решение по признанию недействительным постановления о назначении выборов, в удовлетворении отказано



Дело № 2-1696\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Калининского района Солуяновой Е.А.,

председателя территориальной избирательной комиссии Калининского района Ивановой В.В.,

представителя администрации МО «Никулинское сельское поселение» по доверенности от 10.06.2010г. Шитик О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Твери гражданское дело по заявлению Пучкиной Любови Георгиевны о признании постановления территориальной избирательной комиссии Калининского района от 20 июля 2010г. о назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Пучкина Л.Г. обратилась в суд с заявлением о признании постановления территориальной избирательной комиссии Калининского района от 20 июля 2010г. о назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения незаконным. Просит также обязать территориальную избирательную комиссию назначить дату проведения дополнительных выборов. Заявление поступило в суд 23.08.2010г.

В обоснование своего заявления Пучкина Л.Г. указала, что в результате произошедших выборов 12 октября 2008 были избраны депутаты Совета депутатов муниципального образования Никулинского сельского поселения. В 2010 году добровольно сложили депутатские полномочия Комиссарова А.В., Кулакова Л.А., Протонина Т.М., Иванова В.В., Титов А.В. Решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 июня 2010г., состав Совета депутатов «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области был признан неправомочным. 24 июля 2010 в газете «Ленинское знамя» опубликовано Постановление Территориальной избирательной комиссии Калининского района от 20.07.2010 №209/2 (далее постановление). Согласно указанного постановления территориальной избирательной комиссией Калининского района назначаются досрочные выборы депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения третьего созыва на 10 октября 2010г. В постановлении содержится ссылка на ст. 11, 22, 67\1 Избирательного Кодекса Тверской области, решение Тверского областного суда от 10.06.10г.

Заявитель полагает, что указанное постановление не соответствует требованиям законодательства о выборах и нарушает её избирательные права на участие в легитимных выборах, поскольку, решение Тверского областного суда не содержит в резолютивной части указание на проведение досрочных выборов депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения третьего созыва, а также не содержит выводов о прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения, в том числе, полномочий представительного органа в целом и полномочий самих депутатов. Следовательно, указанное решение суда не могло служить основанием для назначения досрочных выборов.

Также указала, что обжалуемое постановление содержит противоречивые нормативные основания необходимости назначения указанных в постановлении выборов. Статья 11 Избирательного кодекса Тверской области регулирует вопросы назначения выборов (сроки назначения, день выборов), в п. 3 ст. 11 указано, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. По смыслу данной статьи вначале должны прекратиться полномочия органа или депутата, которое повлечет за собой неправомочность органа и как следствие проводятся досрочные выборы. Решением Тверского областного суда состав Совета депутатов «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области второго созыва признан неправомочным, а непосредственно представительный орган - Совет депутатов «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области второго созыва ни кем не признан неправомочным, в том числе, и по полномочиям оставшихся пяти депутатов. Согласно ст. 67.1. Избирательного кодекса Тверской области дополнительные выборы проводятся при условии, что представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а также, если в результате дополнительных выборов депутат будет избран на срок более одного года. Срок полномочий депутатов Никулинского сельского поселения истекает в 2013 году, срок их полномочий продлится более года, следовательно, не имеется оснований указанных в п. 4 ст. 67.1 Избирательного кодекса Тверской области. Назначение незаконных выборов (досрочных) по мнению заявителя нарушает её избирательные права, так как оспариваемое постановление устанавливает проведение новых (досрочных) выборов для определения нового состава депутатов, при условии, что полномочия Совета депутатов муниципального образования Никулинского сельского поселения от 12 октября 2008г. не прекращены. Заявитель полагает, что в данном случае должны быть назначены дополнительные выборы.

В судебное заседание заявитель Пучкина Л.Г. не явилась. О времени и месте его проведения информирована заблаговременно. Сообщила, что принимать участия в судебном заседании не будет. Представителя в суд заявитель не направила.

Председатель территориальной избирательной комиссии Калининского района Иванова В.В. в судебном заседании возражала против доводов заявителя. Представила письменный отзыв. Пояснила, что имеется вступившее в законную силу решение суда о неправомочности состава Совета депутатов Никулинского сельского поселения. В соответствии с п.17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в таком случае полномочия представительного органа в силу закона прекращаются. Оспариваемое постановление о назначении досрочных выборов вынесено в соответствии с законом и прав заявителя не нарушает, напротив направлено на реализацию прав избирателей.

