Дело № 2-1497-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 11 августа 2010 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Молоковой С.Н., при секретаре Мамаевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Каменских Галины Петровны, Каменских Максима Игоревича, Каменских Артема Игоревича, действующего за себя и несовершеннолетнего Каменских Александра Артемовича к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «ФИО11», ООО Управляющая компания «ФИО11», Администрации г.Тюмени, ООО «ФИО13» о проведении ремонтных работ и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Каменских Г.П., Каменских М.И., Каменских А.И. действующего за себя и несовершеннолетнего Каменских А.А. обратились в суд с иском к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «ФИО11», ООО Управляющая компания «ФИО11» о проведении ремонтных работ и компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что истцы проживают в <адрес>, расположенной на втором этаже двухэтажного многоквартирного дома. Элементы кровли дома и крыши находятся в аварийном состоянии, в результате чего она затапливалась атмосферными осадками. Истцы неоднократно обращались в различные компетентные органы с требованиями о проведении ремонта кровли, необходимость ремонта признавалась, однако до настоящего времени ремонт не произведен. Как указывают в исковом заявлении истцы, ООО УК «ФИО11» совместно с организацией по обслуживанию жилищного фонда, на балансе которой находится жилой <адрес>, обязана обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения и т.д. Истцы просят произвести работы по текущему кровли в жилом <адрес> и взыскать с ООО УК «ФИО11» компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей в пользу каждого истца.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просят обязать виновных ответчиков произвести капитальный ремонт кровли жилого <адрес> и взыскать в счет компенсации морального вреда 150.000 рублей..
Определением суда от 22.04.2010г. Управление по культуре Администрации г.Тюмени и Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
02 июня 2010 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «ФИО13».
15 июля 2010 года Администрация г.Тюмени была привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Истица Каменских Г.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Каменских А.И., выступающий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Каменских А.А., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО Управляющая компания «ФИО11» Бобова С.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что с 01 июня 2009 года ООО УК «ФИО11» является управляющей компанией, обслуживающей жилой <адрес>, считает ООО УК «ФИО11» ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанный объект недвижимости является объектом культурного наследия, а потому бремя его содержания должен нести его собственник.
Представитель ответчика ТМУП «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «ФИО11» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, сведений о причинах его неявки в суде не имеется.
Представитель ответчика ООО «ФИО13» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах его неявки в суде не имеется, в письменном отзыве на исковое заявление указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку отсутствуют основания предъявления требований к ООО «ФИО13».
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени Сулимская М.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «ФИО13», которому был передан жилой дом на основании распоряжения Администрации г.Тюмени, на указанное Общество была возложена обязанность по отселению жильцов и реконструкции объекта культурного наследия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» Зыкова И.В. считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом надлежащим ответчиком по делу является ООО «ФИО13», которому был передан спорный объект недвижимости.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по культуре Администрации г.Тюмени Григорук А.В. в судебном заседании пояснила, что ответственность по содержанию и ремонту объекта культурного наследия должна быть возложена на ООО «ФИО13 и собственников квартир.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, указывая, что приватизация квартир гражданами в <адрес> осуществлялась в целях их продажи инвестору ООО «ФИО13», которое должно осуществлять за свой счет плату за содержание и ремонт приобретенных квартир, плату за коммунальный услуги. При этом в 2005 году указанное Общество осуществил отселение жильцов из квартир №№ №, частично № объекта культурного наследия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено следующее:
Истцы Каменских Г.П., Каменских М.И., Каменских А.И., действующий за себя и несовершеннолетнего Каменских А.А. являются собственниками двухкомнатной <адрес> на втором этаже, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д. 11-13), договором передачи (приватизации) жилого помещения в собственность в домах - памятниках архитектуры от 18.01.2007 года (том 1 л.д.91).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.06.2009 года ООО «УК «ФИО11» взяло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом № по <адрес>, что включает в себя надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями, (том 1 л.д.46-55).
В судебном заседании установлено, что с весны 2008 года занимаемое истцами жилое помещение, стало заливать водой (атмосферными осадками) с крыши <адрес> во время дождей и таянья снега.
Согласно акту проверки № ТО-06-12 от 18 января 2010 года, кровля крыши вышеуказанного дома находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в проведении ремонта (том 1 л.д.89).
В ходе проведения проверки жилого <адрес> государственной жилищной инспекции Тюменской области выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: загнивание, прогибы, нарушения в соединениях, неисправности, разрушения деревянных конструкций кровли; повреждения, разрушения покрытия кровли; неисправности разрушения, частичное отсутствие водоотводящих конструкций наружного водостока, желобов; разрушение кирпичной кладки печных труб; наличие следов протечек в помещениях квартиры № № наличие провисаний, гниения перекрытий в помещениях квартиры № №том 1 л.д. 200-201).
19 апреля 2004 года между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (Арендодателем) и ООО «ФИО13» (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка № 23-30/291, согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 7332,4 кв.м., в том числе за красной линией площадью 428,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 68-74).
Данный договор расторгнут в связи с заключением нового договора аренды.
На основании договора аренды земельного участка № 23-10/1585 от 14.12.2009г., заключенного между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (Арендодатель) и ООО «ФИО13» (Арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2016 кв.м., в том числе за красной линией площадью 119 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 55-63). Данные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 58), распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 13337-3 от 02 декабря 2009 года (том 2 л.д. 64-65), распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 826-пг от 07 августа 2009 года (том 2 л.д. 66-67).
