дело № 2-286/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011г. с.Калманка Калманский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Л.А.Ереминой при секретаре Дячун Е.А. с участием прокурора Колиной А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края, администрации Калманского района Алтайского края о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л : Обратившись в суд, прокурор Калманского района указал, что прокуратурой Калманского района на территории муниципального образования Новоромановский сельсовет выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства путем размещения несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в 200м от границ садоводства «Орбита», в результате чего в исследованных образцах почвы с территорий свалки и садоводства установлены несоответствия по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В исковом заявлении прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Новоромановского сельсовета и администрации Калманского района по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке на территории муниципального образования Новоромановский сельсовет общей площадью 2,5 га, в 200 м от границ садоводства «Орбита», обязать администрацию Новоромановского сельсовета в течение 2-х месяцев организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории общей площадью 2,5 га, в 200 м от границ садоводства «Орбита», обязать администрацию района в течение 2-х месяцев организовать утилизацию бытовых отходов, вывезенные с территории площадью 2,5 га, в 200 м от границ садоводства «Орбита». В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просит суд: - Обязать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах муниципального образования Новоромановский сельский совет Калманского района. - Обязать администрацию Калманского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах муниципального образования Новоромановский сельский совет Калманского района. В судебном заседании помощник прокурора Калманского района Колина А.М. на удовлетворении исковых требований с учетом внесенных уточнений настаивает. Пояснила, что в настоящее время в Калманском районе сложилась сложная ситуация, связанная с обращением с отходами производства и потребления. Это обусловлено отсутствием мест размещения отходов, специализированных организаций, имеющих лицензии на сбор, транспортирование, обезвреживание, размещение отходов. На указанной в иске территории располагается свалка бытовых отходов, а размещение отходов на салах в соответствии с законом запрещено. Администрация района самоустранилась от своей обязанности по организации утилизации отходов. В 2009г. администрацией района было заключено соглашение с утилизирующей организацией в г.Барнауле, которое до настоящего времени не работает. Представитель администрации Новоромановского сельсовета Самарин Г.А. исковые требования не признал. Показал, что администрацией сельсовета предпринимаются меры по сбору и вывозу бытовых отходов. Для сбора бытовых отходов у населения за счет средств администрации сельсовета заключаются договора с владельцами грузовых автомобилей. Отходы вывозятся на территорию, расположенную в 700 метрах от границы населенного пункта, в место, которое в 1993г. было выделено под свалку решением Новоромановского сельского совета народных депутатов. Данное место именовалось как воинский тупик, так как указанная территория принадлежала Министерству обороны. Территория под отходы расположена на отдалении от населенного пункта на расстоянии не менее 700 м, что соответствует требованиям санитарных норм. Садоводство «Орбита» образовалось позднее, оно расстроилось и стало находиться вблизи места, отведенного под свалку. Представитель администрации Калманского района Бурдин А.С. исковые требования не признал. Показал, что администрацией района исполняются обязанности по организации утилизации отходов - организована нормативно-правовая база, определено место складирования отходов, заключено соглашение с утилизирующей организацией «Экотехпром» в г.Барнауле. Вопрос с финасированием вывоза мусора будет разрешаться по мере необходимости. В случае, если администрацией с.Новороманово бытовые отходы будут вывозиться на полигон утилизирующей организации, администрации района оплатит счет за утилизацию. Свалка в с.Новороманово является санкционированной, согласно кадастровой выписки данный земельный участок пригоден для складирования твердых бытовых отходов. Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично. Конституцией РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.42,58). Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено и Федеральным законом № 7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды». В соответствии со статьей 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и в почву. В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными и местными законами, и на защиту прав жителей муниципального образования Новоромановский сельсовет Калманского района на благоприятную окружающую среду. В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту ФЗ № 89) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; при этом: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с п.1,2 ст.8 ФЗ № 89 определены полномочия в области обращения с отходами органов: - местного самоуправления поселений - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, - местного самоуправления муниципальных районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичным образом распределены обязанности в области обращения с отходами и Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом Алтайского края № 3-ЗС от 1 февраля 2007г. «об охране окружающей среды в Алтайском крае». Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований изложены в ст.13 ФЗ № 89: 1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Представитель ответчика - администрации Новоромановского сельсовета - в судебном заседании указал на то, что администрацией исполняются обязанности в области обращения с отходами, так как в населенном пункте определен порядок сбора и вывоза отходов, администрацией в том числе производится их сбор у населения и на общих территориях привлеченным по договорам транспортом и вывоз отходов на санкционированную свалку, территория которой определена решением Новоромановского сельсовета народных депутатов Алтайского края от 29 апреля 1993г. № 15, в соответствии с пунктом 3 которого выделен земельный участок под свалку в районе воинского тупика в количестве 2,5 га. Представитель администрации Калманского района также сослался на то, что свалка в с.Новороманово является законной, место под нее определено администрацией сельсовета и района, проведено межевание земельного участка. Суду представлены Правила благоустройства Новоромановского сельсовета, утвержденные Решением совета депутатов Новоромановского сельсовета № 83 от 22 декабря 2010г. В разделе Ш «Уборка территорий в осенне-зимний период» в пунктах 26-33 определены лица, ответственные за вывоз отходов, сроки вывоза отходов и место размещения отходов. Местом размещения бытовых отходов и мусора определена территория, указанная в иске. Суду представлен Договор на оказание услуг от 16 мая 2011г., в соответствии с которым администрация Новоромановского сельсовета заключила договор с ИП Колченко И.И. на предоставление услуг по сбору и вывозу мусора с территории земель общего пользования в населенных пунктах муниципального образования Новоромановский сельсовет, копии расчетных документов с индивидуальным предпринимателем за произведенную работу. Из анализа указанных документов суд делает вывод о том, что свои функции по организации сбора отходов (мусора) администрация Новоромановского сельсовета исполняет. Однако доводы представителей администрации Новоромановского сельсовета и администрации Калманского района в той части, что территория, на которую указано в иске, была выделена именно под свалку в 1993 году и согласно выписки из государственного кадастра недвижимости л.д.28) земельный участок площадью 25 000 кв.м, находящийся в 1330 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка по адресу с.Новороманово, ул.Строительная 142-1, разрешен к использованию для складирования твердых бытовых отходов, и, следовательно, в настоящее время размещение там отходов законно, являются необоснованными. Действующее в настоящее время законодательство не содержит понятия «свалка» как законного места для хранения отходов, о чем обоснованно указал помощник прокурора в судебном заседании. Свалка не может быть «санкционированной» либо «несанкционированной», так как в соответствии с п.5 ст.8 Закона АК «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» и ч.2 ст.51 ФЗ № 89 сброс отходов на почву запрещен, то есть размещение отходов на свалках запрещено. Размещение отходов возможно в (на) специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое (ФЗ № 89). Требования к объектам размещения отходов изложены в ст.12 ФЗ № 89 : 1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. 6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Исходя из представленных суду документов, пояснений сторон, указанная в иске территория в с.Новороманово, на которой в настоящее время располагается свалка, не относится к объекту размещения отходов, созданному и используемому в соответствии с требованиями закона. Решение о выделении земельного участка под свалку в 1993г. было принято до введения в действие ФЗ № 7 и ФЗ № 89 и изданных на их основе нормативных актов. Несмотря на то, что проведено межевание земельного участка, на котором располагается свалка, он поставлен на кадастровый учет с пометкой «разрешен к использованию для складирования твердых бытовых отходов», тем не менее данный земельный участок не может быть использован в настоящее время для размещения отходов, так как для его признания таковым не проведены обязательные процедуры, установленные законом. Данный объект не зарегистрирован органами местного самоуправления как объект размещения отходов, в соответствии с санитарными правилами, не получен паспорт, отсутствует акт ввода в эксплуатацию, не разработан план эксплуатации. Из всех перечисленных в ФЗ № 89 объектов для размещения твердых бытовых отходов, которые в большинстве своем накапливаются в процессе жизнедеятельности населенного пункта, может служить только полигон. