о признании незаконным бездействия администрации МО `Каблуковское сельское поселение` Калининского района Тверской области и возложении обязанности по вывозу бытовых отходов



дело N 2-2118/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием: старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Маркова С.А.,

представителя Администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Скляниной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района Тверской в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области и возложении обязанности по очистке от захламления, вывозу бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области и возложении обязанности по очистке от захламления, вывозу бытовых отходов и мусора.

Требование мотивировано тем, что на землях Каблуковского сельского поселения по правой стороне автодороги Юрьевское-Лисицы (по направлению в строну д.Юрьевское) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанная свалка расположена в 500 м от автобусной остановки Турбаза «Лисицкий Бор» по правой стороне в лесном массиве в 20 м перпендикулярно от автодороги Юрьевское-Лисицы и имеет размер <данные изъяты>

Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» основным принципом государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статья 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно пункту 18 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. Администрация Каблуковского сельского поселения в нарушение данных положений Санитарных правил и ветеринарных норм, мер по ликвидации свалки бытовых отходов вблизи автодороги до настоящего времени не предприняла, тем самым, нарушив права граждан на благоприятную среду обитания. В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бездействие и нарушение Администрацией Каблуковского сельского поселения действующего законодательства приводит к загрязнению окружающей природной среды, создает антисанитарные условия, способствующее распространению опасных заболеваний. Таким образом, действия Администрации Каблуковского сельского поселения по невыполнению обязанности по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов не соответствуют требованиям федерального законодательства, не обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан. На основании вышеизложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Каблуковского сельского поселения по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на землях Каблуковского сельского поселения по правой стороне автодороги Юрьевское-Лисицы в 500 м от автобусной остановки Турбаза «Лисицкий Бор» по правой стороне в лесном массиве в 20 м перпендикулярно от автодороги Юрьевское-Лисицы, возложить на Администрацию Каблуковского сельского поселения обязанность по очистке от захламления, вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка по правой стороне автодороги Юрьевское-Лисицы в 500 м от автобусной остановки Турбаза «Лисицкий Бор» в срок до 01.12.2010 года

В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Тверской области Марков С.А. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем.

Представитель администрации МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Склянина Ю.Н. в судебном заседании возражала против заявления прокурора Калининского района Тверской области, пояснила, что указанная свалка находится на лесном участке в составе лесного фонда, Первомайское участковое лесничество квартала №№, арендатором которого является <данные изъяты>», и не находится в границах населенных пунктов. Считает, что арендатор должен содержать земельный участок и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам граждан и в соответствии со ст. 1,2 ГК РФ является неотчуждаемым и защищается гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По статье 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на территории Каблуковского сельского поселения расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.

Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в 500 м от автобусной остановки Турбаза «Лисицкий Бор» по правой стороне в лесном массиве в 20 м от а/д Юрьевское-Лисицы выявлено незаконное складирование бытовых отходов.

Из копии договора аренды лесного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного представителем Администрации МО «Каблуковское сельское поселение» следует, что лесные участки, в том числе и участок СПК «Заборовский» квартала <данные изъяты> площадью 700 га передан для заготовки древесины арендатору <данные изъяты> Предметом договора аренды очистка территории от захламления не является.

В соответствии с Уставом и вышеприведенными нормами закона в полномочия администрации сельского поселения входят, в том числе, организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории.

Поскольку организация по сбору, утилизации отходов находится в ведении сельских поселений, обязанность устранить нарушение и организовать ликвидацию свалки возлагается на администрацию сельского поселения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент обращения прокурора с заявлением Администрацией МО «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области допущено бездействие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования. Тем самым, в результате неисполнения муниципальным образованием требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд полагает необходимым указать срок, в который решение должно быть ответчиком исполнено. Срок исполнения решения суда, который просил установить представитель заявителя – до 01.12.2010г. представляется обоснованным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Каблуковское сельское поселение» по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать Администрацию Муниципального образования «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить допущенное нарушение, организовав вывоз бытовых отходов и мусора, очистку от захламления земельного участка, расположенного по правой стороне автодороги Юрьевское-Лисицы (по направлению в сторону д.Юрьевское) в 500 метрах от автобусной остановки турбаза «Лисицкий Бор» по правой стороне в лесном массиве, в срок до 1 декабря 2010года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.11.10г.

Судья Е.В. Гуляева