Ответчику ООО «Инко и К» на основании распоряжения Администрации г.Тюмеки от 11 января 2001 года № 44, градостроительного паспорта предоставления права застройки в г.Тюмени от 13.11.2000г. № 1724 и заявки заказчика № 3403 от 24.12.2001г., было выдано архитектурно-планировочное задание на проектирование административно-жилого комплекса по <адрес> на участке, находящегося на исторической территории, в центральной части города и занимает важное местоположение в системе города. При этом здание № по <адрес> является памятником архитектуры, данный участок города находится в археологической зоне.
Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
В силу ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, целью которых является поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
При этом ремонт памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта (п. 4 ст. 42 названного Закона).
Согласно п. 14 Архитектурно-планировочного задания, ООО «Инко и К» необходимо было разработать индивидуальный проект на административно-жилой комплекс и проект реконструкции-реставрации памятника архитектуры по <адрес> с определением целевого назначения.
В силу п. 3 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
На основании п. 4 указанного закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.
При этом к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Тюмени, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Тюмени (п. 19 ст. 7 «Устава муниципального образования городского округа Тюмени», зарегистрированного в ГУ Минюста по Уральскому Федеральному округу 19.07.2007г.).
Поскольку в соответствии с п. 1 Приказа Минкультуры РФ от 16.03.2009 N 113 "О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия" считаются недопустимым при организации, подготовке и проведении работ по сохранению объектов культурного наследия нарушение норм статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования истцов о возложении обязанности на Управляющую компанию по жилищно-коммунальному хозяйству «Запад», ООО Управляющую компанию «Запад» и Администрацию города Тюмени произвести капитальный ремонт памятника архитектуры, расположенного по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.
Согласно Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному Постановлением СМ СССР от 16.09.1982 N 865 (оно применяется до вступления в силу соответствующих нормативных актов, но не позднее 31 декабря 2010 г. в части, касающейся правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ), все памятники истории и культуры, находящиеся на территории страны, охраняются государством.
Данное положение соответствует нормам п. 1 ст. 33 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в соответствии с которыми объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения: их повреждения, разрушения или уничтожения; изменения облика и интерьера; нарушения установленного порядка их использования; перемещения; других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
Как следует из заключения от 24.12.2009 года (л.д.130 т.1), многоквартирный жилой дом-памятник по адресу: <адрес> является аварийным и подлежит реконструкции.
Согласно акта от 18.09.2008 года, выполненного ООО «НПППО «СибСпецСтройРеставрация», общее техническое состояние объекта оценивается как неудовлетворительное. В такой ситуации обеспечить полный комплекс ремонтно-строительных работ на объекте невозможно без отселения.
Приватизация квартир гражданами в данной доме осуществлялась в целях их последующей продажи инвестору ООО «ФИО13» и отселением.
На день рассмотрения дела, согласно письму МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» от 29.07.2010 года, все жилые помещения <адрес> исключены из реестра муниципальной собственности города Тюмени и являются собственностью граждан и организации.
На основании распоряжения Администрации города Тюмени № 2721 от 01.07.2003 года, принято предложение ООО «ФИО13» об отселении граждан, проживающих в жилых помещениях здания - памятника по <адрес>, за счет финансовых средств указанного юридического лица. Заключить договор между администрацией города Тюмени и ООО «ФИО13», предусмотрев в договоре перевод названного здания - памятника в нежилой фонд, с последующей передачей в пользование ООО «ФИО13», после отселения жильцов в соответствии с действующим законодательством по установленным нормам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку ООО «Инко и К» продолжительный период не производит отселение жильцов, обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> следует возложить именно на ООО «Инко и К».
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а в соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Кроме того, суд находит справедливым взыскать с ответчика ООО «ФИО13» в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 20.000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истицей Каменских Г.П. при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 100 рублей (л.д.2 т.1), истцами Каменских Г.П., Каменских А.И., Каменских М.И. - 100 рублей ( л.д.3 т.1).
Данные расходы истцов подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа Тюмени, зарегистрированного в ГУ Минюста по Уральскому Федеральному округу 19.07.2007г., Приказом Минкультуры РФ от 16.03.2009 N 113 "О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия", Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному Постановлением СМ СССР от 16.09.1982 N 865, ст. 309 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 12. 56, 67, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Каменских Галины Петровны, Каменских Максима Игоревича, Каменских Артема Игоревича, действующего за себя и несовершеннолетнего Каменских Александра Артемовича удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ООО «ФИО13» провести капитальный ремонт кровли жилого <адрес>.
Взыскать с ООО «ФИО13» в пользу Каменских Галины Петровны, Каменских Максима Игоревича, Каменских Артема Игоревича, действующего за себя и несовершеннолетнего Каменских Александра Артемовича в счет компенсации морального вреда по 20.000 рублей каждому.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «ФИО13» государственную пошлину в пользу Каменских Г.П. в размере 100 рублей, в пользу Каменских Г.П., Каменских А.И., Каменских М.И. в размере 100 рублей.
В иске Каменских Галины Петровны, Каменских Артема Игоревича, Каменских Максима Игоревича к ООО «УК «ФИО11», ТМУП УК по ЖКХ «ФИО11», Администрации города Тюмени отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г.Тюмени.
Председательствующий судья/подпись/ С.Н.Молокова
Решение принято в окончательной форме 19 августа 2010 года
Копия верна
Решение вступило в законную силу «_____»_________________2010 года
Судья С.Н.Молокова