Дело № 2-502/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
18 января 2011 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Лаврухиной О.Ю.,
с участием: представителя истца по доверенности от 16.04.2007г. Филипповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Чешуиной Юлии Анатольевне о взыскании задолженности по транспортному налогу,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Чешуиной Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2007, 2009гг. В обоснование иска указал, что ответчику направлено налоговое уведомление и требование о его уплате, однако налог не был уплачен.
Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу, указанному в исковом заявлении: 170507 Тверская область, Калининский район, <адрес>.
Установлено, что по указанному в иске адресу ответчик не проживает и не зарегистрирована, местом жительства ответчика является адрес: <адрес> с 22.09.2008г.
Выслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного заседания установлено, что налоговое уведомление и требование об уплате налога истцом направлялось по адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес>. Однако ответчик там не проживает, что подтверждено сообщением администрации Бурашевского сельского поселения, по данным отдела адресно-справочной службы УФМС по Тверской области она проживает по иному адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес>.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Как следует из содержания требований ст.ст. 362 п.1, 363 п.3 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.
Согласно ст. 57 ч. 4 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с вышеприведенными нормами закона, вопрос о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога относится к досудебному порядку урегулирования спора, что отражено в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ».
По буквальному смыслу вышеприведенных норм закона налоговое уведомление, требование об уплате налога направляется гражданину по месту его жительства.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, с учетом приведенных выше требований действующего законодательства, обязанность по уплате налога для физического лица возникает не ранее даты получения налогового уведомления, в котором установлен и исчислен транспортный налог.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001г., Постановлением Конституционного суда РФ № 5-П от 10.04.2003г., Постановлением Конституционного суда РФ № 9-П от 14.07.2005г., Определением Конституционного суда РФ № 191-О от 21.04.2005г., Определением Конституционного суда РФ № 381-О-П от 08.02.2007г. установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Исходя из системного анализа норм налогового законодательства и Конституции РФ можно сделать вывод о том, что обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов возможно только тогда, когда, в частности, одним из субъектов правоотношения (налоговым органом) будет соблюдена обязанность по исчислению и установлению срока для уплаты налога, путем направления налогового уведомления налогоплательщику.
Указанная позиции подтверждается и в письме ФНС РФ от 17.12.2008 года № ШС-6-3/935 «О направлении письма Министерства финансов РФ № 03-05-04-02/71 от 02 декабря 2008 года.
Из представленных суду документов следует, что ответчик не получал ни налогового уведомления, ни требования об уплате транспортного налога за 2007,2009г., поскольку по адресу, указанному в исковом заявлении, ответчик не был зарегистрирована и не проживает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование закона о соблюдении установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора: направлении налогового уведомления и требования ответчику по месту жительства ответчика, истцом выполнено не было. Отметки о получении ответчиком уведомления и требования об уплате налога не имеется.
Направление налогового уведомления по адресу, не являющемуся местом жительства ответчика, юридического значения не имеет.
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел … досудебный порядок урегулирования спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 222, 223, 224-225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Чешуиной Юлии Анатольевне о взыскании задолженности по транспортному налогу, оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней в Тверской областной суд через Калининский районный суд со дня провозглашения.
Судья Е.В. Гуляева