Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Райской И.Ю.,
с участием:
представителей заявителя по доверенности Грищенко М.Е., Афанасьевой Т.В.,
представителя заинтересованного лица по доверенности Башкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Аверьяновой Марины Валентиновны о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и обязании принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Аверьянова М.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, выразившегося в непринятии решения по её заявлению об изменении разрешенного вида использования земельного участка, непроведении публичных слушаний по данному вопросу, и обязании принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка площадью 600 кв.м по адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес> ( кадастровый номер №) на основании договора купли-продажи от 15.07.2009г.
из земель населенного пункта, с разрешенным видом использования «для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства».
07.04.2010г. обратилась к главе администрации Тургиновского сельского поселения с заявлением, указав, что желает избрать другой условно разрешенный вид использования своего земельного участка: под размещение и обслуживание объектов связи.
В силу ст. 4.2. Решения Собрания депутатов муниципального образования Тверской области "Калининский район" от 10 июля 2009 г. N 97 "Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений на территории муниципального образования Тверской области "Калининский район", юридические лица и граждане, заинтересованные в изменении разрешенного использования земельного участка, обращаются с мотивированным заявлением в местную администрацию, соответствующую месту нахождения участка. К заявлению должны быть приложены документы: документ, удостоверяющий право на землю; кадастровый паспорт земельного участка; план землепользования. Подготовила документы, согласно перечня, установленного указанным Решением от 10 июля 2009г. № 97. Однако никакого решения по её заявлению ни принималось, поэтому 21.09.2010г. повторно обратилась с аналогичным заявлением, которое было оставлено без рассмотрения.
Полагает бездействие администрации Тургиновского сельского поселения незаконным, нарушающим права и свободы, поскольку в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Поданные заявления являются основанием изменения разрешенного вида использования земельного участка.
Кроме того, запрет на использование земель населенных пунктов для связи законодательством не предусмотрен.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В силу ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на публичные слушания должны выноситься: вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В силу абз. 4 п. 3 ст. 23 Устава Калининского района, на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Ей не известно проводились ли публичные слушания по вопросу принятия решения об изменении разрешенного вида использования для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на земли связи. Со слов главы администрации публичные слушания проведены, но о результатах ей не сообщено.
Заявитель не явилась в судебное заседание, уполномочив представлять свои интересы двух представителей.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы заявления. Афанасьева Т.В. также пояснила, что после обращения заявителя с просьбой об изменении разрешенного вида использования земельного участка публичные слушания не были проведены в установленном законом порядке. Решение администрацией принято 17.06.2010г. до их проведения. Полагает, что заявитель вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе менять разрешенное использование земельного участка.
Представитель заявителя Грищенко М. Е. поддержала доводы заявления. Пояснила, что сооружение на участке заявителя отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других действующих норм. При публикации объявления о проведении публичных слушаний допущена ошибка в указании отчества правообладателя участка.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Тургиновское сельское поселение» в судебном заседании возражала против заявления. Пояснила, что на участке заявителя без получения необходимых разрешений и изменения вида разрешенного вида использования земельных участков возведена вышка сотовой связи. В непосредственной близости от которой находятся дома других жителей поселения. Проведены два схода и публичное слушание по этому вопросу, в которых участвовали жители улицы, на которой расположено сооружение, все возражали против удовлетворения заявления.
В предыдущем судебном заседании глава администрации Туриновского сельского поселения Рыбкина Н.Н. также возражала против заявления Аверьяновой, указав, что при приобретении участка заявитель знала о его разрешенном виде использования, тем не менее без предварительного согласования установлена на её участке вышка высотой 40 метров, против чего возражают местные жители.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Установлено, что заявителю на основании договора купли-продажи от 15.07.2009года принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес>, с кадастровым номером № который относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации Тургиновского сельского поселения от 18.08.2008г. № 66 участку присвоен номер 13А.
Из материалов дела (сообщений от 15.03.2010г., 5.02.2010г.) видно, что территориальным отделом № 4 Роснедвижимости по Тверской области проводилась проверка соблюдения земельного законодательства, установлено нарушение Аверьяновой М.В. земельного законодательства, выразившееся в использовании Аверьяновой М.В. земельного участка не по целевому назначению, выявлено размещение ею на участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства антенно-мачтового сооружения, предназначенного для оборудования базовой станции сотовой радиотелефонной связи. Выдано Аверьяновой предписание об устранении нарушения в срок до 01.07.2010г.