Представитель администрации МО «Никулинское сельское поселение» Шитик О.Ю. в судебном заседании возражала против требований Пучкиной Л.Г. Представила письменный отзыв. Указала, что правовые последствия вынесения решения судом о неправомочности состава представительного органа прямо предусмотрены законом. Таковым последствием является назначение досрочных выборов в предусмотренный законом срок. Считает, что заявителем неверно трактуется закон. Доводы заявителя о нарушении её избирательных прав постановлением о назначении новых досрочных выборов несостоятельны.

Выслушав представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 23.08.2007г. № 01-13\57 полномочия муниципальных избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе Калининского района, Никулинского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Калининского района.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Калининского района № 209/2 от 20 июля 2010г. постановлено назначить досрочные выборы депутатов Никулинского сельского поселения третьего созыва на 10 октября 2010г. Указанное постановление опубликовано в газете «Ленинское знамя» № 28 (11397) от 24 июля 2010г. Заявитель просит признать это постановление незаконным и назначить дату дополнительных выборов.

Основания для назначения досрочных выборов приведены в ст. 10 Федерального закона РФ от 12 июня 2002года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями), и в ст. 11 Избирательного кодекса Тверской области.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов ( указанных в п.3 настоящей статьи), влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Аналогичная норма содержится в ст. 11 Избирательного Кодекса Тверской области от 7.04.2003г. № 20-ЗО. Решение о назначении выборов подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Согласно п.2 ч.16 ст. 35 Федерального закона 131-ЗО от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются: в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Как указано в ч. 17, 18 ст. 35 указанного закона досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 июня 2010г. удовлетворено заявление Титова А.В. и прокурора Калининского района и состав представительного органа – Совета депутатов «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области признан неправомочным. Решение не обжаловано и вступило в законную силу 26.06.2010г. Указанным решением суда установлено, что в результате добровольного сложения полномочий пятью депутатами (Комиссаровой А.В., Кулаковой Л.А., Протаниной Т.М., Ивановой В.В., Титовым А.В.) в составе Совета депутатов муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области осталось пять депутатов. При этом общая численность Совета депутатов второго созыва в результате выборов от 12 октября 2008г. составляла 10 человек. Таким образом, численность представительного органа, предусмотренная ст. 28 Устава муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области составляет менее 2/3.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Избирательного кодекса Тверской области в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

В связи с признанием решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 июня 2010г. неправомочным состава представительного органа – Совета депутатов «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, постановлением Территориальной Избирательной комиссии Калининского района № 209/2 от 20 июля 2010г. принято решение о проведении досрочных выборов депутатов Совета депутатов МО «Никулинское сельское поселение» в установленные федеральным законодательством сроки, днем голосования определено 10 октября 2010г. Постановление в порядке и сроки, предусмотренные законодательством, опубликовано.

В данном случае произошло не только сложение депутатских полномочий, но и решением суда признан неправомочным состава представительного органа. В соответствии с требованиями закона в таком случае назначаются досрочные выборы в Совет депутатов.

Доводы заявителя о том, что полномочия представительного органа местного самоуправления не были прекращены, и должны быть проведены дополнительные выборы, основан на неверном толковании норм материального права.

Ч. 8 ст. 71 ФЗ 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 67-1 Избирательного Кодекса Тверской области не предусматривает возможности проведения дополнительных выборов в таких случаях.

Правовые последствия вынесения судом решения о неправомочности представительного органа в порядке п.2 ч.16 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены непосредственно в п.17 и 18 этой же нормы закона. К таким правовым последствиям относятся не только досрочное прекращение полномочий всего представительного орган, в данном случае Совета депутатов Никулинского сельского поселения, но и назначение и проведение досрочных выборов, а не дополнительных.

Ч.5 ст. 67-1 Избирательного Кодекса Тверской области также предусмотрено проведение в таком случае основных выборов, а не дополнительных. В связи с этим ссылка в оспариваемом постановлении на ст. 67-1 Избирательного Кодекса Тверской области не противоречит закону.

Не имеется оснований полагать, что назначением досрочных выборов и не назначением дополнительных выборов допущено нарушение избирательных прав заявителя.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления Пучкиной Л.Г. не имеется.

В соответствии с ч.2 ст. 261 ГПК РФ установив, что оспариваемое решение является законным, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ч.2, 3 ст. 261, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Пучкиной Любови Георгиевны о признании постановления территориальной избирательной комиссии Калининского района от 20 июля 2010г. о назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Никулинского сельского поселения незаконным, обязании назначить дату проведения дополнительных выборов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение 5 дней со дня его принятия.

Судья: Е.В. Гуляева