2-3948/2010



Дело № 2-3948-10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

Город Тюмень 28 октября 2010 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Молоковой С.Н.

при секретаре Журавлевой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дубининой Татьяны Александровна об оспаривании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области,

УСТАНОВИЛ:

Дубинина Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области, мотивируя требования тем, что заявительница проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире № 1 четырехквартирного <адрес>. Квартиры №№ 2, 3 указанного объекта недвижимости находятся в муниципальной собственности. На общем собрании собственников жилых и нежилых помещений жилого <адрес> было принято решение сформировать предложенные границы земельного участка под многоквартирным домом и необходимым для его использования. Работа по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка, поданное с пакетом документов в Департамент имущественных отношений Тюменской области, была приостановлена в связи с имеющейся на техническом паспорте объекта отметки о реконструкции и необходимостью предоставления приказа и акта о вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного объекта недвижимости. Заявительница считает незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области о приостановлении работы по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, поскольку жилой дом, находящийся на указанном земельном участке, реконструирован путем строительства каркасно-засыпного пристроя (лит. М4) и тесовых сеней (лит. м5) жильцами квартиры № 2, так как в технических паспортах на квартиры №№ 1, 4 отметки о реконструкции отсутствуют, реконструкция в указанных жилых помещениях не производилась. При этом реконструкцией квартиры № 2, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности квартир №№ 1, 4 жилого <адрес>, не затронуты, так как указанные объекты имеют отдельные входы и не находятся в общей собственности. Более того, оспариваемым решением нарушаются права собственников квартир №№ 1 и 4 по оформлению прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом, в связи с чем Дубинина Т.А просит признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 04 августа 2010 года № 100804071/15 о приостановлении работы по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>; обязать Департамент имущественных отношений устранить допущенные нарушения.

Заявительница Дубинина Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявительницы Дубининой Т.А., являющаяся одновременно представителем заинтересованных лиц Кобяковой М.А. и Кобякова Г.П. – Тыжных О.М. в судебном заседании требования Дубининой Т.А. поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области Сергеева У.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, указав, что действия по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, были приостановлены в связи с имеющимся пристроем (лит. М4, м5) к квартире № 2, в результате чего объект № 176 по <адрес> является реконструированным, о чем имеется отметка в техпаспорте указанного домовладения. В соответствии с п. 6 перечня к Постановлению <адрес> от 02.07.2007г. № 144-п «Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ город Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения», к заявлениям физических и юридических лиц о предоставлении земельного участка под самовольно возведенным (реконструированным) объектом недвижимости прилагаются копия акта о вводе в эксплуатацию самовольно возведенного (реконструированного) объекта недвижимости. Представитель заинтересованного лица считает, что решение Департамента имущественных отношений Тюменской области о приостановлении работы по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, основано на действующих положениях законодательства. Отметив, что по заявлению собственника помещений в многоквартирном доме уполномоченный орган государственной власти формирует земельный участок под зданием этого дома. Под отдельные квартиры, даже если они имеют самостоятельные входы, земельный участок не формируется, так как квартира является частью единого здания, а потому доводы заявительницы о том, что реконструкция <адрес> не имеет отношения к вопросу оформления прав на участок собственников иных квартир противоречат пунктам 1 и 3 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2004г.№ 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Утверждение Дубининой Т.А. о том, что реконструкцией квартиры № 2 конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности квартир №№ 1 и 4 жилого <адрес> не затронуты, являются голословными.

Заинтересованные лица Кобякова М.А., Кобяков Г.П. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд, находит заявление Дубининой Т.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено следующее.

На общем собрании собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от 21 июня 2009 года было принято решение сформировать предложенные границы земельного участка под многоквартирным домом и необходимым для его использования, наделив при этом Дубинину Т.А. полномочиями по формированию вышеуказанного земельного участка и представлению интересов собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> (л.д. 11-12).

Дубининой Т.А. на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (л.д. 13).

Дубинина Т.А. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления формирования земельных ресурсов Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО5 на вышеуказанное заявление Дубининой Т.А. был дан ответ, в котором сообщалось, что на техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес> имеется отметка о том, что объект реконструирован. Работа по заявлению приостановлена, так как в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007г. № 144-п «Об утверждении положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ город Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения», заявительнице необходимо предоставить копию приказа и акта о вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного объекта недвижимости, с приложением оригинала – для обозрения (л.д. 9).

В судебном заседании установлено, что согласно технического паспорта, домовладение, расположенное по адресу: <адрес> реконструировано.

Как следует их технических паспортов на квартиры№1 и № 4, реконструкции в указанных квартирах не производились.

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» № 30891 от 21.10.2010 года следует, жилой дом по адресу: <адрес> реконструирован путем строительства каркасно-засыпного пристроя (лит.М4) и тесовых сеней (лит.м5), которые пристроены к квартире № 3, расположенной в данном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).

Согласно пунктам 7-9 Постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ город Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения", для принятия решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданин подает в Департамент заявление. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении к настоящему Положению. Департамент проверяет наличие и достаточность прилагаемых к заявлению документов, соответствие их требованиям законодательства, полномочия лица, подавшего заявление. В случае отсутствия каких-либо документов Департамент отказывает в принятии заявления.

На основании п. 6 Приложения к указанному Постановлению, к заявлению физических и юридических лиц о предоставлении земельного участка под самовольно возведенным (реконструированным) объектом недвижимости помимо документов, указанных в пунктах 1, 5 настоящего Перечня, прилагаются:

- копия акта о вводе в эксплуатацию самовольно возведенного (реконструированного) объекта недвижимости;

- копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости (в случае проведения самовольной реконструкции объекта недвижимости);

- выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;

- копия правового акта об утверждении проекта границ земельного участка либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а также копия проекта границ земельного участка либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (в случае, если земельный участок ранее был сформирован).

Как следует из ч. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч. 2 вышеназванного Кодекса, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом п. 2.2 постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8" предусмотрено: как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Обращение Дубининой Т.А. с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 04 августа 2010 года № 100804071/15 о приостановлении работы по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, является незаконным, а потому требования Дубининой Т.А. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 36 Жилищного кодекса РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П, ст.ст. 12, 56, 57, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Дубининой Татьяны Александровны.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 04.08.2010 года № 100804071/15 о приостановлении работы по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течении десяти дней Со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий судья/подпись/ С.Н.Молокова

Решение принято в окончательной форме 03 ноября 2010 года

Копия верна

Решение вступило в законную силу «____»_______________201__г.

Судья С.Н.Молокова