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов установлены Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Главного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30 мая 2001г. Полигоны для размещения ТБО в с.Новороманово и в Калманском районе в целом - отсутствуют. Размещение ТБО на указанной в иске территории в с.Новороманово нарушает гигиенические требования, установленные СП 2.1.7.1038-01, а следовательно, не гарантирует санитарно-эпидемиологическую безопасность населения и является незаконным. Проведенные в ходе прокурорской проверки исследования показали, что пробы почвы на территории общепоселковой свалки не соответствуют СанПиН 2.1.71287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Таким образом, при отсутствии на территории муниципального образования и муниципального района объектов для размещения отходов, в обязанности администрации Новоромановского сельсовета в сфере обращения с отходами входит организация сбора отходов и их вывоз в места (объекты) для размещения отходов, организованные в соответствии с решениями исполнительной власти и эксплуатируемые в соответствии с действующим законодательством. Учитывая изложенное, исковые требования прокурора в части того, чтобы обязать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах муниципального образования Новоромановский сельский совет Калманского района, - подлежат удовлетворению. Решениями Калманского районного суда в 2008-2009 годах по искам прокурора Калманского района неоднократно бездействие администрации Калманского района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов было признано незаконным. Бездействие администрации выражалось в том, что не предпринималось мер к созданию на территории муниципального района объекта размещения отходов, имелись ссылки на отсутствие в бюджете района заложенных средств на финансирование утилизации отходов. При рассмотрении настоящего дела установлено, что администрацией Калманского района осуществлены следующие мероприятия: - 5 августа 2009г. издано Постановление № 511 «Об утверждении Положения «об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Калманский район, Постановление вместе с Приложением опубликовано в районной газете, - 20 октября 2009г. во исполнение своих обязанностей в сфере обращения с отходами администрацией района заключено соглашение с ООО «Экотехпром», предметом которого является сотрудничество в области организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с территории муниципального образования Калманский район. В соответствии с соглашением ООО «Экотехпром» обязалось заключать договоры на оказание возмездных услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов с органами местного самоуправления поселений района, организациями, расположенными на территории Калманского района, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, - 27 октября 2009г. на совещании главой администрации района доведено до глав сельсоветов о вступлении в действие договора на оказание услуг по утилизации ТБО с ООО «Экотехпром», главам дано поручение довести эту информацию до населения и организаций, работающих на территории поселения. Представителем администрации Калманского района в судебном заседании указывалось на то, что в бюджете района не заложено средств на работу в области обращения с отходами. Вместе с тем, представитель указал, что администрация готова финансировать затраты, понесенные сельсоветами в связи с вывозом отходов для утилизации на полигон, расположенный в г.Барнауле, по каждому факту совершенного действия. Отсутствие средств, заложенных в бюджете района на работу по обращению с отходами, не может служить оправданием бездействия в решении данного вопроса, так как администрацией района для решения вопросов муниципального района могут быть привлечены финансовые средства внебюджетного фонда. Учитывая изложенное, администрация Калманского района предприняла действия, направленные на организацию работы по утилизации отходов, в связи с чем исковые требования прокурора к администрации Калманского района удовлетворению не подлежат. Суд полагает, что администрация Калманского района - как орган власти самостоятельно определяет, исходя их географического расположения района, экономических затрат, возможность организации утилизации в пределах района ( организация полигона) либо производить финансовые затраты для утилизации в г. Барнауле. МО « Калманский район» является дотационным, экономически не развитым районом, Калманский район граничит с территорией Центрального и Индустриального районов г. Барнаула. Вместе с тем, суд отмечает несогласованность действий администраций муниципальных образований и муниципального района в области обращения с отходами, что является причиной того, что отходы не вывозятся с территории района надлежащим образом. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Калманского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично. Обязать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах населенного пункта. Мотивированное решение составлено 25 сентября 2011г. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Калманский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья Л.А.Еремина