о признаниии недействительными договора и признании права собственности на жилой дом



дело № 2-1721/11

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Рякиной С.А.,

с участием:

истца К.Е.И.,

представителя ответчика Г.В.Н.,

третьего лица С.Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по иску К.Е.И. к СПК «<данные изъяты>» о признании договора действительным и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

К.Е.И. обратилась в суд с иском к СПК «<данные изъяты>» о признании договора действительным и признании права собственности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом (покупатель) и ответчиком (продавец) был заключен договор купли-продажи дома по адресу: <адрес> истец полностью выплатил ответчику продажную цену квартиры – <данные изъяты> рублей. Зарегистрировать свое право собственности на жилой дом не может в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, так как права предыдущего собственника не зарегистрированы. Полагает, что договор следует признать действительным, а за ней может быть признано право собственности на жилой дом.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Пояснила, что подписанный между сторонами договор купли-продажи соответствует требованиям действующего законодательства, её право собственности на квартиру никем не оспаривается, однако, она ( истец) не может зарегистрировать возникшее у неё право собственности на указанное недвижимое имущество.

Представитель ответчика Г.В.Н. не возражал против исковых требований. Пояснил, что жилой дом был предоставлен родителям истца, работавшим в колхозе, в настоящее время в доме проживают истец и её сестра. Подтвердил факт заключения с истцом и исполнения договора купли-продажи.

Третье лицо С.Н.И., привлеченная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против исковых требований.

Выслушав стороны и третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании, в том числе, договора дарения, иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом, что определено ст. 223 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Как установлено ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании, в том числе, договора купли-продажи. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом, что определено ст. 223 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Пунктом 3 ст. 165 ГК РФ предусмотрено, что, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.

Договор купли-продажи жилого помещения согласно ст. 558 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Как видно из договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, продавец СПК «<данные изъяты>» в лице председателя колхоза Г.В.Н. передал в собственность, а покупатель К.Е.И. приняла и оплатила квартиру по <адрес> за <данные изъяты> рублей, которые покупатель передал продавцу до подписания договора (п.п. 1, 2, 5, 6 договора).

Квартира была передана ответчиком истцу по акту приема-передачи. Денежные средства в оплату квартиры были переданы истцом СПК в размере, указанном в договоре, что также подтверждено актом приема-передачи, и квитанцией к приходным кассовым ордерам.

Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом имеет общую площадь 97кв.м, в том числе жилую 36,9 кв.м, подсобную 60,1 кв.м. На кадастровый учет объект не поставлен.

Установлено, что кроме истца в спорном доме зарегистрирована её сестра С.Н.И.

Из устава СПК «<данные изъяты>» следует, что ответчик был образован ДД.ММ.ГГГГ как сельскохозяйственная артель колхоз <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был переименован в Колхоз <данные изъяты>, решением Малого Совета Калининского районного совета народных депутатов Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ был переименован в коллективное хозяйство (предприятие) <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в связи с регистрацией новой редакции устава был переименован в СПК ""

Из инвентарной карточки учета объекта основных средств СПК «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, состоит на балансе СПК с 1980 года.

Согласно п. 1 ст. 36 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», действовавшего на момент постройки дома по указанному адресу, все имущество колхоза, а также произведенная им продукция, полученные денежные средства, являются его собственностью. В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР», действовавшего на момент ввода дома в эксплуатацию, коллективные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенной по иным основаниям, допускаемым законом.

В государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись на объект недвижимого имущества – указанный жилой дом отсутствует, что подтверждено сообщением Управления Росреестра по Тверской области.

Право собственности «СПК ""» на жилой дом, занимаемый истцом, возникло до 31.01.1998 года, то есть до вступления в силу Закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с п. 1 ст. 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно выписке из решения правления колхоза им. С.М. Кирова от ДД.ММ.ГГГГ было решено продать К.Е.И. указанный жилой дом.

Государственной регистрации договора и права собственности истца на спорный жилой дом препятствует отсутствие заявления СПК «<данные изъяты>» на регистрацию прав собственности, перехода права и договора купли-продажи, отсутствие регистрационных записей о собственнике жилого дома в ЕГРП.

Не оспаривался факт уклонения СПК от государственной регистрации прав на жилые дома, сделок по их отчуждению и перехода прав, из пояснений представителя ответчика следует, что по причине отсутствия необходимых денежных средств в первую очередь колхозом проводится государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество - объекты производственного значения.

Таким образом, судом установлено, что требования закона, относящиеся к форме и содержанию договора продажи недвижимости, сторонами при подписании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ были выполнены, сам договор продавцом и покупателем не оспаривается, недвижимое имущество фактически передано в собственность истцу, однако, продавец-ответчик отказывается проводить государственную регистрацию своих прав, договора купли-продажи и перехода права собственности на недвижимое имущество.

В силу ст. 45 Конституции РФ, являющейся нормой прямого действия, государство гарантирует защиту прав и свобод гражданина, при этом каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд.

В связи с изложенным исковые требования о признании права собственности подлежат удовлетворению.

Признания договора действительным не требуется, такого способа защиты права законом не предусмотрено.

Вступивший в законную силу судебный акт по заявленному спору о праве является основанием для государственной регистрации прав истца на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать за К.Е.И. право индивидуальной собственности на жилой <адрес>

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Калининский районный суд Тверской области.

Мотивированное решение составлено 05.09.2011г.

Судья Е.В. Гуляева