о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2-876/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Радиной И.В.,

с участием: истца Мокринской Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Твери гражданское дело по иску Мокринской Лидии Степановны к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Мокринская Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации Краногорского сельского поселения, Администрации МО Тверской области «Калининский район» о признании права собственности на квартиру по адресу: Тверская область, Калининский район, <адрес>. В исковом заявлении указала, что проживает в данной квартире с 1967г., с 1984 г. зарегистрирована по месту жительства. Является собственником земельного участка площадью 400 кв.м по тому же адресу, предоставленного ей решением № 11 малого Совета народных депутатов Красногорского сельского Совета от 15.07.1992г. В приватизации указанного жилого помещения ей отказано, поскольку на балансе администрации Красногорского сельского поселения такого помещения нет. По сообщению администрации МО Тверской области «Калининский район» в реестре муниципальной собственности по данному адресу числится здание медицинского пункта. Добросовестно владеет указанной квартирой с 1967г. Полагает, что вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность путем его приватизации.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования. Пояснила, что проживает в указанной квартире с 1967г. Приватизации квартиры во внесудебном порядке препятствует отсутствие сведений о принадлежности квартиры, наличие в доме нежилого помещения- медпункта.

Ответчики в судебное заседание представителей не направили. Возражений по иску не представили. От администрации Калининского района имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статьей 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г, 30.06.06г, 11.06.08г., далее - Закон) предусмотрено, что приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно статьи 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних ( ст.2 Закона). Статьей 6 Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищные права граждан, в том числе и право на приватизацию жилья, должны сохраняться. Кроме того, при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В судебном заседании установлено, выпиской из домовой книги подтверждено, что по вышеуказанному адресу зарегистрирована истец.

По сообщению территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области в информационной базе федерального имущества сведения о спорной квартире отсутствуют.

По сообщению Комитета по управлению имуществом Тверской области в реестре государственного имущества Тверской области спорное жилое помещение не значится.

По сообщению Администрации МО Тверской области «Калининский район» от 02.03.11 спорная квартира не числится в реестре муниципальной собственности.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на этот объект отсутствует.

По сообщению администрации Калининского района от 21.12.2010г. и от 7.12.2009г. согласно постановлению от 3.04.2001г. № 185-1 по данному адресу в муниципальной собственности числится здание медицинского пункта с сараем, жилой фонд не значится. Документы, подтверждающие регистрацию истца в жилом помещении, не сохранились.

Из справки администрации Красногорского сельского поселения следует, что при здании медпункта было жилое помещение.

Согласно техническому паспорту на квартиру по указанному адресу её общая площадь 77 кв.м, жилая 18,6 кв.м, состоит из кухни, жилой комнаты, подсобного помещения, прихожей, тамбура, инвентарный номер №, кадастровый номер №. Год постройки 1970,1985, износ А- 47%, А1 -32%. При этом в разделе 1 «Сведения о принадлежности» собственник не указан.

По сообщению ГУП «Тверское областное БТИ» от 18.02.2011г. имеется также технический паспорт на жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по состоянию на 29.09.2010г. Технический паспорт составлялся в упрощенном виде для постановки на кадастровый учет нежилого помещения, находящегося в данном доме.

В соответствии со ст.16 Жилищного кодекса РФ квартира как самостоятельный вид жилого помещения представляет собой структурно обособленное помещение жилого дома, должна обеспечивать возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, расположенным в жилом многоквартирном доме; может состоять из одной или нескольких комнат. Кроме того, в квартире должны находиться помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения проживающими в квартире гражданами бытовых и иных нужд.

Занимаемое истцом жилое помещение, являющееся постоянным местом жительства истца, не связанным с местом работы, отвечает данным требованиям. Из материалов дела видно, что истец является собственником земельного участка по вышеуказанному адресу площадью 400 кв.м.

Спорная квартира отсутствует в приложении к Закону Тверской области от 28.12.2006г. № 151-ЗО «О разграничении муниципального имущества между Калининским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» содержащем перечень объектов муниципальной собственности Калининского района Тверской области, передаваемых в муниципальную собственность Красногорского сельского поселения. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 15.12.2006г. № 450-П-4 муниципальное имущество, не включенное в перечни, утвержденные названным законом, в порядке, установленном законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами также подлежало передаче в состав сельских поселений Калининского района Тверской области. Однако как установлено выше права на данную квартиру не зарегистрированы, в муниципальную собственность поселения она в установленном порядке не передавалась.

В связи с изложенным надлежащими ответчиками по делу является администрация Калининского района и администрация сельского поселения.

По смыслу указанного закона права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Отсутствие регистрации права муниципальной или государственной собственности на квартиру в настоящий момент, нахождение в том доме медицинского пункта не может ограничивать права гражданина на приватизацию жилого помещения.

Истец квартиру занимает по тем же основаниям и в том же порядке, как и другие лица, получившие жилье в государственном, муниципальном жилищном фонде, пользуется квартирой на основании договора найма жилого помещения, продолжает проживать в квартире, в связи с чем имеет равное с ними право на приватизацию.

То обстоятельство, что в настоящее время жилое помещение, которое занимает истец, не находится на балансе, в хозяйственном ведении либо в собственности какого-либо предприятия, организации либо государства, является бесхозяйным, не может изменить право граждан на бесплатную передачу в собственность на добровольной основе занимаемого ими жилого помещения. Истец желает получить занимаемое ею жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в которой ей не может быть отказано.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец, ранее не приватизировавшая другого жилья, проживает в спорной квартире на условиях социального найма и поэтому в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приобрела право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Данных о том, что квартира относится к жилому фонду, не подлежащему приватизации в силу ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не установлено.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Учитывая изложенное, положения Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями), суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Надлежащим ответчиком по делу суд считает администрацию сельского поселения с учетом ст. 225 ГК РФ.

Вступивший в законную силу судебный акт по заявленному истцом спору о праве в силу ст. 17 Закона будет являться основанием для государственной регистрации права собственности истца на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Мокринской Лидией Степановной право собственности в порядке приватизации на квартиру № общей площадью 77 кв.м, из нее жилая – 18,6 кв.м (кадастровый номер №) в доме <адрес>, Калининского района, Тверской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Калининский районный суд Тверской области.

Мотивированное решение составлено 14.03.2011г.

Судья Е.В. Гуляева