Дело № 2-184/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Подарилов В.И.,
при секретаре Шаманаевой О,Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калтан 28 апреля 2011 года
гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее - ОАО «ЮК ГРЭС») о понуждении совершить определенные действия, третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по КО),
УСТАНОВИЛ:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд сисковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц опонуждении ОАО «ЮК ГРЭС» разработать и утвердить всрок до 31 декабря 2011 года проекты рекультивации золоотвала № 1 и № 2 ОАО «ЮК ГРЭС» с календарным планом выполнения мероприятий.
Свои требования мотивирует тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства об отходах производства и потребления и водного законодательства. Проверка проведена с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Кемеровской области. В ходе проверки установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов производства и потребления ОАО «ЮК ГРЭС» осуществляет на основании лицензии № ОТ-68-000434 от 15.02.2007 г. ОАО «ЮК ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение № 1/отхКАЛ от 24.04.2009 г. Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрено захоронение золошлаковых отходов на золоотвале № 2. Согласно стат.отчета 2-тп (отходы) за 2010 год на ОАО «ЮК ГРЭС» образовалось 509295,403 тонн золошлаковых отходов, из них размещено на золоотвале 508498,74 тонн. Золоудаление осуществляется на золоотвалы № 1, 2. Согласно данным стат.отчета 2-тп (рекультивация) за 2007-2009 годы, площадь нарушенных ОАО «ЮК ГРЭС» земель с 2007 года остается неизменной и составляет 129,5177 га. Рекультивация нарушенных земель до настоящего времени не осуществлена. Согласно отчетов ОАО «ЮК ГРЭС» нарушенные земли - земли под золоотвалами № 1 и № 2. Золоотвал №1 - намывной односекционный пойменно-равнинного типа. Площадь - 60 га. Золоотвал расположен на правой пойме р. Кондома, частично в водоохранной зоне, и находится в пределах городской черты г.Калтан. В настоящее время, согласно справке Управления Росприроднадзора по Кемеровской области о деятельности ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» от 23.07.2010 г., емкость его полностью заполнена и с 1997 года золоотвал находится на консервации. При выезде на место установлено, что рекультивация золоотвала № 1 не осуществлялась. Золоотвал № 2 - намывной двухсекционный пойменно-равнинного типа. Площадь - 75 га. Золоотвал расположен на правой пойме р.Кондома и с юга примыкает к золоотвалу № 1. Находится в пределах городской черты г.Калтан. Согласно ст.ст. 1, 11, ст. 16 п. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 1 золоотвалы № 1 и № 2 являются объектами размещения отходов (золошлаковые отходы), то есть объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Согласно Акта проверки №АТВЗ-190-в от 16.06.2009, проведенной Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области, проект рекультивации нарушенных земель после окончания эксплуатации золоотвала №1 у предприятия отсутствует. Просит обязать ОАО «ЮК ГРЭС» выполнить действия по разработке и утверждению проекта рекультивации в соответствии со ст. 20 ч. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 34, 39, 44, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 8 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Новокузнецкой природоохранной прокуратуры Корнилов А.А. исковые требования подержал, просит суд обязать ОАО «ЮК ГРЭС» разработать и утвердить всрок до 31 декабря 2011 года проекты рекультивации золоотвала № 1 и № 2 ОАО «ЮК ГРЭС» с календарным планом выполнения мероприятий.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» Архипенко В.