Дело № 2-362/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Калтанский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Ванюшина Е.В., при секретаре Галиевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калтан 9 августа 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Осинники в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление муниципальным имуществом г.Калтан», Администрации Калтанского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Отдел государственного пожарного надзора г.Калтан УГПН ГУ МЧС России по Кемеровской области, УСТАНОВИЛ : Прокурор г.Осинники обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к МУ «Управление муниципальным имуществом г.Калтан», Администрации Калтанского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, просит признать бездействие Администрации Калтанского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в части ненадлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения Калтанского городского округа незаконным; обязать Администрацию Калтанского городского округа обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границе муниципального образования Калтанский городской округ, а именно, обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения - в срок до .../.../.... устранить неисправности следующих пожарных гидрантов, расположенных на территории Калтанского городского округа: установить колпак стояка гидранта № ... по ...; установить колпак стояка гидранта № ... по ...; заменить шток и выровнять горловину гидранта № ... по ...; заменить шток гидранта № ... по ...; откачать воду из колодца, восстановить кладку горловины колодца гидранта № ... по ...; установить колпак стояка гидранта № ... по ...; отремонтировать стояк гидранта № ... по ...; восстановить на водопроводной сети гидрант № ... по ...; установить колпак стояка гидранта № ... по ...; освободить от грунта гидрант № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...Б; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...,45А; убрать бетонную клумбу с крышки колодца гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; восстановить на водопроводной сети гидрант № ... по ...; восстановить на водопроводной сети гидрант № ... по ...,66; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... (перекресток ул.ул. Калинина и Школьной); отремонтировать горловину колодца гидранта № ... по ...; отремонтировать горловину колодца гидранта № ... по ...; установить колпак стояка колодца № ... по ...; установить крышку колодца на гидрант № ... по ...; откачать воду из гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; установить колпак, прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; отремонтировать горловину колодца гидранта № ... по ..., прочистить сливное отверстие стояка гидранта; отремонтировать шток гидранта у забора наркодиспансера № ... по ...; восстановить, водоотдачу до нормативной 27-29 л/с в гидранте № ... по ...; отремонтировать гидрант № ... по ...; отремонтировать горловину колодца гидранта, прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта № ... по ...; отремонтировать гидрант № ... по ..., с торца дома; установить колпак на гидрант и крышку колодца № ... по ...; установить крышку колодца гидранта № ... по ...; восстановить гидрант у МО ООШ № ... ...; ... отремонтировать гидрант № ... по ...; отремонтировать гидрант № ... по ...; установить крышку колодца, прочистить сливное отверстие гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие гидранта № ... по ...; отремонтировать гидрант № ... по ...; отремонтировать гидрант № ... по ...; прочистить сливное отверстие гидранта № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта, установить колпак на стояк колодца № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта, установить колпак на стояк колодца № ... по ...; установить крышку колодца на гидрант № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта, установить колпак на стояк колодца № ... по ...; прочистить сливное отверстие стояка гидранта, установить колпак на стояк колодца № ... по ...; установить крышку колодца на гидрант № ... по ...; установить крышку колодца на гидрант № ... по ...; отремонтировать стояк пожарного гидранта по .... Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности в части исправности и водоотдачи пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования Калтанский городской округ. Установлено, что в результате проверки проведенной Отделением надзорной деятельности ... выявлены нарушения законодательства в рассматриваемой сфере - 50 гидрантов, расположенных на территории муниципального образования, находятся в неисправном состоянии или не соответствуют установленным требованиям. По результатам проверки, в адрес главы Калтанского городского округа было внесено предписание от .../.../.... № ... с указанием выявленных нарушений и обязанностью по устранению данных нарушений, а также вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по 4.1 ст. 20.4 КоАП РФ директора <данные изъяты>» с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Некоторые из выявленных нарушений не устраняются с июня 2010г. Также, о неисправности наружного противопожарного водоснабжения было указано в предписании ОНД г. Калтан от .../.../.... № .... Противопожарные гидранты, находящиеся на территории Калтанского городского округа являются собственностью данного муниципального образования, и органы местного самоуправления, в силу требований действующего законодательства, обязаны обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности также определены ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. (далее - Закон №69-ФЗ), в соответствии с которой они обязаны обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, а также включать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Кроме того, п. 4 ст. 19 Закона №69-ФЗ установлено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территории поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Согласно п.