Дело № 2-2262\10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
15 декабря 2010 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Звонковой Е.О.,
с участием:
заявителя Шабалиной Т.Е.,
помощника прокурора Калининского района Солуяновой Е.А.,
представителей заинтересованного лица администрации МО «Городское поселение – поселок «Васильевский Мох» Нищун И.В. и Ковалевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Твери гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в защиту интересов Шабалиной Татьяны Евгеньевны о признании незаконным бездействия администрации МО «Городское поселение – поселок «Васильевский Мох» по непринятию мер по расселению и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, за защитой нарушенных жилищных прав, законных интересов Шабалиной Т.Е. Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Городское поселение – поселок «Васильевский Мох» по непринятию мер по расселению семьи Шабалиных из квартиры № аварийного дома <адрес>, по непринятию решения о сроках отселения жильцов данной квартиры. Также просил обязать администрацию предоставить семье Шабалиных благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, расположенное в черте данного городского поселения.
Заявление подано и рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ( глава 25 ГПК РФ).
В обоснование заявления прокурор указал, что многоквартирный дом <адрес>, в котором находится квартира №, принадлежащая Шабалиным, признан непригодным и опасным для проживания. В соответствии с постановлением главы администрации Калининского района № 44,45, 46 от 3.02.2005г. указанный дом в числе других подлежал сносу, а жильцы переселению. Указанный дом включен для участия в подпрограмму «Переселения граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 58-па от 13.04.2004г. В рамках указанной программы жители четырех квартир указанного дома расселены, Шабалины не были расселены. С 1.01.2007г. жилой фонд передан в муниципальную собственность поселения.
Согласно заключению и акту обследования межведомственной комиссии от 22.04.2010г. дом вновь признан непригодным для проживания. Однако до настоящего времени администрацией сельского поселения мер к его сносу и расселению не принято в сроки, установленные Положением о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г.
Бездействие администрации создает угрозу для жизни и здоровья граждан, не соответствует Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, жилые помещения предоставляются вне очереди. По смыслу правовых норм ст. 85-89 ЖК РФ обязанность по обеспечению жильем возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя.
В соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и согласно п. 8 ст. 33 Устава муниципального образования осуществляет обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организацию строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства.
Несмотря на возложенную законом обязанность, администрация поселения по настоящее время не приняла достаточных мер по сносу аварийного дома и расселению Шабалиных, чем нарушены права последних, ставится под угрозу их жизнь, здоровье, ущемляются права граждан на получение услуг, необходимых для их нормальной жизнедеятельности.
Шабалина Т.Е. в судебном заседании поддержала заявление прокурора. Пояснила, что приобретая с мужем квартиру в 2005г., не знали о её аварийности.
Привлеченный к участию в деле Шабалин Д.М., не явился в судебное заседание.
В судебном заседании прокурор Солуянова Е.А. поддержала требования, пояснив о них так, как изложено в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Ковалева Н.Г. оспаривала заявление прокурора о бездействии администрации. Пояснила, что спорное жилое помещение признано аварийным, решение о сносе дома принято, утверждена долгосрочная программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда, принимаются меры к получению средств из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако до создания ТСЖ, принятия решения собственниками жилых помещений не могут вступить в данную программу.
Представитель заинтересованного лица Нищун И.В. в судебном заседании возражал против довод заявления прокурора, указав, что Шабалины приобрели аварийную квартиру, являясь собственником жилого помещения несут бремя её содержания, риск утраты своего имущества.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Прокурор вправе обратиться в суд с таким заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может обратиться в суд. Кроме того прокурор вправе обратиться в защиту социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. В данном случае заявление подано в защиту жилищных прав заявителя.
Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом судом деле заявителем оспаривается бездействие администрации. Исходя из анализа действующего законодательства, бездействие – невыполнение обязанности по принятию решения или совершению действия.
