о признании незаконным постановления администрации сельского поселения



Дело N 2-1205 /11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Алексеевой А.М.,

с участием: представителя заявителя по доверенности Коваленко О.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Казариной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Привольнева Николая Николаевича о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 19-од от 25.05.2010г. главы администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» отменено постановление администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» № 79-од от 19.08.2009г. об изменении вида условно разрешенного использования земельных участков.

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании указанного решения органа местного самоуправления об отмене ранее принятого постановления незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся собственником земельного участка , ему принадлежит 309\1000 долей, на основании договора дарения от 10.09.2008г. Другие участники долевой собственности ФИО9, ФИО10 Кроме того является собственником земельного участка с кадастровый номером , на основании договора дарения земельного участка от 20.04.2006г., который впоследствии снят с кадастрового учета в связи сообразованием из него 36 земельных участков с кадастровыми номерами с по . Двенадцать из участков переданы иным лицам, при этом в договорах разрешенный вид использования указан «для садоводства». Также является собственником земельного участка с кадастровым номером , на основании договора дарения земельного участка от 20.04.2006г., который впоследствии снят с кадастрового учета в связи сообразованием из него 37 земельных участков с кадастровыми номерами . Один из участков передан другому лицу. В ЕГРП право собственности на данные земельные участки зарегистрировано с разрешенным видом использования «для садоводства».

Оспариваемое постановление принято после регистрации в ЕГРП прав заявителя на земельные участки с разрешенным видом использования «для садоводства», снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами , , , образования из них новых участков, заключения в отношении некоторых из них сделок. Отмена постановления, явившегося основанием для регистрации в ЕГРП права заявителя на земельные участки с определенным видом разрешенного использования во внесудебном порядке, противоречит ст.2 Закона о государственной регистрации и нарушает гарантированные законом права собственника.

В судебное заседание заявитель не явился.

Представитель заявителя Коваленко О.А. поддержала требования. Пояснила, что в ЕГРП право собственности на участки истца зарегистрировано с разрешенным видом использования для «садоводства». Оспариваемое постановление администрации нарушает права собственника, принято без учета того, что его право на участки с определенным видом разрешенного использования зарегистрировано в ЕГРП, никем не оспорено. Изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка без волеизъявления собственника, после заключения им сделок в отношении участков, нарушает его права, может повлечь оспаривание договоров, так как покупатели приобретали земельные участки с разрешенным видом использования предмета продажи. Мотивов отмены администрацией Бурашевского сельского поселения ранее принятого постановления об изменении разрешенного вида использования земельных участков, не знает. Копия оспариваемого постановления заявителю не направлялось. О принятом постановлении узнал из уведомлений Управления Росреестра по Тверской области.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Бурашевское сельское поселение» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен под уведомление. Не просил об отложении судебного заседания. Отзыв на заявление, документы о предоставлении которых просил суд в определении суда о подготовке дела к судебному разбирательству, не представлены.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ неявка заинтересованного истца не препятствует рассмотрению дела по существу в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Казарина С.А. возражала против оспаривания уведомлений, указав, что из оспаривание никаких юридически значимых последствий для заявителя не повлечет. В рамках информационного взаимодействия в адрес Управления поступило информационное письмо от ФГУ «Земельная кадастровая палата» с приложением кадастровых выписок, согласно которому внесены изменения в сведения ГКН о земельных участках в части разрешенного вида использования. В силу п.4 ст. 18 Закона о регистрации если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном земельном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 ЕГРП, уточненные сведения вносятся без заявления правообладателя и повторной регистрации при внесении их в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости. С учетом изложенного Управлением внесены актуальные изменения, о чем уведомлены правообладатели земельных участков.

От требований об оспаривании уведомлений от 26.10.2010г. и от 17..11.2010г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области представитель заявителя отказалась, отказ принят судом, производство по делу в части требований к Управлению Росреестра по Тверской области прекращено.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Законность принятого решения предполагает его обоснованность. При этом в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Данное положение закона было разъяснено лицам, участвующим в деле, в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. Никаких возражений по существу заявленных требований от заинтересованного лица, законность решения которого оспаривается заявителем, не поступило.