07.04.2010г. ею подано заявление главе администрации Тургиновского сельского поселения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «под размещении и обслуживание объектов связи». С заявлением аналогичного содержания она вновь обратилась 21.09.2010г.
В соответствии с Уставом МО Тургиновское сельское поселение полномочиями по решению вопросов местного значения наделена администрация сельского поселения, руководство которой осуществляет её глава.
Письмом администрации Тургиновского сельского поселения от 17.06.2010г. Аверьяновой М.В. отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка, с указанием среди причин отказа, что испрашиваемый ею вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен для земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения ( ст. 87, 91 ЗК РФ). Выпиской из журнала исходящей корреспонденции подтверждено направление Аверьяновой М.В. сообщения об отказе в удовлетворении заявления.
Также установлено, что 30.06.2010г. и 21.07.2010г. проводился сход граждан по вопросу установки вышеуказанного сооружения, получению согласия на изменение вида разрешенного использования земельного участка, с участием представителя организации сотовой связи. По результатам голосования принято решение отказать в изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Несмотря на вышеуказанные решения, с заявлением аналогичного содержания Аверьянова М.В. вновь обратилась в администрацию сельского поселения 21.09.2010г.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до принятия правил землепользования решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Согласно Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Тургиновское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов Тургиновского сельского поселения от 1.11.2005г. № 5, решения о проведении публичных слушаний принимаются по инициативе населения, Совета депутатов поселения или главы администрации поселения.
По смыслу закона и положения решения, принимаемые по результатам публичных слушаний, носят рекомендательный характер.
Решением Совета депутатов Тургиновского сельского поселения 30.11.2010г. назначено проведение публичных слушаний на 15.01.2011г. В деле имеются сведения об обнародовании указанного решения и публикации. Ошибка при публикации в указании отчества Аверьяновой значения для разрешения дела не имеет, так как не привела к принятию решения в отношении других лиц или других земельных участков.
Из протокола публичных слушаний от 15.01.2011г., заключения о результатах публичных слушаний, постановления № 16 от 17.01.2011г. главы администрации Тургиновского сельского поселения следует, что Аверьяновой М.В. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Вопреки доводам представителя заявителя информирование заявителя администрацией поселения в лице главы об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка до проведения публичных слушаний прав последнего не нарушает, поскольку решение об изменении вида разрешенного использование не было принято.
Оснований констатировать бездействие со стороны администрации не имеется, поскольку неоднократно принимались решения по заявлениям Аверьяновой об отказе в изменении разрешенного вида использования земельных участков. Фактически заявителем оспаривается отказ в удовлетворении её заявления.
В соответствии с п.п. 8 п.1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требований законодательства. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п.1 ст. 7 ЗК РФ. В числе них – земли населенных пунктов.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт9статьи1, часть2 и часть6статьи30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав населенных пунктов могут входить участки жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками и землепользователями участков. Собственник, землепользователь земельных участков используют земельные участки в соответствии с любым предусмотренным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из заявления следует, что заявитель планирует использовать собственный земельный участок с разрешенным использованием «для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства» для размещения объекта сотовой связи со специальным оборудованием.
Данный объект не относится к объектам инфраструктуры, используемым гражданами в частном порядке, предназначен для эксплуатации специализированной организацией как объект связи. В соответствии со ст. 87,91 ЗК РФ такие объекты подлежат размещению на землях специального назначения, расположенных за границами населенных пунктов.
Из ст. 85 ЗК РФ следует, что подобные объекты могут размещаться на земельных участках населенных пунктов в соответствии с градостроительным регламентом, территориальным зонированием. В данном случае таковых оснований для размещения подобного объекта на земельном участке, принадлежащем заявителю, нет.
Оспариваемое решение и бездействие не нарушает прав заявителя, поскольку заявитель может использовать спорный земельный участок по прямому назначению для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, без изменения вида разрешенного использования.
Суд не вправе предопределять решение органа местного самоуправления, обязывая его принять определенное решение. В связи с чем требования заявителя об обязании администрации сельского поселения принять решение об изменении разрешенного вида использования не подлежат удовлетворению. Тем более, что предусмотренной законом обязанности безусловно изменить разрешенный вид использования земельного участка по заявлению заинтересованного лица у администрации сельского поселения нет.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ при отказе в удовлетворении требований понесенные заявителем расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Аверьяновой Марине Валентиновне в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и обязании принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 09.03.2011г.
Судья: Е.В. Гуляева