п. 89, 90 «Правил пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03) сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены, и очищаться от снега и льда. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пункт 1 вышеуказанных Правил ППБ 01-03 определяет, что настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Между тем, данные требования органом местного самоуправления не исполняются. Как показала настоящая проверка, указанные требования в сфере обеспечения противопожарной безопасности не исполнены, что является недопустимым, и находится в прямой причинно-следственной связи с возможным возникновением угрозы жизни и здоровью людей, а также увеличению ущерба и вреда от пожаров, в связи с чем, в данном случае возникла необходимость о возложении обязанности на собственника имущества, по устранению выявленных нарушений, в судебном порядке. Кроме того, факты неисполнения требований предписаний ОНД г. Калтан свидетельствуют о том, что меры административного воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации не имеют в данной ситуации действенности и должного эффекта. Более того, сохранение данной ситуации, а также дальнейшее игнорирование ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности может повлечь возникновение реальной угрозы жизни и здоровья граждан, причинение ущерба граждан или муниципальному имуществу, окружающей среде. В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора Храпкин П.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить. Представитель ответчика МУ «Управление муниципальным имуществом г.Калтан» Пирютко Т.В., действующая на основании доверенности от .../.../...., исковые требования не признала. Суду пояснила, что работы по устранению неисправностей пожарных гидрантов проводятся, так же ООО «Водоканалом» проводится текущая работа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Проситу учесть, что установленный срок .../.../.... еще не прошел. Кроме того, пожарные гидранты в количестве 24 штук, расположенные в п. Малиновка, им были переданы в неисправном состоянии, в настоящее время решается вопрос о передаче этих пожарных гидрантов в оперативное управление, проводился тендер, но он прошел безрезультатно. Считает, что требование о признании бездействия незаконным не могут быть удовлетворены, поскольку проводятся текущие работы и работы по устранению неисправностей пожарных гидрантов. Представитель ответчика Администрации Калтанского городского округа Гизатулина Н.Н., действующая на основании доверенности № ... от .../.../...., исковые требования не признала. Суду пояснила, что работы по устранению неисправностей пожарных гидрантов проводятся, так же ООО «Водоканалом» проводится текущая работа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Считает несостоятельными требования о признании бездействия Администрации Калтанского городского округа незаконными, так как ими принимаются меры по устранению нарушений, проводятся работы по ремонту пожарных гидрантов, составляются акты проверки технического состояния пожарных гидрантов. Пожарные гидранты на территории п.Малиновка им переданы в неисправном состоянии. При решении вопроса о передаче этих пожарных гидрантов в оперативное управление, был назначен на .../.../.... аукцион, который прошел без результата, решается вопрос о назначении даты следующего аукциона. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора г.Калтан УГПН ГУ МЧС России по Кемеровской области Санникова О.Н., действующая на основании доверенности от .../.../.... года, исковые требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что ими неоднократно составлялись акты, предписания, которые ответчиками не исполняются, нарушения не устраняются. Пожарные гидранты на территории п.Малиновка в настоящее время ни кому не переданы в оперативное управление, так как на аукцион ни кто не явился. Требования истца считает законными и обоснованными. Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требований прокурора удовлетворить частично. В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Осинники проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности в части исправности и водоотдачи пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования Калтанский городской округ. Установлено, что в результате проверки проведенной Отделением надзорной деятельности г.Калтан выявлены нарушения законодательства в рассматриваемой сфере - 50 гидрантов, расположенных на территории муниципального образования, находятся в неисправном состоянии или не соответствуют установленным требованиям (л.д. 9). По результатам проверки, в адрес главы Калтанского городского округа было внесено предписание от .../.../.... № ... с указанием выявленных нарушений и обязанностью по устранению данных нарушений (л.д. 23-31), а также вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по 4.1 ст. 20.4 КоАП РФ директора <данные изъяты> с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 32-33). О неисправности наружного противопожарного водоснабжения было указано в предписании ОНД г. Калтан от .../.../.... № ... (л.