о взыскании задолженности по транспортному налогу



Дело № 2-2090\10
Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Смородиной А.Ю.,

с участием: представителя истца по доверенности Кочкина В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Клейн Анатолию Клементьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2007г. – 4282 руб. 50 коп. и пени 236 руб. 42 коп. В обоснование исковых требований указано, что ответчик, является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на него зарегистрированы транспортные средства – ИЖ271501601 государственный регистрационный знак №, ГАЗ270500 государственный регистрационный знак №, ГАЗ3110 государственный регистрационный знак №. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога было направлено ответчику, однако своевременно ответчиком налог не уплачен. Требованием об уплате налога налогоплательщику предложено уплатить недоимку по транспортному налогу. До настоящего времени задолженность по транспортному налогу не погашена. В связи с изложенным на основании ст. 75 НК РФ начислены пени.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал частично. Снизил размер пени до 104 руб. 83 коп. Пояснил, что за 2007г. ответчику начислен транспортный налог, который ответчик не оплатил. С письменными возражениями ответчика не согласен, поскольку последний обязан платить транспортный налог.

Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте его проведения извещен надлежащим образом заблаговременно до судебного заседания. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. Доказательств оплаты налога не представил. В письменных возражениях на иск просил отказать в иске. Указал, что требование об уплате налога не содержит сведений о ставке пени, дате с которой они начисляются, лишен возможности убедиться в правильности их начисления. Кроме того своевременно налоговое уведомление за 2007г. ему не было направлено. Федеральным законом от 28.11.2009г. № 283 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в п.3 ст. 363 НК РФ добавлен абзац 2, допускается направление налогового уведомления за три налоговых периода. Указанный закон вступил в законную силу с 01.01.2010г. Согласно п.2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. В связи с изложенным взыскание транспортного налога за 2007г. является неправомерным.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса РФ граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В силу п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и ( или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные ( буксирные суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиком транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

На основании ст. 362 НК РФ налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплачивается сумма налога в бюджет по итогам налогового периода и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно ст.ст. 1,2 Закона «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО, с изменениями ( далее- Закон), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 361 ч.2 НК РФ и ст. 1 Закона транспортный налог начисляется с применением налоговой ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии с п.п.7 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты налога. Налоговое уведомление, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ ( с изменениями от 28.11.2009г.) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается карточками учета транспортных средств, предоставленными органами ГИБДД, на ответчика зарегистрированы транспортные средства: с 2005г. до 27.01.2009г. ИЖ271501601 государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 58л.с., с 2005г. до 4.08.2010г. ГАЗ270500 государственный регистрационный знак №, с 16.10.2007г. - ГАЗ3110 государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 130 л.с. То есть ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2007год.

Межрайонной инспекцией ФНС № 9 по Тверской области ответчику обоснованно начислен налог за указанный налоговый период в сумме 4282 руб. 50 коп исходя из мощности трех указанных автомашин, при этом учтено время постановки автомашины ГАЗ на регистрационный учет в октябре 2007г.

Возражения ответчика против иска по мотиву возникновения у налоговой инспекции права направления налогового уведомления за три налоговых периода в 2009г., в связи с чем нет оснований для взыскания с него налога за 2007г., судом отклонены. Федеральным законом от 28.11.2009г. № 283 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в п.3 ст. 363 НК РФ добавлен абзац 2, в соответствии с которым допускается направление налогового уведомления за три налоговых периода (ст. 4). Ст. 4 указанного закона вступила в законную силу с 01.01.2010г. Согласно п.2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Однако данный закон в этой части не устанавливает и не отягчает ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, не устанавливает новые обязанности, не ухудшает иным образом положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Конституционно-правовая обязанность по уплате транспортного налога за 2007г. у ответчика существовала и до внесения указанных изменений, размер недоимки не изменился в связи с принятием закона. Данный закон изменил срок, порядок уведомления налогоплательщика о необходимости исполнения конституционно-правовой обязанности по уплате налогов. В связи с изложенным оснований для освобождения ответчика от уплаты транспортного налога за 2007г. не имеется.

В соответствии с требованиями налогового законодательства ответчику по известному месту жительства налоговым органом направлено налоговое уведомление № 87845 от 03.03.2010г., что подтверждается его копией, реестром заказной корреспонденции. Транспортный налог в установленный законом срок налогоплательщиком не оплачен.

На основании ст. 45 Налогового кодекса РФ, в связи с неисполнением ответчиком требований об уплате налога в добровольном порядке, налоговым органом ответчику направлено требование об уплате налога № 19357 от 14.05.2010г. с предложением уплатить недоимку до 01.06.2010г. Получение ответчиком требования об уплате налогов по истечении срока, предоставленного для их исполнения, не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате недоимки.

В нарушение указанных требований ответчик до настоящего времени не уплатил транспортный налог на указанное транспортное средство.

Утверждение в отзыве ответчика, что срок обращения налогового органа в суд является пресекательным, является не правильным. В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании налоговых платежей 5.10.2010г., то есть в срок, установленный ст. 48 НК РФ, до истечения шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

Из налогового уведомления следует, что размер задолженности размер налога за 2007г. составил - 4282 руб. 50 коп. Расчет налога произведен с учетом мощности двигателя и времени постановки, снятия автомобилей с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 23 п. 5 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пеня – санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Поскольку ответчик не выполнил обязанность по уплате транспортного налога в установленные законом сроки, то налоговым органом были начислены пени.

Однако суд соглашается с мнением ответчика, что требование об уплате налога в нарушение п.4 ст. 69 НК РФ не содержит сведений о дате, с которой начисляются пени, представленный расчет пени не позволяет убедиться в его правильности. Кроме того, из требования и расчета пени видно, что расчет пени производился на сумму недоимки не только за 2007г., но и за последующий период, за который размер недоимки, обоснованность начисления налога и пени не входили в предмет спора. При этом истец при снижении суммы пени не представил данных, подтверждающих обоснованность снижения пени именно до 104 руб. 83 коп. Соответственно расчет пени не отвечает принципу проверяемости. В связи с изложенным в части взыскания пени в размере 104 руб. 83 коп. исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер государственной пошлины определяется в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области удовлетворить частично.

Взыскать с Клейн Анатолия Клементьевича в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области сумму задолженности по транспортному налогу за 2007г. –4282 руб. 50 коп.

Исковые требования о взыскании пени оставить без удовлетворения.

Взыскать с Клейн Анатолия Клементьевича государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02.12.2010г.

Судья Е.В. Гуляева