о признании незаконным бездействие администрации Черногубовского сельского поселения



Дело N 2-716/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего федерального судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Радиной И.В.,

с участием:

представителя заявителя по доверенности от 11.01.2011г. Белоусова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по заявлению Тверского лесничества Тверской области к Администрации муниципального образования «Черногубовское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия Администрации и обязании провести мероприятия по вывозу мусора и организации сбора бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л:

Начальник Тверского лесничества Тверской области обратился в суд с к администрации муниципального образования «Черногубовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия Администрации и возложении обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых отходов.

Требование мотивировано тем, что при проведении проверки по жалобе гр. Голованова о свалке бытового мусора в лесу вблизи дачного кооператива «Первомайский сад» на территории Черногубовского сельского поселения, обследовании территории обнаружено загрязнение бытовыми отходами и мусором участка лесного фонда в квартале 40 выдел 28-29,21-23 Савватьевского участкового лесничества. В непосредственной близости от участков лесного фонда на которых выявлены свалки находятся деревня Сакулино и дачный кооператив «Первомайский сад», на территории которых емкости (контейнеры, кагаты и т.д.) для складирования мусора отсутствуют, в результате чего жителями, дачниками используются для складирования мусора участок леса, что является недопустимым.

Несанкционированная свалка ставит под угрозу право на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности неопределенного круга лиц- граждан, проживающих и отдыхающих на территории поселения.

В адрес Администрации муниципального образования «Черногубовское сельское поселение» Калининского района Тверской области направлено письмо от 17.08.2010г. с информацией о местах расположения свалок мусора и требованием о принятии мер по устранению выявленных нарушений и ликвидации несанкционированного складирования бытовых отходов в соответствии с обязанностями, возложенными на органы местного самоуправления ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также закреплено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Поскольку законодательством РФ обязанность по организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов возложена на муниципальные органы, а бездействие со стороны администрации негативно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, заявитель просил признать такое бездействие незаконным и обязать провести мероприятия по вывозу мусора, организовать сбор бытовых отходов и мусора на данной территории.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования. Пояснил, что свалок в указанном квартале несколько, все они указаны в акте обследования от 5.08.2010г. После обнаружения свалок, сообщили администрации Черногубовского сельского поселения о необходимости принятия соответствующих мер, проверяли приняты ли меры по их ликвидации, но на момент установления снежного покрова и до настоящего времени свалки не были убраны.

Представитель администрации МО «Черногубовское сельское поселение» в судебное заседание не явился. 28.01.2011г. поступило заявление главы администрации об отложении судебного заседания для всестороннего и полного изучения дела. Данное ходатайство судом отклонено с учетом установленных законом сроков рассмотрения дел данной категории – 10 дней, и извещения заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела – 20.01.2010г., в связи с чем у него имелась возможность для ознакомления с материалами дела заблаговременно до судебного заседания. Несмотря на то, что после поступления ходатайства об отложении дела представитель администрации был предупрежден, что в случае неявки дело может быть рассмотрено без его участия, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителей.

В рассматриваемом судом заявлении оспаривается бездействие администрации МО «Черногубовское сельское поселение» по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Тверское лесничество Тверской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 15.11.2007г., является специально уполномоченным органом государственной власти в области использования, защиты и воспроизводства лесов, входит в перечень органов исполнительной власти, обладает правом в соответствии со ст. 46 ГПК РФ обращаться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам граждан и в соответствии со ст. 1,2 ГК РФ является неотчуждаемым и защищается гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8, 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 18 части 1 статьи 1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, актом обследования от 5.08.2010г., фотоматериалами подтверждено, что на территории Черногубовского сельского поселения обнаружено: в выделе 29 ( в 20 метрах от автодороги Тверь-Черногубово по лесной дороге, налево) свалка бытовых отходов и мусора ( камни, пластиковые бутылки, пленка, пр.), площадь захламленной территории 1 кв.м; в выделе 29 ( в 200 метрах от автодороги Тверь-Черногубово по лесной дороге, налево: в 40 метрах- свалка бытовых отходов и мусора ( бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, пленка, ветки, пр.), площадь захламленной территории 12 кв.м, в 30 метрах – трубы с металлическим каркасом, площадь захламленной территории 3,75 кв.м; в 500 метрах от автодороги Тверь-Черногубово по лесной дороге направо: в выделе 28: свалка бытовых отходов и мусора ( доски), площадь захламленной территории 30 кв.м, свалка бытовых отходов и мусора ( бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, пленка и пр.), площадь захламленной территории 18 кв.м, выемка грунта; в выделе 23: свалка бытовых отходов и мусора ( бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, пленка и пр., крупногабаритный мусор), площадь захламленной территории 36 кв.м, свалка бытовых отходов и мусора ( бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, пленка и пр., крупногабаритный мусор), площадь захламленной территории 8 кв.м, свалка бытовых отходов и мусора ( ветки), площадь захламленной территории 12 кв.м; в выделе 21: мусор от разбора дома, оконные рамы, доски, упаковочная тара и пр., площадь захламленной территории 30 кв.м; в выделе 22: свалка бытовых отходов и мусора ( бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, пленка, пр.) площадь захламленной территории 32 кв.м.

Наличие и расположение свалки на территории Черногубовского сельского поселения нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

Информированность администрации Черногубовского сельского поселения о выявленных нарушениях подтверждена копией письма от 17.08.2010г. Тверского лесничества.

В соответствии с Уставом и вышеприведенными нормами закона в полномочия администрации сельского поселения входят, в том числе, организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории.

Не имеет значения для разрешения дела то, что свалки находятся на участках лесного фонда, поскольку ликвидация несанкционированных свалок не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям леса, предусмотренным ст. 55 Лесного Кодекса РФ. К мероприятиям по защите леса отнесены вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, захламления, загрязнения иного негативного воздействия. В соответствии с Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 528 от 29.12.2007г. при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными или иными отходами, уполномоченные органы исполнительной власти принимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним соответствующих санкций. Согласно сообщения Россельхоза выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений не предусмотрено. В тоже время полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации благоустройства территории, возложенные законом на органы местного самоуправления не ограничиваются территорией населенных пунктов, распространяются на всю территорию поселения.

Поскольку организация по сбору, утилизации отходов находится в ведении сельских поселений, обязанность устранить нарушение и ликвидировать свалку должна быть возложена на администрацию Черногубовского сельского поселения.

Администрацией Черногубовского сельского поселения не представлено доказательств принятия мер реагирования в связи с выявлением нарушений и информированием о наличии нарушений.

Суд находит обоснованным требование о признании незаконным бездействия администрации МО «Черногубовское сельское поселение» по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанного земельного участка, поскольку до настоящего времени свалки не ликвидированы, доказательства обратного суду не представлены.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Черногубовское сельское поселение» Калининского района Тверской области по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать Администрацию МО «Черногубовское сельское поселение» устранить допущенное нарушение - очистить территорию Черногубовского сельского поселения - участка лесного фонда в квартале 40 выдел 28-29,21-23 Савватьевского участкового лесничества от бытовых отходов и мусора, организовать сбор и вывоз мусора на данной территории.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 07.02.2011г.

Судья Е.В. Гуляева