава.

Представитель заинтересованного лица Калтанского городского Совета народных депутатов Мещеряков П.А., действующий на основании доверенности № 2 от 09.03.2011 г., не согласен с заявленными требованиями прокурора, полностью поддержал пояснения представителя заинтересованного лица Главы г. Калтан Парфенова В.Н.

Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора г. Осинники следует отказать.

Суд установил, что согласно п. 36 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования - города Калтан к полномочиям Калтанского городского Совета народных депутатов относится осуществление контроля за применением цен и тарифов, в том числе в части обоснованности тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства л.д. 6-9).

Прокурор города Байрамалов Ю.Г. принес протест от 26.04.2010 г., согласно которого требует у Калтанского городского совета народных депутатов привести в соответствии с действующим законодательством п.п. 32, 35, 36 ч. 2 ст. 26 Устава г. Калтан л.д.18-21).

По результатам рассмотрения протеста прокурора председатель Калтанского городского совета народных депутатов решением № 370 от 19.05.2010 г. поручил постоянной комиссии городского Совета совместно с Администрацией города Калтан подготовить проект соответствующего решения л.д. 22).

Согласно письма от 15.01.2011 г. Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области 17.01.2011 г. Калтанский городской совет народных депутатов вновь представил на предварительную правовую экспертизу проект изменений в Устав г. Калтан, который по предварительной оценке не содержит противоречий действующему законодательству, заключение об этом находится в стадии изготовления л.д. 85).

Согласно изменений, опубликованных в газете «Калтанский вестник» № 8 (690) от 21.02.2011 г., зарегистрированных 18.02.2011 г. в Управлении Министерства юстиции РФ по КО, п. 32 ч. 2 ст. 26 Устава г. Калтан изложен в новой редакции, а п. 35 ч. 2 ст. 26 Устава г. Калтан исключен л.д. 96-97).

Согласно письма от 10.03.2011 г. Управлением Министерства юстиции РФ по КО 18.02.2011 г. зарегистрировано решение Калтанского городского совета народных депутатов от 09.02.2011 г. № 429 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Калтан», официально опубликованное в газете «Калтанский вестник» № 8 (690) от 21.02.2011 г., по состоянию на дату государственной регистрации муниципального правового акта устав Калтанского городского округа соответствует федеральному и региональному законодательству л.д. 98).

Согласно ст. 424 п. 1 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со ст. 5 ч. 7 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ч. 1 п. 11 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение.

На основании ст. 17 п. 1 пп. 4, 4.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно ст. 5 ч. 2 п. 7 ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу ст. 156 п.п. 1, 3 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления

Согласно ст. 154 ч. 4 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 ч. 2 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Проанализировав вышеизложенные нормы, суд считает, что оспариваемая норма ст. 26 ч. 2 п.п. 36 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Калтан», согласно которой к полномочиям Калтанского городского Совета народных депутатов относится осуществление контроля за применением цен и тарифов, в том числе в части обоснованности тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не противоречит действующему законодательству.

Так, предусмотренные ст. 17 ч. 1 пп. 4, 4.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, может быть реализовано органами местного самоуправления в том числе и с помощью осуществления контроля за применением тарифов, а полномочия, предусмотренные ст. 5 ч. 2 п. 7 ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», по установлению надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом может осуществляться путем контроля за применением цен.

Согласно ст. 7 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно ст. 251 ч.ч. 1, 5 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Исходя из положений ст. 251 ГПК РФ, для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или отдельного его положения закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя (неопределенного круга лиц).

Согласно ст. 17 ч. 1 п. 1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования «Городской округ «Город Калтан», положения которого оспариваются прокурором, принят решением Калтанского городского совета народных депутатов от 27 июня 2005 г. № 306 (с изменениями, внесенными решениями Калтанского городского совета народных депутатов от 05.07.2005 № 309, от 31.01.2006 № 364, от 09.02.2011 г. № 429), зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Кемеровской области за № RU423040002011001, то есть принят представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Прокурором не указано, какому закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемое положение Устава муниципального образования «Городской округ «Город Калтан», а именно, осуществление контроля за применением цен и тарифов, в том числе в части обоснованности их размера в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, прокурором не указано, в чем состоит нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку оспариваемое положение Устава муниципального образования «Городской округ «Город Калтан» принято компетентным органом, зарегистрировано в надлежащем порядке, нарушения оспариваемой нормой прав и законных интересов неопределенного круга лиц не установлено, оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании п. 36 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Калтан» недействующим и противоречащим действующему законодательству не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований прокурора г. Осинники о признании недействующим и противоречащим действующему законодательству Российской Федерации п. 36 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Калтан».

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2011 года.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Т.Е. Богрецова