Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 года
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Дзюба Д.В.,
при секретаре Баданиной Н.Ю.,
представителя истца Стадниченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Серикова М.Н. об оспаривании решений призывной комиссии Калининского района, результатов медицинского освидетельствования и заключения врача,
УСТАНОВИЛ:
Представитель заявителя по доверенности Стадниченко М.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений призывной комиссии Калининского района, результатов медицинского освидетельствования и заключения врача. Свои требования мотивируя тем, что Сериков М.Н. состоит на воинском учете в отделе областного военного комиссариата Тверской области по Калининскому району. В назначенный день 13.10.2010 года на основании результатов медицинского освидетельствования Сериков М.Н. был признан годным к несению военной службе – призывная комиссия Калининского района вынесла решение – годен к в/с с незначительными ограничениями, категория годности «Б-4», подлежит призыву на в/с.
Считает решение призывной комиссии Калининского района и заключение врача руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании его годным к военной службе, вынесенное по итогам медицинского освидетельствования, незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят клинико-диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. Пункт 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.
Указанные мероприятия в отношении Серикова М.Н. не проводились, что нарушает его права и саму процедурау прохождения медицинского освидетельствования.
Отсутствие необходимых, предусмотренных Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года медико-инструментальных исследований, свидетельствует об отсутствии возможности у специалистов, проводивших медицинское освидетельствование, всесторонне и объективно судить о состоянии здоровья Серикова М.Н.
При прохождении медицинского освидетельствования Сериков М.Н. предъявлял жалобы на головные боли, головокружение, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами, одышку при физической нагрузке. Сериков М.Н. страдает гипертонической болезнью с апреля 2010 года, состоит на диспансерном учете. Весной 2010 года прошел обследование у кардиолога в областной клинической больнице (амбулаторно) которым был установлен диагноз гипертоническая болезнь 2 ст., артериальная гипертония 2 ст., и назначено постоянная гипотезивная медикоментозная терапия. Диагноз подтвержден данными ЭХО кардиоскопией, суточного мониторирования.
В соответствии со ст. 43 «в» расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 данный диагноз дает основание для признания Серикова М.Н. ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Такие граждане в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас ВС РФ.
Данные показатели специалисты, проводившие освидетельствование проигнорировали, в решении призывной комиссии отсутствует выставленный диагноз, вместо этого фигурирует НЦД по гипертоническому типу, поэтому Сериков М.Н. был лишен права на законное освобождение от призыва на в/с.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития № 323 от 10.05.2007 года «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медицинской санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-аварийной), высокотехнологической, санаторно-курортной медицинской помощи» военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) включена в перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию.
Согласно ст. 54 основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное знание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Таким образом определить Серикова М.Н. пригодность к военной службе по состоянию здоровья может только лицо: а) получившее в РФ сертификат специалиста; б) получившее в РФ сертификат специалиста, как врач-эксперт; в) получившее в РФ лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
В предоставлении документации, подтверждающей наличие у врачей-специалистов сертификатов, лицензий, Серикову М.Н. было отказано.
Таким образом, осуществления работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе подлежит получению специального разрешения (лицензии). Поэтому выставление категории годности к военной службе возможно лишь при проведении военно-врачебной экспертизы, следовательно лечебные учреждения, из которых направлены врачи-специалисты, проводившие в отношении Серикова М.Н. медицинское освидетельствование на территории отдела ВКТО по Калининскому району, в соответствии с вышеупомянутыми нормами, должны иметь лицензию на ведение ВВЭ, в предоставление которой Серикову М.Н. отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ обязан нести военную службу в соответствии с Федеральным Законом.
Данная конституционная норма означает, что и организация призыва, и само прохождение военной службы должны проходить только в строгом соответствии с порядком, установленным Федеральными Законами. Отступление от этого порядка, в том числе в ходе призывной кампании (медицинское освидетельствование, призывная комиссия) является нарушением прав и свобод граждан.
Заявитель Сериков М.Н. извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки не сообщил. В данном случае его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представить заявителя Стадниченко М.С. в суде поддержал заявленные требования по основаниям указанных в заявлении.
Представитель призывной комиссии Калининского района, извещенный надлежащим образом о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений против заявленных требований не представлено.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст. 249 ГПК РФ по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
На основании преамбулы к Федеральному закону от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется настоящим Федеральным законом.
Статьей 5.1 данного ФЗ предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, которые по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категория: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годе к военной службе.
Как следует из положения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п.п. 7-9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года № 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе 2 учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника.
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
Таким образом, флюорографическое и лабораторные исследования являются обязательным условием оценки состояния здоровья призывника и его годности к военной службе.
Как установлено судом решением призывной комиссии в Калининском районе Тверской области от 13.10.2010 года Сериков М.Н. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-4» и призван на военную службу).
В судебном заседании также установлено, что до начала медицинского освидетельствования флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки, лабораторные и электрокардиографическое исследования Серикова М.Н. не проводились, что подтверждается отсутствием соответствующих записей в разделе 2 учетной карты призывника и в карте медицинского освидетельствования заявителя.
Таким образом, решение призывной комиссии по Калининскому району Тверской области основано на неполных данных о состоянии здоровья Серикова М.Н., в связи с чем не может быть признано правомерны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:Признать решение призывной комиссии по Калининскому району Тверской области от 13 октября 2010 года о призыве Серикова М.Н. на военную службу недействующим со дня его вынесения обязав призывную комиссию провести медицинское освидетельствование Серикова М.Н. в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Д.В.Дзюба
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2011 года