Как установлено, квартира <адрес> не является муниципальной, администрация не является наймодателем указанного жилого помещения. В связи с чем необоснованны ссылки прокурора в заявлении статьи 85-89 ЖК РФ, посвященные вопросам социального найма жилья.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47. Процедура включает в себя составление акта обследования помещения, принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии, информирование заявителя. Согласно п. 49 Положения соответствующий орган принимает решение, издавая распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещении, сроках отселения в случае признания аварийным, или при необходимости проведении ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации Калининского района Тверской области от 3.02.2005г. №44,45 жилой дом <адрес> в числе других домов признан непригодным для проживания, подлежащими сносу. То есть дом признан аварийным до утверждения постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 Порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
C 1 января 2007г. жилой фонд передан в муниципальную собственность поселения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселений решают вопросы местного значения самостоятельно. Администрацией поселения создана межведомственная комиссия, проведено еще раз обследование помещения, о чем составлен акт от 22.04.2010г., дом признан непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций.
Квартира, в которой проживает семья заявителя, принадлежит Шабалину на праве собственности, приобретена по договору купли-продажи 11.02.2005г.
Согласно статье49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности, либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.
Этого права не могли быть лишены и те лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям, например, в результате их купли-продажи.
Нормы ЖК РФ не содержат прямого указания на порядок расселения собственников жилых помещений из ветхого жилья. При определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома следует руководствоваться по аналогии положениями ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Администрация МО «Городское поселение – поселок «Васильевский Мох» не отрицала свою обязанность по предоставлению благоустроенного жилья и семье заявителя.
Вместе с тем суд находит необоснованным утверждение в заявлении о бездействии администрации, поскольку установлено, что решение о признании дома аварийным, подлежащим расселению принято, утверждена Программа расселения со сроком исполнения по указанному дому 2011г. В Долгосрочной целевой программе МО городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011-2015гг., утвержденной решением Совета депутатов МО городское поселение – поселок Васильевский Мох 16.04.2010г., предусмотрено переселение, в том числе граждан, являющихся собственниками жилых помещений. В приложении № 1 к Программе предусмотрено, что дома <адрес> подлежит сносу в 2011г.В соответствии с графиком лица, проживающие в указанном доме, подлежат расселению. Части жильцов дома ранее предоставлены благоустроенные жилые помещения. В списке реализации адресных программ по переселению указана также и семья Шабалиных.
Таким образом отсутствуют основания полагать, что администрация бездействует, не принимая необходимых для расселения решений.
При этом установлено, что администрацией поселения принимаются меры для получения средств на переселение в соответствии с законом от 21.07.2007г. № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». В целях соблюдения условий выделения средств, предусмотренных ст. 14 закона, принимаются меры к созданию определенного количества товариществ собственников жилья. Из пояснений представителей заинтересованного лица и представленных материалов следует, что на 1 мая 2010г. были сданы в Департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области документы на вступление в программу, инициированы несколько раз собрания жителей.
Главой администрации поселения направлено 30.08.10г. обращение Губернатору Тверской области, главе Калининского района об оказании помощи для переселения жителей указанного аварийного дома.
Для расселения граждан, проживающих в указанном доме, предназначались для временного проживания комнаты в коммунальных квартирах, в частности заявителям Шабалиным предложено на время переселиться по 4-м адресам, что подтверждено копией решения администрации МО ГП «поселок Васильевский Мох» от 29.11.2010г., не оспаривалось заявителем, подтвердившей, что отказались переезжать в предлагаемое жилье.
Таким образом, администрацией поселения приняты необходимые решения по вопросу расселения аварийного дома. Установлено, что нерасселение квартиры, принадлежащей Шабалиным, связано не с непринятием каких-либо решений органом местного самоуправления, а в связи с отсутствием свободного жилищного фонда и средств.
Суд не вправе предопределять решение органа местного самоуправления, обязывая его принять определенное решение. Требование об обязании администрации предоставить семье Шабалиных благоустроенного жилого помещения сопряжено с решением спора о праве, касающегося сроков и оснований предоставления жилья Шабалиным, условиях предоставления, который может быть разрешен в порядке искового производства, и не может быть удовлетворено при рассмотрении дела, рассматриваемого в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ч. 4 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Калининского района в защиту интересов Шабалиной Татьяны Евгеньевны о признании незаконным бездействия администрации МО «Городское поселение – поселок «Васильевский Мох» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.12.2010г.
Судья: Е.В. Гуляева