Н., действующий на основании доверенности № 69 от 21.01.2011 года, исковые требования признал, согласен, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» должно выполнить указанные мероприятия, не согласен с иском в части, устанавливающей срок для разработки и утверждения проекта рекультивации 31.12.2011 г.. так как согласно плана по рекультивации земель и мероприятия, проводимых при ликвидации объектов, утвержденным управляющим директором ОАО «ЮК ГРЭС» 12.01.2001 г., рекультивация золоотвала № 1 предусмотрена с 2018 г. по 2023 г., а рекультивация золоотвала № 2 с 2020 г. по 2027 г.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по КО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие представителя. Согласно отзыва на исковое заявление поддерживает исковые требования новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, считает их законными и обоснованными. Согласно отзыва на момент проверки ОАО «ЮК ГРЭС» в июне 2009 г., проведенной Управлением Росприроднадзора по КО, проект рекультивации нарушенных земель после окончания эксплуатации золоотвала № 1 отсутствует. Согласно отчетов ОАО «ЮК ГРЭС» нарушенные земли - земли под золоотвалами № 1 и № 2. Золоотвал № 1 - намывной односекционный пойменно-равнинного типа, площадь - 60 га, расположен на правой пойме р. Кондома, частично в водоохранной зоне, находится в пределах городской черты г.Калтан, введен в эксплуатация в 1954 г. В настоящее время емкость его полностью заполнена и с 1997 года золоотвал находится на консервации. С 1997 г. велись работы по выемке золошлаковых отходов и вывозу их на разрез «Калтанский», всего на разрез «Калтанский» было вывезено 2,4 млн. м3 отходов. Рекультивация золоотвала № 1 не осуществлялась. На поверхности отвала, в той части, что не была нарушена изъятием золошлаковых отходов, образовался мощный плодородный слой (травостой представлен многолетниками, медоносами), произошло плотное самозарастание древесной растительностью (осина, береза, клен). На момент проверки ОАО «ЮК ГРЭС» вывозит обезвоженные золошлаки из золоотвала № 2 согласно проектной документации «Реконструкция золошлакоотвала № 2 ОАО «ЮК ГРЭС» путем освобождения секции от золошлаковых отходов. На проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы № 097-10/КРЭ-1020/04 от 26.03.2010 г. Согласно проектным решениям в период с 2010 г. по 2018 г. в золошлакоотвал № 1 планируется переместить 2,2 млн.м3 ЗШО. Золоотвал № 2 - намывной двухсекционный пойменно-равнинного типа, площадь - 75 га, расположен на правой пойме р.Кондома и с юга примыкает к золоотвалу № 1, восточная часть золоотвала располагается в водоохраной зоне реки Шуштепка, участок длиной 200 м юго-западной стороны - в водоохраной зоне р. Кондома, находится в пределах городской черты г.Калтан, введен в эксплуатацию в 1972 г., является действующим. Согласно плана по рекультивации земель и мероприятия, проводимых при ликвидации объектов, утвержденным управляющим директором ОАО «ЮК ГРЭС» 12.01.2001 г., рекультивация золоотвала № 1 предусмотрена с 2018 г. по 2023 г., а рекультивация золоотвала № 2 с 2020 г. по 2027 г, рекультивация карьера глины в 2022 г. В проектных решениях, принимая во внимание тот факт, что в части золоотвала, не нарушенной изъятием золошлаковых отходов, образовался мощный плодородный слой, необходимо предусмотреть предотвращение уничтожения плодородного слоя.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив письменные материалы данного дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что исковые требования новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора к открытому акционерному обществу «Южно-Кузбасская ГРЭС» о понуждении совершить определенные действия следует удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В целях реализации данной конституционной нормы, законодателем принят ряд нормативных актов.
