Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2011 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Токарчук Е.Г., при секретаре Лаврухиной О.Ю.,
с участием представителя заявителя по доверенности от 28.02.2011г. Мазурова В.А.,
представителя Администрации МО «Бурашевское сельское поселение» по доверенности Суховой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Власова Виктора Сергеевича о признании незаконным постановления главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области,
установил:
Постановлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации МО «Бурашевское сельское поселение» отменено постановление администрации МО «Бурашевское сельское поселение» №№ от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Представитель заявителя Власова В.С. по доверенности Мазуров В.А., обратился в суд с заявлением о признании указанного решения органа местного самоуправления об отмене ранее принятого постановления незаконными.
В обоснование заявленных требований указал, что приобрел в ДД.ММ.ГГГГ. в собственность земельные участки с кадастровыми номерами № общей площадью <данные изъяты> кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования участков № «для сельскохозяйственного производства», участков № «для ведения личного подсобного хозяйства». По его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО Тверской области «Калининский район» вынесено постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ. об изменении вида разрешенного использования земельных участков. В дальнейшем на основании протеста прокурора Калининского района Тверской области указанное постановление было отменено. По его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области вынесено постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков». Изменения разрешенного вида использования земельных участков были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданы свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «для ведения садоводства». Позднее прокурор Калининского района внёс протест на указанное постановление администрации МО «Бурашевское сельское поселение», руководствуясь протестом прокурора администрация МО «Бурашевское сельское поселение» своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. отменила постановление от ДД.ММ.ГГГГ. С доводами протеста не согласен, считает, что они относятся к иным правоотношениям. Полагает, что оспариваемым постановлением нарушены его права собственника земельного участка. Он вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Считает, что постановление об изменении разрешенного вида использования земельного участка принято обоснованно на основании результатов публичных слушаний, соответствует Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ. Постановление администрации об его отмене необоснованно и незаконно, нарушает его законное право использовать участок по своему усмотрению. Правовые нормы, приведенные в протесте прокурора, не относятся к обстоятельствам, устанавливающим правовой режим принадлежащего ему земельного участка. Нормы закона, на которые ссылался прокурор, не относятся к порядку изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Заявитель Власов В.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Мазуров В.А. поддержал требования, пояснил, что право собственности заявителя на четыре земельных участка с разрешенным использованием «для садоводства» было в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРП. Заявитель использовал земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования, установленного постановлением администрации №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. В марте 2011 года заявитель заказал кадастровый паспорт с кадастровым номером № образованный из участка с кадастровым номером № и получив кадастровый паспорт он обнаружил, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует зарегистрированному в ЕГРП, при этом заявлений от Власова В.С. по поводу данных изменений ни в Роснедвижимость, ни в Федеральную службу государственной регистрации не подавалось. Оспариваемое постановление администрации нарушает права заявителя, приняты без учета того, что его право на участок с определенным видом разрешенного использования зарегистрировано в ЕГРП, никем не оспорено.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Бурашевское сельское поселение» по доверенности Сухова Л.Н. в судебном заседании против заявленных требований не возражала.
Заинтересованное лицо Васильев В.О. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями и пояснил, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года ему принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доли земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> с кадастровым номером №. Полагал, что оспариваемым постановлением также были затронуты его интересы, нарушены его права собственника, так как было изменено разрешенное использование и его земельного участка с «для ведения садоводства» на «для ведения личного подсобного хозяйства».
Прокурор Калининского района Тверской области, привлеченный к участию в деле определением суда в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя прокуратуры Калининского района Тверской области.
Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Законность принятого решения предполагает его обоснованность. При этом в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Данное положение закона было разъяснено лицам, участвующим в деле, в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
Никаких возражений по существу заявленных требований от заинтересованных лиц, законность решений которых оспаривается заявителем, не поступило.
Из содержания оспариваемого постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации МО «Бурашевское сельское поселение» следует, что ранее принятое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, находящихся в собственности Власова В.С. и участка с кадастровым номером №, отменено на основании протеста прокуратуры Калининского района № №
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления, суд установил, что в нем отсутствуют ссылки на земельные или иные нормы закона, предусматривающие отмену ранее принятого постановления. Протест прокурора не может являться безусловным основанием для отмены решения администрации. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может считаться обоснованным.
Из протеста прокурора № № на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №№ главы администрации Бурашевского сельского поселения следует, что нормы ЗК РФ, Федеральный закон № 66-ФЗ допускает использование для дачного строительства тех земельных участков, которые предоставлены для этой цели в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. При этом необходимо предварительное зонирование территории. По мнению прокурора при названных обстоятельствах упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных для сельскохозяйственного производства, законодательством не предусмотрен.
Поскольку оспариваемое постановление отменено по мотивам, изложенным в протесте прокурора, суд оценивает законность постановления, анализируя доводы протеста.
Статьей 8 Конституции РФ гарантируется защита частной собственности.
Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Установлено, что заявителю принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Данных, что в его состав входят сельхозугодья, суду не представлено. Право собственности заявителя на указанные земельные участки зарегистрировано в ЕГРП с разрешенным видом использования «для садоводства».
Установлено, выпиской из государственного кадастра недвижимости подтверждено, что земельные участки с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства. Из земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами с №, из земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами с №
Оборот земли сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального Закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. №101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9ст.1, ч.2 и ч.6ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а следовательно и разрешенное использование, не устанавливается, хотя сельскохозяйственные угодья в составе земель иных категорий могут входить в состав зон сельскохозяйственного использования в соответствии с документами территориального зонирования (ч.9ст.35 и ч.6ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Разрешенный вид использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений,… и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, заявитель может использовать спорный земельный участок по прямому назначению для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения садоводства (одного из видов сельскохозяйственной деятельности).
Согласно ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до принятия правил землепользования решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п.5 настоящей части и ст.4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Установлено, что по результатам публичных слушаний решением администрации Бурашевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №№ изменен вид разрешенного использования принадлежащих заявителю земельных участков «для ведения садоводства».
Заявитель обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного использования двух земельных участков, представив, в том числе, копию постановления администрации Бурашевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №№ ДД.ММ.ГГГГ. ему было выдано новое свидетельство о государственной регистрации права. Таким образом, в ЕГРП зарегистрировано право собственности Власова В.С. на земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения садоводства».
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспариваемое постановление принято после регистрации в ЕГРП права истца на земельные участки с разрешенным видом использования «для садоводства», снятия с кадастрового учета земельного участка №, образования из них новых участков.
Зарегистрированное право заявителя в судебном порядке не оспаривалось. Отмена постановления администрации, явившегося основанием для регистрации в ЕГРП права истца на земельный участок с определенным видом разрешенного использования, фактически означает оспаривание его зарегистрированного в ЕГРП права на земельный участок с определенным видом разрешенного использования во внесудебном порядке, что противоречит ст.2 Закона о государственной регистрации и нарушает гарантированные законом права собственника.
Ссылку в протесте прокурора на Федеральный закон от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» согласно которому для садоводства используются те участки, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям гражданам, суд полагает необоснованной, поскольку данный закон применим по отношению к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. В рассматриваемом же случае речь идет о земельном участке, находящемся в личной собственности гражданина.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по мотивам, изложенным в протесте прокурора, не имелось, оспариваемое постановление не соответствует законодательству и нарушает право гражданина на использование земельного участка по своему усмотрению в соответствии с разрешенным видом использования.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года главы администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области об отмене постановления администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.
В суд, гражданину сообщить об исполнении решения не позднее месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13.04.2011года
Судья Е.Г. Токарчук