об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации по месту жительства заявителя её ребенка



Дело N 2- 2512 /10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Райской И.Ю.,

с участием:

заявителя Смородиной О.Ю.,

представителя заинтересованного лица Шитик О.Ю., представившей доверенность от 1.11.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Смородиной Ольги Юрьевны к Администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации по месту жительства заявителя её ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Смородина О.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» зарегистрировать по месту жительства её сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В обоснование заявления указала, что с 11.05.2005г. зарегистрирована по адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес>. После рождения сына обратилась в администрацию Кулицкое сельское поселение» с заявлением о его регистрации по тому же адресу. 8.11.2001г. за подписью главы администрации получила отказ в регистрации ребенка в связи с тем, что жилое помещение признано непригодным для проживания. Считает данный отказ незаконным и ущемляющим права граждан. В связи с чем просит обязать администрацию зарегистрировать её сына по указанному адресу.

В судебном заседании заявитель поддержала требования и доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что фактически не проживает по указанному адресу, из-за аварийности дома проживание там невозможно, но зарегистрировать ребенка по иному адресу не имеет возможности. Без регистрации ребенка не может получить материнский капитал, детские пособия.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Кулицкого сельского поселения» Шитик О.Ю. в судебном заседании возражала против требования заявителя. Указала, что спорный дом по заявлению собственника ФИО7 был обследован межведомственной комиссией, которая признала дом непригодным для постоянного проживания. По результатам обследования составлен акт, принято заключение от 26.04.2010г. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Собственник дома Антонов Н.В. в рамках реализации Постановления администрации Тверской области № 100-па от 16.03.2010г. получил сертификат на приобретение жилого помещения. По имеющимся в администрации сведениям Смородина О.Ю. в жилом доме не проживала. В непригодном для проживания состоянии дом находится с 2000г. Проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья. Смородина О.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявлений об изменении состава семьи в связи с рождением ребенка не подавала. Жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не может являться местом жительства, отказ в регистрации по указанному адресу несовершеннолетнего является законным и обоснованным, не нарушает права и интересы заявителя.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

В связи с чем МО «Кулицкого сельское поселение» Калининского района Тверской области является надлежащим заинтересованным лицом по делу, уполномоченным решать вопросы регистрации по месту жительства в указанном населенном пункте.

Как установлено ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», а также п.4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года №731 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства» регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом. Таким образом, институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством, обществом.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242 «О праве граждан Российской Федерации … гражданин обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу с заявлением о регистрации, а орган регистрационного учета зарегистрировать гражданина по месту жительства, а органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют гражданина по месту жительства, производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

Установлено, что Смородина О.Ю. с 11 мая 2005 года зарегистрирована по указанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ у неё родился сын ФИО1

С заявлением о регистрации по месту жительства сына заявитель обратилась 27.10.2010г. в Администрацию Кулицкого сельского поселения. В установленный вышеуказанными Правилами срок регистрация гражданина по месту жительства не была произведена. Мотивированный отказ в регистрации выдан заявителю 8.11.2010г.

Отказывая в удовлетворении заявления о регистрации по месту жительства заявителя ребенка последней, администрация Кулицкого сельского поселения сослалась на аварийность жилого дома. Однако суд не может согласиться с данными доводами заинтересованного лица, как не основанными на законе.

Действительно жилой дом по указанному адресу признан непригодным для постоянного проживания, что подтверждено актом и заключением от 26.04.2010г.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит каких-либо оснований к отказу в регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Пункт 21 Правил регистрации действительно ранее содержал запрет на регистрацию граждан по месту жительства по такому основанию, как непригодность жилья для проживания. Данный пункт, наряду с некоторыми другими, постановлением Конституционного Суда РФ от 2.02.1998г. № 4-п признан не соответствующими Конституции Российской Федерации. Исходя из содержания указанного выше постановления Конституционного Суда РФ отказ в регистрации гражданина по месту жительства возможен лишь по мотиву непредоставления заявителем должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов, указанных в п.6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». А такие обстоятельства как пригодность помещения для проживания не имеют юридического значения и не могут являться основанием для отказа в регистрации.

Ссылки представителя заинтересованного лица, что заявитель не проживает фактически по спорному адресу, значения для разрешения дела не имеет. В соответствии с позицией, изложенной в вышеуказанном постановлении Конституционного суда РФ Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не возлагает на органы, производящие регистрацию, обязанности проверять обстоятельства и основания вселения. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

В силу положений Семейного Кодекса РФ ответственность за воспитание, развитие детей, обязанность заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить потребности ребенка, в том числе в жилье, несут родители. В части 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно названному закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…» органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Регистрация является лишь способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства. Регистрационный учет по месту жительства не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права на выбор места жительства.

В данном случае отказ в регистрации по указанному адресу ребенка заявителя влечет невозможность реализации определенных прав, получение пособий, выплат, осуществление которых невозможно без регистрационного учета.

При таких обстоятельствах, из содержания перечисленных актов следует, что отказ в постоянной регистрации сына заявителя по указанному адресу по месту жительства, влечет ограничение конституционных прав заявителя, её ребенка и является незаконным.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину об исполнении решения должно быть сообщено не позднее месяца со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области в регистрации сына заявителя Смородиной Ольги Юрьевны -ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, по адресу Тверская область, Калининский район, <адрес>. Обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06.12. 2010г.

Судья: Е.В. Гуляева