Согласно ст. 15 ч. 4 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10.02.2002 г. устанавливает, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Частью 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно ст. 44 ч. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
Частью 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет размещения опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зона, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 13 ч. 1 п. 6 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 16 п. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
Из положений ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, объект размещения отходов является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 ч. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном, законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с п. 3 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г., рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Пунктом 5 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Согласно п. 6 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В соответствии с п. 8 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Согласно акта № АТВЗ-190-в от 16.06.2009 г. л.д. 7-19) Управления Росприроднадзора по КО выявлено, что в ОАО«Южно-Кузбасская ГРЭС» в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства отсутствует проект рекультивации нарушенных земель после окончания эксплуатации золоотвала № 1; нарушенные земли - земли под золоотвалами № 1 и № 2. Золоотвал № 1 - намывной односекционный пойменно-равнинного типа, площадь - 60 га, расположен на правой пойме р. Кондома, частично в водоохранной зоне, находится в пределах городской черты г.Калтан, введен в эксплуатация в 1954 г. В настоящее время емкость его полностью заполнена и с 1997 года золоотвал находится на консервации. На проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы № 097-10/КРЭ-1020/04 от 26.03.2010 г. Согласно проектным решениям в период с 2010 г. по 2018 г. в золошлакоотвал № 1 планируется переместить 2,2 млн.м3 ЗШО. Золоотвал № 2 - намывной двухсекционный пойменно-равнинного типа, площадь - 75 га, расположен на правой пойме р.Кондома и с юга примыкает к золоотвалу № 1, восточная часть золоотвала располагается в водоохраной зоне реки Шуштепка, участок длиной 200 м, с юго-западной стороны - в водоохраной зоне р. Кондома, золоотвал находится в пределах городской черты г.Калтан, введен в эксплуатацию в 1972 г., является действующим л.д. 7-13).
15.02.2007 г. ОАО «ЮК ГРЭС» выдана лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов л.д. 22).
Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора ОАО «ЮК ГРЭС» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 24.04.2009 г. до 15.02.2012 г. л.д. 23-35).
Согласно стат.отчета 2-тп (отходы) за 2010 год на ОАО «ЮК ГРЭС» образовалось 509295,403 тонн золошлаковых отходов, из них размещено на золоотвале 508498,74 тонн л.д. 36-42).
Согласно справки Управления Росприроднадзора по КО от 23.07.2010 г. ОАО «ЮК ГРЭС» с 1997 г. велись работы по выемке золошлаковых отходов с золоотвала № 1 и вывозу их на разрез «Калтанский», всего на разрез «Калтанский» было вывезено 2,4 млн. м3 отходов. Рекультивация золоотвала № 1 не осуществлялась. На поверхности отвала, в той части, что не была нарушена изъятием золошлаковых отходов, образовался мощный плодородный слой (травостой представлен многолетниками, медоносами), произошло плотное самозарастание древесной растительностью (осина, береза, клен). ОАО «ЮК ГРЭС» вывозит обезвоженные золошлаки из золоотвала № 2 согласно проектной документации «Реконструкция золошлакоотвала № 2 ОАО «ЮК ГРЭС» путем освобождения секции от золошлаковых отходов л.д. 14 - 21).
Факты нарушений действующего законодательства, указанные в исковом заявлении, установлены судом и подтверждаются материалами дела, ответчиком не оспариваются, в связи с чем требования истца следует удовлетворить.
Требование ответчика установить более поздний срок для разработки и утверждения проекта рекультивации золоотвала № 1 и № 2 ОАО «ЮК ГРЭС» не основано на законе.
С учетом действующего законодательства во исполнение ст. 20 ч. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 34, 39, 44, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 8 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, ст.ст. 1, 11, ст. 16 п. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ОАО«ЮК ГРЭС» должно было выполнять рекультивацию земель, занятыми золоотвалами в силу закона, каких-либо документов, свидетельствующих об исключительном характере обстоятельств, в связи с которыми представитель ОАО «ЮК ГРЭС» просит установить более поздний срок для разработки и утверждения проекта рекультивации золоотвалов №№ 1, 2, ответчиком не предоставлено, а судом не добыто.
Кроме того, установление более позднего срока для разработки и утверждения проекта рекультивации золоотвалов №№ 1, 2 отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов граждан в сфере промышленной безопасности, которые имеют право согласно ст. 42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Южно-Кузбасская ГРЭС», ..., опонуждении совершить определенные действия.
Обязать открытое акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» разработать и утвердить всрок до 31 декабря 2011 года проекты рекультивации золоотвала № 1 и № 2 открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» с календарным планом выполнения мероприятий.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: В.И.Подарилов