1-63/2012 (1-746/2011)



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и

о применении принудительной меры медицинского характера

г. Тюмень 12 января 2012 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Пискулиной Е.В.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Калининского округа г. Тюмени Маколкиной Т.В.,

лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера – Ожигановой Н.В.,

законного представителя Пинигиной Т.А.,

защитника – адвоката Любимцева А.В., представившего удостоверение № 345 и ордер № 199860 от 12 января 2012 года,

при секретаре Захаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-63-12 в отношении:

Ожигановой Натальи Владимировны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, проживающей по месту регистрации: <адрес>, ранее не судимой,

совершившей запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ,

установил:

Ожиганова ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа 30 минут в <адрес> незаконно без цели сбыта для личного потребления, путем проведения неоднократных химических реакций из медицинского препарата «Седал», йода, соды, бензина и воды изготовила жидкость – смесь (препарат), содержащую в своем составе наркотическое средство дезоморфин массой 4,77 грамма, что в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ и Постановлением правительства РФ от 07.02.2006 года № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228-1 и 229 УК РФ» является особо крупным размером, которую поместила в два шприца емкостью 6,0 мл. и хранила в указанном доме до 23 часов 30 минут этого же дня.

В период времени с 23 часов 30 минут 01 сентября 2011 года до 00 часов 02 сентября 2011 года в ходе осмотра места происшествия в <адрес> на полу около дивана были обнаружены и изъяты два шприца с жидкостью – смесью (препаратом), содержащей в своем составе наркотическое средство дезоморфин массой 4,77 грамма в особо крупном размере.

Допросив законного представителя, огласив с согласия сторон показания не явившихся свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд находит факт совершения Ожигановой указанного общественно-опасного деяния установленным из анализа следующих доказательств по делу.

Из показаний свидетеля ФИО3 в ходе следствия судом установлено, что 01 сентября 2011 года около 20 часов он вместе с Микериной находился в <адрес>. В это время пришли сестры Ожигановы. Ожиганова Наталья достала из кармана таблетки «Седал» в двух упаковках, баночку с йодом и два шприца. Он видел как Ожиганова из таблеток «Седал», йода, соды, бензина в пластиковой бутылке изготовила раствор наркотического средства. Полученную жидкость набрала в два шприца. Процесс изготовления занял примерно 1 час. После этого в дом зашел Созонов, а следом за ним сотрудники полиции. Увидев сотрудников, Ожиганова бросила шприцы на пол, однако на вопрос сотрудников призналась, что изготовила наркотическое средство (л.д. 56-59).

Свидетель ФИО4 в ходе следствия дала аналогичные показания, указав также, что дом № 4 по <адрес> состоит из одной комнаты, поэтому все видели процесс приготовления Ожигановой наркотического средства. Упаковку от таблеток «Седал» Ожиганова бросила в печку (л.д. 64-67).

Из показаний свидетеля ФИО6 в ходе следствия судом установлено, что 01 сентября 2011 года около 20 часов она вместе с сестрой Ожигановой Натальей пришли в <адрес>, чтобы встретиться с друзьями. По дороге она заходила в ларек за спичками, а Наталья – в аптеку. В доме находились Казачинцев и Микерина. Ожиганова Н. достала две упаковки таблеток «Седал» и йод и начала готовить наркотическое средство дезоморфин. В течении часа Ожиганова Н. в пластиковой бутылке из таблеток, йода, бензина и соды изготовила наркотик дезоморфин, который поместила в два шприца. Около 21 часа 30 минут пришел Созонов и сразу после него в дом вошли сотрудники полиции. Ожиганова Н., увидев сотрудников, бросила шприцы на пол, но затем пояснила сотрудникам, что изготовила наркотическое средство для личного потребления (л.д. 60-63).

Свидетель ФИО5 в ходе следствия пояснил, что 01 сентября 2011 года около 21 часа 20 минут он пришел в <адрес>, в котором находились ФИО6, Ожиганова Н.В., Микерина и Казачинцев. В доме чувствовался запах приготовления наркотического средства дезоморфин. В руках у Ожигановой Н.В. он видел два шприца и решил, что в них находится наркотик. Следом за ним в дом зашли сотрудники полиции. Испугавшись их, Ожиганова Н.В. бросила шприцы на пол. На вопрос сотрудников полиции о наличии запрещенных предметов, Ожиганова пояснила, что изготовила наркотическое средство для личного потребления. Шприцы с жидкостью были изъяты сотрудниками полиции в ходе осмотра места происшествия, а все лица, присутствующие в доме, были доставлены для дальнейшего разбирательства в ОМ-7 (л.д. 68-71).

