о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2- 1843\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием: истца Корчанова И.Д., представителя истцов по доверенности Поповой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Твери гражданское дело по иску Корчановой Елены Васильевны, Корчанова Ильи Дмитриевича к администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации Заволжского сельского поселения о признании права собственности на квартиру, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между ними с одной стороны, и администрацией МО «Заволжское сельское поселение» с другой стороны был заключен договор на передачу квартиры № <адрес> в собственность. Однако в регистрации права собственности на спорную квартиру им было отказано в связи с тем, что МО Заволжское сельское поселение не зарегистрировало прав на недвижимое имущество. Данные обстоятельства препятствуют осуществлению ими права на приватизацию жилья.

Истец Корчанова Е.В. и привлеченный третьим лицом без самостоятельных требований на предмет спора Корчанов Василий Васильевич в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела без их участия.

Истец Корчанов И.Д. и представитель истцов Попова И.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования. Указали, что в указанной квартире проживают постоянно истцы, другого жилья не приватизировали.

Ответчик Администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика в суд не явился. Возражений против требований истцов не представил, просил о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав истца и представителя истцов, исследовав материалы дела и представленные документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статьей 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г, 30.06.06г, 11.06.08г., далее - Закон) предусмотрено, что приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилого фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 6 Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищные права граждан, в том числе и право на приватизацию жилья, должны сохраняться. Кроме того, при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

По смыслу указанного закона права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года истцы обратились и заявлением о приватизации квартиры заключили с администрацией МО Заволжское сельское поселение договор передачи квартиры в собственность граждан, согласно которому в равнодолевую собственность истцов была безвозмездно передана отдельная квартира по адресу: <адрес> Сторонами договор не оспаривался. Корчанов В.В. от участия в приватизации до заключения договора отказался.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. в государственной регистрации права истцов на указанную квартиру отказано. Основаниями для отказа явилось то, что права муниципального образования Заволжское сельское поселение на данное имущество в ЕГРП не зарегистрированы.

В судебном заседании установлено, справками, выданными Администрацией Заволжского сельского поселения, подтверждается, что на момент заключения спорного договора приватизации в квартире по вышеуказанному адресу проживали и проживают в настоящее время, зарегистрированы по месту жительства третье лицо Корчанов Василий Васильевич ( с ДД.ММ.ГГГГ.), а также истцы Корчанов Илья Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ. рождения (с рождения), Корчанова Елена Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (с ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно техническому паспорту на квартиру <адрес> указанная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой <данные изъяты> кв. м (кадастровый номер №) состоит из трех комнат, прихожей, туалета, ванной, кухни, балкона). Год постройки указан ДД.ММ.ГГГГ год.

При этом в разделе 1 «Сведения о принадлежности» технического паспорта и справке ГУП «Тверское областное БТИ» собственник квартиры не указан.

Спорная квартира отсутствует в приложении к Закону Тверской области от 28.12.2006г. № 151-ЗО «О разграничении муниципального имущества между Калининским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» содержащем перечень объектов муниципальной собственности Калининского района Тверской области, передаваемых в муниципальную собственность Заволжского сельского поселения. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 15.12.2006г. № 450-П-4 муниципальное имущество, не включенное в перечни, утвержденные названным законом, в порядке, установленном законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами также подлежало передаче в состав сельских поселений Калининского района Тверской области.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № № главы администрации МО «Заволжское сельское поселение» приняты на баланс Заволжского сельского поселения с 1 июля 2007г. от ЗАО племзавод «Заволжское» (ранее- совхоз) жилые дома, в том числе как следует из выписки из перечня муниципальной собственности Заволжского сельского поселения <адрес>.

Справкой администрации Заволжского сельского поселения, сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области подтверждено, что право собственности на спорную квартиру ЗАО племзавод «Заволжское» и МО Заволжское сельское поселение в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тверской области не зарегистрировано, сведений о зарегистрированных правах на спорную квартиру нет.

Передача жилищного фонда, принадлежащего ЗАО племзавод «Заволжское» соответствовало положениям ст. 18 Закона. Отсутствие регистрации права собственности ЗАО племзавод «Заволжское», а впоследствии – права муниципальной собственности сельского поселения на переданные дома и квартиры, не может ограничивать права граждан на приватизацию жилья.

Истцы квартиру получили по тем же основаниям и в том же порядке, как и другие лица, получившие жилье в государственном, муниципальном жилищном фонде, пользовались квартирой на основании договора найма жилого помещения, продолжают проживать в квартире, в связи с чем имеет равное с ними право на приватизацию.

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть передано другим лицам на основании сделки об отчуждении имущества.

Данных о том, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду, не подлежащему приватизации в силу ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не установлено. Спорная квартира в перечень помещений, приватизация которых запрещена, не входит.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы, ранее не приватизировавшие другого жилья, проживают в спорной квартире на условиях социального найма и поэтому в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приобрели право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Несоблюдение ответчиком требований о государственной регистрации своего права на недвижимое имущество, недостатки, имевшие место при передаче имущества в собственность сельского поселения, не могут ограничивать права истцов, предусмотренные законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и препятствовать их реализации. Истцами выражено волеизъявление на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, в котором им не может быть отказано.

В соответствии со ст. 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Вступивший в законную силу судебный акт по заявленному истцами спору о праве является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Корчановой Еленой Васильевной, Корчановым Ильей Дмитриевичем право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, из неё жилая – <данные изъяты> кв. м (кадастровый номер №), расположенную по адресу: <адрес> в равных долях по 1\2 доли за каждым из них.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Калининский районный суд Тверской области.

Мотивированное решение составлено 1.11.2010г.

Судья: Е.В. Гуляева