Из содержания оспариваемого постановления № 19-од от 25.05.2010г. главы администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» следует, что ранее принятое постановление № 79-од от 25.05.2010г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного производства» на «для садоводства», а в отношении земельного участка с кадастровым номером с «для ведения фермерского хозяйства» на «для садоводства» отменено.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления, суд установил, что в нем отсутствуют ссылки на земельные или иные нормы закона, предусматривающие отмену ранее принятого постановления, не указаны мотивы принятия такого решения. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может считаться обоснованным.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируется защита частной собственности.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Установлено, что заявителю на основании сделок принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , кроме того ему принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами , которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

На основании ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельскохозяйственного хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.

Данных, что в состав вышеуказанных земельных участков входят сельхозугодья, суду не представлено.

Право собственности заявителя на указанные земельные участки было зарегистрировано в ЕГРП с разрешенным видом использования «для садоводства», о чем выданы новые свидетельства 01.10.2009г.

Оборот земли сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального Закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. №101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

По смыслу ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт9статьи1, часть2 и часть6статьи30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а значит и разрешенное использование, не устанавливается, хотя сельскохозяйственные угодья в составе земель иных категорий могут входить в состав зон сельскохозяйственного использования в соответствии с документами территориального зонирования (часть9статьи35 и часть6статьи36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Разрешенный вид использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения (статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений,… и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом, заявитель может использовать спорные земельные участки по прямому назначению для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения садоводства (одного из видов сельскохозяйственной деятельности).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до принятия правил землепользования решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Установлено, что по результатам публичных слушаний решением администрации Бурашевского сельского поселения от 19.08.2009г. № 79-од изменен вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка площадью 91000 кв.м и площадью 91000кв.м с «для сельскохозяйственного производства» на «для садоводства», а земельного участка площадью 78454 кв.м с «ведения фермерского хозяйства» на «садоводства».

Заявитель обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части разрешенного использования трех земельных участков, представив, в том числе, копию постановления администрации Бурашевского сельского поселения от 19.08.2009г. № 79-од. Ему были выданы новые свидетельства о государственной регистрации права. Таким образом, в ЕГРП зарегистрировано право собственности Привольнева Н.Н. на земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для садоводства».

В силу п.4 ст. 18 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном земельном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 ЕГРП, уточненные сведения вносятся без заявления правообладателя и повторной регистрации при внесении их в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости. Установлено, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области письмом от 15.10.2010г. уведомило Управление Росреестра по Тверской области о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в том числе в отношении земельных участков .

С учетом изложенного Управлением Росреестра по Тверской области внесены актуальные изменения, предоставленные ФГУ «ЗКП».

Действия, решения ФГУ «ЗКП» по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости предметом оспаривания по настоящему делу не являлись. Однако из упомянутого выше письма от 15.10.2010г. видно, что изменения вносились на основании оспариваемого постановления администрации Бурашевского сельского поселения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспариваемое постановление принято после регистрации в ЕГРП права истца на земельные участки с разрешенным видом использования «для садоводства», после осуществления раздела участков с кадастровыми номерами и , на несколько других участков, в связи с чем погашена запись о регистрации права Привольнева Н.Н. на указанные два участка. Кроме того оспариваемое постановление принято после заключения в отношении некоторых участков, образованных из спорных участков, сделок.

Зарегистрированное право заявителя в судебном порядке не оспаривалось. Отмена постановления администрации, явившегося основанием для регистрации в ЕГРП права истца на земельный участок с определенным видом разрешенного использования, фактически означает оспаривание его зарегистрированного в ЕГРП права на земельные участки с определенным видом разрешенного использования во внесудебном порядке, что противоречит ст. 2 Закона о государственной регистрации, и нарушает гарантированные законом права собственника.

При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем постановление не соответствует законодательству и нарушает право гражданина на использование земельного участка по своему усмотрению в соответствии с разрешенным видом использования.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину об исполнении решения должно быть сообщено не позднее месяца со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 258, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным постановление № 19-од от 25.05.2010г. администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области об отмене постановления администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» № 79-од от 19.08.2009г., обязать вышеуказанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.

В суд, гражданину сообщить об исполнении решения не позднее месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18.05.2011г.

Судья: Е.В. Гуляева