Свидетель ФИО7 в ходе следствия пояснил, что он работает командиром взвода ОБППСМ УМВД России по г. Тюмени и 01 сентября 2011 года находился на дежурстве. Около 21 часа 30 минут к ним обратился незнакомый мужчина, отказавшийся назвать свои данные, который сообщил о том, что в <адрес> находятся подозрительные люди. Пройдя к указанному дому, двери им открыл ФИО5 Из дома шел стойкий специфический запах. С разрешения Созонова он совместно с экипажем прошел в дом, где находились, как было установлено, ФИО6, Ожиганова Н.В., Микерина, Казачинцев. Когда они вошли в дом, Ожиганова Н.В. бросила на пол какие-то шприцы. В процессе разговора Ожиганова пояснила, что в шприцах наркотическое средство, которое принадлежит ей. Далее была вызвана оперативно-следственная бригада, проведен осмотр места происшествия, изъяты шприцы с наркотическим средством, а все молодые люди были доставлены в ОМ-7 для разбирательства (л.д. 72-73).

Аналогичные сведения содержатся в рапорте командира взвода ОБППСМ УМВД России по г. Тюмени ФИО7 от 01 сентября 2011 года (л.д. 6).

В ходе осмотра места происшествия 01 сентября 2011 года – <адрес> возле дивана на полу обнаружены и изъяты два шприца с жидкостью светло-коричневого цвета и два пустых шприца, на скамейке – полиэтиленовый пакет с порошком белого цвета и две ампулы «Новокаин» и «Ультракаин». К протоколу осмотра приобщена фото-таблица (л.д. 7-14).

По справке об исследовании от 02 сентября 2011 года и заключению эксперта № 4642 от 21 сентября 2011 года, жидкость в двух шприцах, изъятых в ходе осмотра места происшествия является смесью (препаратом), содержащей в своем составе наркотическое средство дезоморфин общей массой 4,77 грамма (л.д. 16-16, 30-33).

    В ходе следствия два шприца с наркотическим средством дезоморфин, два пустых шприца, ампулы с лекарством, пакет с порошком надлежащим образом осмотрены и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (л.д. 50-51, 52).

Таким образом, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, суд считает факт совершения Ожигановой указанного деяния установленным.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой признание приведенных выше доказательств недопустимыми, судом не установлено.

Совокупностью исследованных судом доказательств с достоверностью установлено, что Ожиганова 01 сентября 2011 года путем проведения неоднократных химических реакций из медицинского препарата «Седал», йода, соды, бензина и воды незаконно для личного потребления без цели сбыта изготовила жидкость – смесь (препарат), содержащую в своем составе наркотическое средство дезоморфин массой 4,77 грамма в особо крупном размере, которое было изъято у нее в двух шприцах сотрудниками полиции.

Квалифицирующий признак «в особо крупном размере» нашел свое подтверждение в судебном заседании, поскольку в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ и Постановлением правительства РФ № 76 от 07 февраля 2006 года масса изъятого наркотического средства дезоморфин 4,77 грамма - является особо крупным размером наркотического средства.

Законный представитель Пинигина Т.А. в суде пояснила, что ее дочь Ожиганова Наталья в средней школе училась хорошо, затем вышла замуж и родила дочь. В 2008 году у нее начались проблемы в семье, она почувствовала себя плохо и они обратились в психоневрологический диспансер за помощью. Дочери выписали медицинские препараты, которые она принимала. Продолжительность ее лечения ей неизвестна. Употребляет ли Наталья наркотики, не знает, никогда ее в наркотическом опьянении не видела. В 2011 году заболевание вновь проявилось, она стала плакать по любому поводу. В целом она ведет себя спокойно, агрессии не проявляет, действительно нуждается в лечении. С выводами комиссии экспертов-психиатров в этой части согласна, но полагает, что ей будет достаточно амбулаторного лечения, так как она добросовестно проходит лечение, посещает врача и принимает медикаменты. В случае назначения стационарного лечения Ожигановой, ее малолетняя дочь Пономарева Яна будет проживать с ней.

