о признании незаконными действий администрации МО Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области



Дело № 2-2171\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием:

старшего помощника прокурора Калининского района Маркова С.А.,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Никулинское сельское поселение» по доверенности от 25.10.10г. Фадеевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Твери гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в защиту интересов ветерана Великой отечественной войны Богачева Бориса Ивановича к Администрации МО «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании действий незаконными, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Богачеву Б.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Прокурор обратился в суд за защитой нарушенных прав, законных интересов Богачева Б.И., указав, что последний в силу возраста и состояния здоровья не может сам оспорить незаконные действия администрации.

В заявлении прокурор указал, что основанием для отказа Богачеву в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № № которым жилой дом <адрес>, принадлежащий Богачеву Б.И., признан пригодным для проживания. При этом не учтено, что в доме, где проживает Богачев Б.И., отсутствует водопровод, хотя в д. <адрес> имеются инженерные сети, в том числе водопровод. Граждане, проживающие в поселениях с централизованными инженерными сетями в одно и двухэтажных зданиях при отсутствии водопровода признаются в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49 ЖК жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъектов РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с действующим законодательством Богачев Б.И. имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежит постановке на такой учет, в противном случае создаются препятствия для осуществления права Богачева Б.И. на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

Заявитель и привлеченная к участию в деле заинтересованным лицом Богачева Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены. Их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании прокурор поддержал требования.

Представитель заинтересованного лица возражала против заявления о незаконности принятого администрацией сельского поселения решения. Пояснила, что жилое помещение, в котором проживает заявитель, не признано непригодным для проживания. При вынесении оспариваемого решения руководствовались заключением о пригодности жилого помещения для проживания.

Выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Прокурор вправе обратиться в суд с таким заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может обратиться в суд. В данном случае заявление подано в защиту жилищных прав заявителя.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Исходя из анализа действующего законодательства, в частности жилищного законодательства, под решением понимается акт, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера; действие – осуществление какой-либо деятельности, с которым связано наступление юридических последствий; бездействие – невыполнение обязанности по принятию решения или совершению действия.

В рассматриваемом судом деле заявителем оспаривается решение Администрации сельского поселения.

Из материалов дела усматривается, что Богачев Б.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны. Относится к определенной Федеральным законом «О ветеранах» категории лиц, имеющих право на получение социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны. Зарегистрирован Богачев Б.И. по адресу: <адрес>. Вместе с ним по указанному адресу проживает, зарегистрирована по месту жительства Богачева Н.М. также являющаяся ветераном Великой Отечественной войны. Право собственности Богачева Б.И. на указанный дом с хозпостройками площадью <данные изъяты> кв.м зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. Богачев Б.И. обратился с заявлением в администрацию Никулинского сельского поселения о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем ему было отказано распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение».

Законность принятого решения предполагает его обоснованность. При этом в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Данное положение закона было разъяснено лицам, участвующим в деле, в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

Статьей 54 ч.3 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии на учет может быть оспорен в судебном порядке.

Статьей 54 ч.1 ЖК РФ, предусмотрены различные основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Частью 2 указанной статьи прямо предусмотрено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основаниям такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого заявителем решения, суд установил, что в нарушение ч.2 ст. 54 ЖК РФ в распоряжении не указаны основания отказа, отсутствуют ссылки на нарушения, предусмотренные ч.1 ст. 54 ЖК РФ. При таких обстоятельствах решение об отказе в принятии гражданина на учет не может считаться обоснованным и законным.

При рассмотрении дела установлено, что мотивами принятия такого распоряжения послужил акт обследования жилого помещения, заключение комиссии о пригодности помещения для проживания, решение жилищной комиссии администрации МО «Никулинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ. № №. В решении жилищной комиссии содержится ссылка на п.п.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ.

Акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не содержит описания материала, из которого состоит дом, состояния стен, полов, межкомнатных перегородок. Отсутствуют сведения о степени износа здания. В то же время содержатся рекомендации о замене шифера на крыше, укреплении фундамента, устройстве туалета, проведении водопровода в дом, смене полов, которые свидетельствуют о наличии недостатков жилого дома. Из акта обследования и заключения жилищной комиссии следует, что централизованное водоснабжение, канализация в доме отсутствует. Туалет - выгребная яма во дворе. Дом признан пригодным для проживания.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в частности, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Правительством РФ 28.01.2006г. № 47 при оценке пригодности помещений для проживания в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. При принятии оспариваемого решения не учтено, что в Никулинском сельском поселении, в д.Никулино в частности имеются инженерные сети водопровода и канализации.

Суд находит, что само по себе признание жилья пригодным для проживания не может являться достаточным основанием для отказа лицу в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений. Непригодность жилья для проживания это лишь одно из оснований для принятия на такой учет. В данном случае в нарушение закона не учтены условия проживания заявителя в помещении, размер занимаемой площади, отсутствие водоснабжения, водоотведения, условия проживания.

В силу ст. ст. 51, 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления.

Помимо изложенных выше оснований, условием признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является принадлежность к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Ч.3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан.

Федеральный закон от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включая получение жилых помещений в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» мерой социальной поддержки ветеранов является обеспечение за счет средств федерального бюджета (в виде субвенций) жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005г. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1.01.2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Указом Президента РФ от 7.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» установлена необходимость завершения до 1 мая 2010г. обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.03.2005г. ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.

С заявлением о постановке на такой учет Богачев Б.И. обратился в администрацию Никулинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что Богачев Б.И., нуждающийся в улучшении жилищных условий, является ветераном Великой Отечественной войны, он обладает правом на обеспечение жилой площадью в соответствии с Указом Президента РФ N714 от 07 мая 2008 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, о наличии оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 3 ст. 49, п.1, 3 ч.1 ст. 51, ст. 52 ЖК РФ ветерана Великой Отечественной войны Богачева Б.И., поскольку он относится к определенной Федеральным Законом «О ветеранах» категории лиц, имеющих право на получение социальной поддержки. Отказом в принятии Богачева Б.И. на учет в качестве нуждающегося создаются препятствия для осуществления права Богачева Б.И. на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину об исполнении решения должно быть сообщено не позднее месяца со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе в принятии Богачева Б.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.11.2010г.

Судья: Е.В. Гуляева