дело №2-149 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2011г. с.Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи А.А.Медведева
при секретаре Пустовит Ю.В.
с участием прокурора Колиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шадринского сельского совета о понуждении к разработке и утверждению дислокации дорожных знаков,
У С Т А Н О В И Л :
Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Калманского района указывает, что администрацией Шадринского сельского совета, на территории названного муниципального образования в нарушение требований Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» и Закона Алтайского края №32-ЗС от 16.07.1996г. «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае», не разработана и не утверждена в установленном порядке дислокация дорожных знаков, что создает угрозу безопасности дорожного движения в населенных пунктах, входящих в данное муниципальное образование.
Прокурор просит понудить администрацию сельского совета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования.
В судебном заседании Колина А.М. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Ответчик - глава администрации Шадринского сельского совета Ярушкина Н.Н. в судебное заседание не явился. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из факсимильного сообщения следует, что факт неисполнения требований Закона о разработке и утверждении дислокации дорожных знаков признает.
Исследовав добытые в судебном заседании доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.5 ст.14 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 3 этого же Федерального закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст.21 Закона).
Пункт 3 ст.3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 N 32-ЗС "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п.1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.
Таким образом автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД.
Проведенной прокурором 24.03.2011г. проверкой установлено, что администрацией Шадринского сельсовета дислокация (схема размещения) дорожных знаков в установленном порядке не разработана и не утверждена.
Принимая во внимание, что, в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом в соответствие со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить органу местного самоуправления определенный срок для устранения допущенного нарушения, который полагает необходимым определить (с учетом потребности процедурного разрешения вопроса) определить в один месяц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Калманского района удовлетворить.
Обязать администрацию Шадринского сельского совета Калманского района в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории муниципального образования Шадринский сельский совет Калманского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Калманский районный суд в течение 10 суток.
Судья А.А.Медведев