По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы № 106 от 08 ноября 2011 года, Ожиганова страдает хроническим психическим расстройством в форме приступообразной шизофрении, что подтверждается данными анамнеза и настоящего клинического психиатрического обследования о перенесенном в 2008 году остром психотическом приступе галлюцинаторной и аффективно-бредовой структуры с последующим выходом в состояние ремиссии (гипотимно-гипостенический вариант), которая, однако, не является глубокой и полной, характеризуется аффективными расстройствами в виде продолжительных депрессивных состояний с пониженной активностью, заниженной самооценкой, пониженным настроением, вялостью, пассивностью, в сочетании с характерными для шизофрении нарушениями мышления и эмоционально-волевой сферы, а также недооценкой собственных способностей при малой продуктивности, непоследовательности действий и отсутствии критики к своему состоянию и сложившейся ситуации. Поэтому Ожиганова, как страдающая хроническим психическим заболеванием не могла в период инкриминируемого ей деяния, и не может в настоящее время, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время, учитывая данные о перенесенных психотических состояниях и склонность к злоупотреблению психоактивными веществами группы опия, представляет общественную опасность и нуждается в применении принудительных мер медицинского характера – принудительном лечении в психиатрической больнице общего типа (л.д. 45-48).

Объективность и достоверность данного заключения, а также компетентность экспертов, у суда сомнений не вызывают, участники процесса сомнений в достоверности заключения данной экспертизы также не высказывали.

Таким образом, изучив материалы уголовного дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что Ожиганова совершила в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ – незаконное изготовление без цели сбыта наркотических средств, совершенное в особо крупном размере. В содеянном Ожиганову уличают свидетели, не доверять которым у суда оснований не имеется, а также другие, исследованные судом, допустимые и достоверные доказательства.

Оценивая заключение врачей-психиатров в совокупности с другими доказательствами, в том числе показаниями законного представителя, суд считает, что Ожиганова запрещенное уголовным законом деяние совершила в состоянии невменяемости, что подтверждается ее поведением в момент совершения общественно-опасного деяния и после него; по своему психическому состоянию Ожиганова представляет общественную опасность и с учетом выявленных экспертами нарушений мышления, эмоционально-волевой сферы, недооценкой собственных способностей при малой продуктивности, непоследовательности действий, отсутствия критики к заболеванию и сложившейся ситуации, в сочетании с данными о перенесенных психотических состояниях и склонностью к злоупотреблению психоактивными веществами группы опия, Ожиганова нуждается в принудительном стационарном лечении и обычном наблюдении в психиатрическом стационаре общего типа, поскольку не требует интенсивного наблюдения со стороны лечащего и обслуживающего персонала.

При изложенных обстоятельствах, суд считает несостоятельными доводы защитника и законного представителя о возможности лечения Ожигановой в амбулаторных условиях.

В силу ст. 21 УК РФ Ожиганова как совершившая запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, подлежит освобождению от уголовной ответственности.

Принимая во внимание, что Ожиганова совершила запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости и в соответствии со ч. 2 ст. 101 УК РФ назначить Ожигановой принудительные меры медицинского характера – принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.

Оснований для прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24-28 и ч. 2 ст. 443 УПК РФ суд не усматривает.

Судьбу вещественных доказательств необходимо разрешить в порядке ст. 81 УПК РФ.

Судом не решается вопрос о помещении малолетней дочери Ожигановой – ФИО9, 15.08.2004 года рождения в специальное учреждение на период принудительного лечения Ожигановой, поскольку ребенок будет проживать со своей бабушкой Пинигиной Т.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 21, п. «а» ч. 1 ст. 97, п. «б» ч. 1 ст. 99, ч. 2 ст. 101 УК РФ, ст. ст. 442, 443 УПК РФ, суд

постановил:

Освободить Ожиганову Наталью Владимировну от уголовной ответственности за совершение запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 97, п. «б» ч. 1 ст. 99, ч. 2 ст. 101 УК РФ применить к Ожигановой Наталье Владимировне принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Меру пресечения Ожигановой – подписку о невыезде и надлежащем поведении - до вступления постановления в законную силу оставить без изменения.

Вещественные доказательства: два шприца с наркотическим средством дезоморфин, два пустых шприца, ампулы с лекарством, пакет с порошком - уничтожить.

    Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его оглашения, путем подачи жалобы или представления в Калининский районный суд г.Тюмени.

    В случае кассационного обжалования лицо, к которому применены принудительные меры медицинского характера и его законный представитель вправе участвовать в заседании суда кассационной инстанции.

Председательствующий судья                        Е.В. Пискулина