о постановке на учет бесхозяйных газопроводов



Дело № 2-2124/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Звонковой Е.О.,

с участием:

представителя заявителя помощника прокурора Солуяновой Е.А.

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Майер К.В. по доверенности от 13.10.2010г.,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Аввакумовское сельское поселение» Однорога А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района Администрации муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных газопроводов в д.Аввакумово,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калининского района обратился в суд с указанным заявлением.

В обоснование требований указал, что выявлено наличие в д.Аввакумово газопровода низкого давления общей протяженностью 236,23 п. м. и газопровода низкого давления общей протяженностью 542,70 п.м. к жилым домам населенного пункта д.Аввакумово. Указанные газопроводы введены в эксплуатацию 1.09.1993г. и 18.03.1993г. по заказу ТОО «Блик». В настоящее время являются бесхозяйными.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе обеспечивают необходимым спектром услуг. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 50 Закона имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе газоснабжения, может находиться в собственности муниципальных образований. На основании ст. 25 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся.

Несмотря на возложенную законом обязанность администрацией Аввакумовского сельского поселения не предпринято исчерпывающих мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, документы, необходимые для постановки на учет не собраны, заявление не направлено, газопроводы на учет в качестве бесхозяйного имущества не поставлены. Бездействие администрации в дальнейшем может привести к прекращению газоснабжения жилых домов, тяжким последствиям. Нарушаются жилищные права граждан, ставится под угрозу их здоровье, ущемляются права граждан на получение услуг, необходимых для их нормальной жизнедеятельности.

В судебном заседании представитель прокурора Солуянова Е.А. поддержала заявление. Уточнила, что протяженность сетей газоснабжения составляет в соответствии с актами приемки газопроводов в эксплуатацию составляет 236,23 п.м и 693,10 п.м. Пояснила, что без постановки данных газопроводов на учет, как бесхозяйного имущества, невозможно осуществлять надлежащую эксплуатацию, контроль, предотвращение чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Представитель Администрации МО «Аввакумовское сельское поселение» в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал, что в полномочия администрации поселения входит организация обслуживания объектов, находящихся в муниципальной собственности поселения, бюджет поселения не позволяет нести бремя содержания спорного имущества, провести его техническую инвентаризацию, необходимую для постановки на учет в ЕГРП. Полагает, что за спорные объекты должен отвечать собственник или ОАО «Тверьоблгаз».

Представитель администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Майер К.В. в судебном заседании пояснила, что полномочия, указанные в заявлении прокурора, в силу закона принадлежат органам местного самоуправления поселения.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Тверьоблгаз» не явился в судебно заседание, просил о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с таким заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исходя из анализа действующего законодательства, под решением понимается акт, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера; действие – осуществление какой-либо деятельности, с которым связано наступление юридических последствий; бездействие – невыполнение обязанности по принятию решения или совершению действия.

В рассматриваемом судом деле заявителем оспаривается бездействие администрации сельского поселения.

В силу ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

По сообщению ОАО «Тверьоблгаз» на территории Калининского района расположены объекты газораспределительной системы, собственники которых не осуществляют технического облуживания и которые необходимо признать бесхозяйными, в том числе в д. Аввакумово. Из актов приемки газопроводов в эксплуатацию от 18.02.1993г. и от 1.09.1993г. протяженность газопровода к домам 4,5,13-15, 1,2,3 составляет 693,10 п.м, к домам 1,3,6,10,11, 17,21 - 236,23 п.м. Монтаж выполнен по заказу ТОО «Блик».

По сообщению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области сведения о такой организации, её переименовании в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на указанные объекты отсутствуют.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, водоснабжения, а также газоснабжения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

Нахождение спорных сетей газоснабжения на территории Аввакумовского сельского поселения не оспаривалось, в силу закона обязанность по организации в границах поселения газоснабжения возложена на орган местного самоуправления, в данном случае - Администрацию Аввакумовского сельского поселения.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что также отражено в Устава Аввакумовского сельского поселения ( пп. 23 п.1 ст. 8, п.3 ст. 8 Устава).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф. В соответствии со ст. 32 Закона организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Статьей 33 Закона предусмотрено, что обеспечение безопасности объекта системы газоснабжения предполагает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления определенных, перечисленный в законе мероприятий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

Как усматривается из материалов дела указанные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности сетей газоснабжений, представляющих угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. В этой связи отсутствие собственника спорных объектов влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности газовых сетей и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок обращения с заявлением и принятия объекта на учет предусмотрен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N580) (с изменениями от 12 ноября 2004 г.).

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах МО Аввакумовское сельское поселение, необращение администрации поселения в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о принятии объектов на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст. 225 ГК РФ. При этом доводы представителя администрации сельского поселения об отсутствии денежных средств на эти цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку недостаток бюджетных средств не освобождает органы местного самоуправления, должностных лиц от выполнения предусмотренных законом обязанностей.

Доводы представителя администрации Аввакумовского сельского поселения, что, не являясь собственником спорных объектов, не может нести указанную ответственность, судом не принимаются, поскольку предъявление данного заявления связано не с обращением спорных объектов в муниципальную собственность поселения, а с постановкой бесхозяйных объектов на учет, который в силу ст. 225 ГК РФ может быть осуществлен только по заявлению органа местного самоуправления.

В связи с чем суд находит обоснованным требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Аввакумовское сельское поселение».

В данном случае прокурор реализовал право на обращение в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, к нарушению прав которых на безопасность, получение услуг надлежащего качества, может привести неопределенный статус газопроводов.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица ил, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» по постановке на учет бесхозяйного имущества газопровода в д. Аввакумово протяженностью 693,1 п.м., 236,23 п.м., находящихся на территории Аввакумовского сельского поселения. Обязать Администрацию муниципального образования «Аввакумовское сельское поселение» устранить допущенное бездействие, - обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет указанных объектов, как бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08.12.2010г.

Судья: Е.В. Гуляева