о признании незаконным постановления администрации сельского поселения об изменении вида разрешенного использования земельного участка



Дело N 2- 1697 /10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием:

заявителя Щеглова В.А., его представителя Эйдель Л.Б.,

представителя заинтересованного лица – прокурора Солуяновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Щеглова Валерия Анатольевича о признании незаконным постановления органа местного самоуправления- Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 59 от 09.07.2010г. главы администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» отменено постановлением администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» № 60 от 05.08.2009г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

Щеглов В.М. обратился в суд с заявлением о признании указанного решения органа местного самоуправления об отмене ранее принятого постановления незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка площадью 20240 кв.м кадастровый номер № из земель сельскохозяйственного назначения, вправе использовать его по своему усмотрению. Ранее участок имел разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства. По его заявлению 5 августа 2009г. администрацией МО «Никулинское сельское поселение» вынесено постановление № 60 от 05.08.2009г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка на « для садоводства». Оспариваемым постановлением указанное решение было отменено на основании протеста прокурора Калининского района № 26\10 от 28.06.2010г.

Полагает, что оспариваемым постановлением нарушены его права. Считает, что постановление об изменении разрешенного вида использования земельного участка принято обоснованно на основании результатов публичных слушаний, соответствует Градостроительному кодексу РФ. Постановление администрации о его отмене необоснованно и незаконно, нарушает его законное право использовать участок по своему усмотрению. Правовые нормы, приведенные в протесте прокурора, не относятся к обстоятельствам, устанавливающим правовой режим принадлежащего ему земельного участка.

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали требования. Представитель заявителя пояснил, что право собственности заявителя на земельный участок с разрешенным использованием «для садоводства» зарегистрировано в ЕГРП. Указанное право не оспорено. Ранее вид разрешенного использования участка был изменен по решению администрации Калининского района, указанное решение было отменено, что не оспаривалось. Впоследствии решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принято компетентным органом- администрацией сельского поселения по результатам публичных слушаний. В целях использования земельного участка для садоводства заявитель заключил договора на приобретение саженцев плодовых деревьев, расчистил участок от остатков построек ( ранее там находилась ферма). Сейчас работы приостановил, из-за возникшей неопределенности с разрешенным видом использования земельного участка.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Никулинское сельское поселение» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен. Глава администрации просила о рассмотрении дела без участия представителя администрации.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ неявка заинтересованного истца не препятствует рассмотрению дела по существу в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Калининского района Тверской области Солуянова Е.А. возражала против доводов заявления. Пояснила, что протест прокурора был адресован органу местного самоуправления, предметом оспаривается не является. Мотивы для отмены постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в протесте прокурора.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Законность принятого решения предполагает его обоснованность. При этом в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Данное положение закона было разъяснено лицам, участвующим в деле, в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

Никаких возражений по существу заявленных требований от заинтересованного лица, законность решения которого оспаривается заявителем, не поступило.

Из содержания оспариваемого постановления № 59 от 09.07.2010г. главы администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» следует, что ранее принятое постановление № 60 от 05.08.2009г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков отменено на основании протеста прокуратуры Калининского района № 26-10 от 28.06.2010г.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления, суд установил, что в нем отсутствуют ссылки на земельные или иные нормы закона, предусматривающие отмену ранее принятого постановления. Протест прокурора не может являться безусловным основанием для отмены решения администрации. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может считаться обоснованным.

Из протеста прокурора от 28.06.2010г. на постановление от 5.08.2009г. № 60 главы администрации Никулинского сельского поселения следует, что нормы ЗК РФ, Федеральный закон № 66-ФЗ допускает использование для дачного строительства тех земельных участков, которые предоставлены для этой цели в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. При этом необходимо предварительное зонирование территории. По мнению прокурора при названных обстоятельствах упомянутый вид использования в отношении земельных участков ранее предоставленных для сельскохозяйственного производства законодательством не предусмотрен.

Поскольку оспариваемое постановление отменено по мотивам, изложенным в протесте прокурора, суд оценивает законность постановления, анализируя доводы протеста.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируется защита частной собственности.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данных, что в его состав входят сельхозугодья, суду не представлено.

Оборот земли сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального Закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. №101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

По смыслу ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт9статьи1, часть2 и часть6статьи30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а следовательно и разрешенное использование, не устанавливается, хотя сельскохозяйственные угодья в составе земель иных категорий могут входить в состав зон сельскохозяйственного использования в соответствии с документами территориального зонирования (часть9статьи35 и часть6статьи36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Разрешенный вид использования земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения (статья78 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений,… и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом заявитель может использовать спорный земельный участок по прямому назначению для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения садоводства (одного из видов сельскохозяйственной деятельности).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до принятия правил землепользования решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Установлено, что по результатам публичных слушаний решением администрации Никулинского сельского поселения от 05.08.2009г. № 60 изменен вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка на «для ведения садоводства».

6 августа 2009г. заявитель обратился в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного использования земельного участка, представив в том числе копию постановления администрации Никулинского сельского поселения от 05.08.2009г. № 60. 9 сентября 2009г. ему было выдано новое свидетельство о государственной регистрации права. Таким образом в ЕГРП зарегистрировано право собственности Щеглова В.А. на земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения садоводства».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Зарегистрированное право заявителя в судебном порядке не оспаривалось. Отмена постановления администрации, явившегося основанием для регистрации в ЕГРП права истца на земельный участок с определенным видом разрешенного использования, фактически означает оспаривание его зарегистрированного в ЕГРП права на земельный участок с определенным видом разрешенного использования во внесудебном порядке, что противоречит ст. 2 Закона о государственной регистрации.

Ссылку в протесте на Федеральный закон от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» согласно которому для садоводства используются те участки, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям гражданам, суд полагает необоснованной, поскольку данный закон применим по отношению к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. В рассматриваемом же случае речь идет о земельном участке, находящемся в личной собственности гражданина.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по мотивам, изложенным в протесте прокурора не имелось, оспариваемое постановление не соответствует законодательству и нарушает право гражданина на использование земельного участка по своему усмотрению в соответствии с разрешенным видом использования.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину об исполнении решения должно быть сообщено не позднее месяца со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным постановление № 59 от 09 июля 2010года главы администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области об отмене постановления администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» № 60 от 05.08.2009г., обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.

В суд гражданину сообщить об исполнении решения не позднее месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.10.10г.

Судья: Е.В. Гуляева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200