д. 10-11). Противопожарные гидранты, находящиеся на территории Калтанского городского округа являются собственностью данного муниципального образования, и органы местного самоуправления, в силу требований действующего законодательства, обязаны обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения. .../.../.... Администрация муниципального образования г.Калтан в лице директора <данные изъяты> заключила договор аренды муниципального имущества № ... от .../.../.... с ООО «Осинниковский Водоканал», согласно которого арендодатель обязуется передать арендатору муниципальное имущество водопроводно-канализационный комплекс г.Калтан сроком до .../.../.... (л.д. 17-21, 48-51, 57-61). Согласно протокола разногласия к акту № ... приема-передачи муниципального имущества к указанному договору, арендатор с арендодателем пришли к соглашению принять акт приема-передачи муниципального имущества к договору с учетом текста протокола разногласий, а именно гидранты: №№ 1, 1а, 9, 3, 16, 17, 18, 31, 32, 34, 38, 40а, 40, 43, 50, 51, 52, 61, 62, 63, - исключены, у гидрантов №№ 5, 47, 60 изменен адрес, у водопроводов указана протяженность ( л.д.21-22, 52-53, 54-55). Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к предмету ведения органов местного самоуправления отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст.50 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться объекты, а так же пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожара. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г., органы местного самоуправления обязаны обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, а также включать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. вопросы организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территории поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Согласно п.п. 89, 90 «Правил пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03) сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены, и очищаться от снега и льда. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пункт 1 вышеуказанных Правил ППБ 01-03 определяет, что настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. На основании изложенного, суд считает, что требования представителя истца в части обязании ответчика Администрацию Калтанского городского округа обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границе муниципального образования Калтанский городской округ, а именно, обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения - в срок до .../.../.... устранить неисправности указанных выше пожарных гидрантов, расположенных на территории Калтанского городского округа, основаны на законе и полностью подтверждены представленными доказательствами. Истцом не представлено в суд доказательств обосновывающих требование истца- признать бездействие Администрации Калтанского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в части ненадлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения Калтанского городского округа незаконным. Разрешая данное требование, суд считает его необоснованным, при этом учитывает представленные представителем ответчика Администрации Калтанского городского округа письменные доказательства свидетельствующие о том, что фактически Администрации Калтанского городского не бездействовала, так согласно направленным .../.../.... заместителю прокурора г.Осинники заместителем Главы Калтанского городского округа сведений о том, что собран пакет документов на замену ПГ, объявлен конкурс на замену ПГ, проведена опашка лесов (л.д. 8), согласно муниципального контракта № ... от .../.../.... МУ «Управление муниципальным имуществом г.Калтан» предоставило ООО «Спецремонт» субсидию для выполнения работ по капитальному ремонту объектов водоснабжения (замена пожарных гидрантов) (л.д. 37-47), согласно направленным .../.../.... Главному государственному инспектору по пожарному надзору г.Калтан Главой Калтанского городского округа сведений о том, что согласно предписания № ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности от .../.../...., замена пожарных гидрантов будет произведена после проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения с победителем конкурса муниципального контракта, аукционная документация подготовлена и будет размещена в соответствии с ФЗ от .../.../.... «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно приказа № ... от .../.../.... директора МУ «УпЖ г.Калтан» приказано провести повторно открытый аукцион в электронной форме (л.д. 73), согласно заявке о размещении муниципального заказа на аукцион предоставляется субсидия на замену пожарных гидрантов (л.д. 74-77). Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Осинники в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление муниципальным имуществом г.Калтан», Администрации Калтанского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить в части. Обязать Администрацию Калтанского городского округа обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границе муниципального образования Калтанский городской округ, а именно обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения-в срок до 15.09.2011г. устранить неисправности следующих пожарных гидрантом, расположенных на территории Калтанского городского округа: В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в срок 10 дней с момента вынесения решения. Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011 года. Судья Е.В. Ванюшин