2-3157/2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень, 16 сентября 2010 года дело № 2-3157-10

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Носовой В.Ю.,

при секретаре Шайхутдиновой Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Нины Владимировны к администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени, о признании членом семьи собственника, права пользования жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Григорьева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Тюмени о признании членом семьи собственника, права пользования жилым помещением. Требования мотивированы тем, что с начала 2006 года истица начала ухаживать за ФИО2, которую знала с 1988 года. После ухудшения здоровья ФИО2 в 2006 году Григорьева Н.В. начала посещать ее каждый день, выполняла поручения, просьбы. В апреле 2008 года истица была вселена ФИО2 в принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес>60, в которой они стали совместно проживать, вести общее хозяйство. Будучи пожилым больным человеком, ФИО2 нуждалась в постороннем уходе, который осуществляла истица, покупала продукты, лекарства, вызывала врача, готовила еду, стирала, убирала квартиру. У ФИО2 семьи не было, она неоднократно составляла на истицу от руки завещание на принадлежащую квартиру, поскольку родственников у ФИО2 не было, а Григорьева Н.В. была для нее как член семьи. 02 апреля 2010 года ФИО2 умерла, расходы, связанные с ее похоронами несла истица, которая до настоящего времени продолжает проживать в <адрес>, производит оплату коммунальных услуг. Истица считает, что приобрела право пользования данным жилым помещением, поскольку была вселена в квартиру ее собственником в качестве члена семьи. Григорьева Н.В. просит признать ее членом семьи ФИО2, умершей 02.04.2010г., в период с апреля 2008 года по 02 апреля 2010 года, а также признать за ней право пользования квартирой № в <адрес>.

Определением Калининского районного суда г. Тюмени от 05 августа 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени.

Истица Григорьева Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель истицы Григорьевой Н.В. - Блинова Л.В. требования своей доверительницы поддержала.

Представитель ответчиков администрации г. Тюмени, Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени - Воевода А.В. исковые требования не признала в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск Григорьевой Н.В. частично обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

Судом установлено следующее:

ФИО2, умершая 02 апреля 2010 года, являлась собственником <адрес>, на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность № 1-00412 от 26 мая 1993г. (л.д. 10, 50, 51).

Как видно из копии поквартирной карточки, ФИО2 была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>60 в период с 14.09.1979г. по 12.04.2010г. В настоящее время по данному жилому помещению никто не зарегистрирован (л.д. 90).

На имя ФИО2 открыт лицевой счет на вышеуказанное жилое помещение (л.д. 68).

Судом установлено, что истица Григорьева Н.В. значится зарегистрированной по адресу: <адрес> (л.д. 91). Григорьева Н.В. в судебном заседании пояснила, что является собственником данного жилого помещения.

Согласно сообщению ФИО7 - временно исполняющего обязанности нотариуса ФИО8, после смерти ФИО2, умершей 02 апреля 2010 года, заведено наследственное дело № 39/2010. 27 мая 2010 года Григорьевой Н.В. было выдано постановление о возмещении расходов на похороны, которая подала заявление 17 апреля 2010 года. Наследники с заявлениями о принятии наследства и/или об отказе от принятия наследства не обращались (л.д. 56).

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, суд считает, что юридически значимым обстоятельством для признания лиц членами семьи собственника жилого помещения является не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

По мнению суда, членство в семье характеризуется, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Истица Григорьева Н.В. в судебном заседании пояснила, что в апреле 2008 года она была вселена ФИО9 в принадлежащую ей <адрес> и проживала с ней постоянно до 02.04.2010г., т.е. до дня смерти ФИО2, они вели совместное хозяйство. Григорьева Н.В. осуществляла уход за ФИО2, поскольку она была преклонного возраста и у нее были проблемы со здоровьем. Кроме того, истица покупала ФИО2 продукты питания, лекарства, стирала, готовила еду, убирала квартиру, за период совместно проживания они приобрели обогреватель. Расходы, связанные с похоронами ФИО2 были понесены истицей. До настоящего времени Григорьева Н.В. ухаживает за квартирой, производит оплату коммунальных услуг. При жизни ФИО2, расходы по содержанию квартиры они несли совместно. По утверждению истицы, ФИО2 хотела зарегистрировать ее в квартире, однако для этого необходимо было идти в паспортный стол, а ФИО2 не могла передвигаться.

Свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебном заседании подтвердили, что с 2008 года истица Григорьева Н.В. проживала в <адрес> совместно с ФИО2 по день ее смерти.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что истица Григорьева Н.В. проживала в <адрес> совместно с собственником данного жилого помещения ФИО2, вела с ней общее хозяйство в период с апреля 2008 года по 2 апреля 2010 года, то есть по день смерти ФИО2, в связи с чем суд находит, что Григорьеву Н.В. следует признать членом семьи ФИО2 в указанный период, а потому исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

В силу ст.ст. 1113, 1154 Гражданского кодекса РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

ФИО2 умерла 02 апреля 2010 года, следовательно, срок для принятия наследства, оставшегося после ее смерти, истекает не ранее 02 октября 2010 года, а потому до этого времени у наследников ФИО2 имеется право принять наследство после ее смерти.

Как следует из положений ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Доказательств того, что истица Григорьева Н.В. является наследником после смерти ФИО2 по закону либо по завещанию, суду не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Таким образом, права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, если право собственности этого собственника на жилое помещение прекращено по тем или иным основаниям (например, в связи со смертью собственника жилого помещения, в результате совершения собственником гражданско-правовых сделок), право пользования данным жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности.

Поскольку ФИО2 умерла 02.04.2010г., соответственно, с момента смерти собственника прекратилось пользования истицы жилым помещением - квартирой № <адрес>, а как бывший член семьи собственника, у истицы не имеется прав на занимаемое жилое помещение. Кроме того, ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Как установлено судом, <адрес> была приватизирована ФИО2 в 1993 году, в то время как данным решением суда Григорьева Н.В. признана членом семьи ФИО2 в период с апреля 2008 года по 02 апреля 2010 года, то есть на момент приватизации квартиры Григорьева Н.В. не имела равные права пользования данным жилым помещением с ФИО2, а потому право пользования квартирой за ней не может быть сохранено.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, поскольку в настоящее время истица Григорьева Н.В. является бывшим членом семьи собственника ФИО2, ее право пользование квартирой прекратилось в связи со смертью собственника, требования в части признания за истицей права пользования жилым помещением удовлетворению не подлежат.

Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Григорьевой Н.В. следует удовлетворить частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30, 31 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Григорьевой Нины Владимировны удовлетворить частично.

Признать Григорьеву Нины Владимировнучленом семьи ФИО2, умершей 2 апреля 2010 года, за период с апреля 2008 года по 2 апреля 2010 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2010 года.

Председательствующий

федеральный судья (подпись) В.Ю. Носова

Копия верна.

Подлинник хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела № 2-3157-10.

Решение вступило в законную силу «_____» ________________ 2010 года.

федеральный судья В.Ю. Носова