Дело № 2-3241-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 28 октября 2010 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Молоковой С.Н.
при секретаре Журавлевой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского АО г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Амирхановой Людмиле Владимировне о признании деятельности незаконной, приостановлении деятельности до устранения нарушений требований действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского АО г.Тюмени обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Амирхановой Л.В. о признании деятельности незаконной, приостановлении деятельности до устранения нарушений требований действующего законодательства, мотивируя требования тем, что по обращению Управления Роспотребнадзора по вопросу эксплуатации чайханы «Самарканд» прокуратурой Калининского АО г. Тюмени была проведена проверка, в ходе которой, было установлено, что 25 июня 2009 года ООО «ТУАНН-СЕРВИС» зарегистрировано право собственности на нежилое строение № 3 по адресу: Тюменский район, д.Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км. Московского тракта, передавшее указанное помещение по договору аренды ООО УК «ТРИУМФ». 01 мая 2009 года между ООО УК «ТРИУМФ» и индивидуальным предпринимателем Амирхановой Л.В. заключен договор субаренды строения № 3 по адресу: Тюменский район, д. Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км. Московского тракта. В ходе проведения совместной проверки прокуратуры округа и ОГПН по Калининскому АО г.Тюмени выявлены нарушения требований пожарной безопасности в чайханы «Самарканд», а именно: отсутствует план эвакуации людей в случае возникновения пожара (ППБ 01-03, п.16); на путях эвакуации не установлены знаки пожарной безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки пожарной безопасности и разметка сигнальная (ППБ 01-3, п.51); в помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03, п.13); инструктажи по мерам пожарной безопасности с работниками объекта не проводятся (ППБ 01-03, п.7); отсутствуют инструкции по мерам пожарной безопасности (ППБ 01-03, п.3); допущена эксплуатация пристроя к зданию чайханы выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1,98, раздел 111, п. 3.1); допущена эксплуатация облицовки навеса выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1.98, раздел 111, п. 3.1); отсутствуют акты о качестве огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли (ППБ 01-03, п. 36); перед наружной дверью (эвакуационным выходом) горизонтальная отсутствует входная площадка с глубиной менее 1,5 ширины наружной двери (ППБ 01-3, п.3, СНиП 2.08.02-89*, п. 1.93*); дверь отделяющая обеденный зал от коридора ведущего к основному эвакуационному выходу, установлена не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); внутренние двери основного эвакуационного выхода, установлены не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); на окнах размещены глухие металлические решетки (ППБ 01-03, п. 40); допущено складирование баллонов с пропаном в помещении пищеблока (ППБ 01-03, п.3, п. 4); допущена эксплуатация помещения чайханы без автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п. 3; НПБ 110-03, табл. 3; п. 38); над эвакуационными выходами отсутствуют указатели «Выход» (ППБ 01-03, п. 51); дверь кладовой эксплуатируется с пределом огнестойкости менее 0,6 ч. (ППБ 01-03, п.3; СНиП 2.08.02-89*, п. 1.82); не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПТЭЭП прил. 3.1. табл. 37); не закрыты крышками в помещениях пищеблока и обеденного зала распред. коробки (ППБ 01-03, п. 57); соединения жил выполнено без использования болтовых соединений, сжимов, сварки или пайки, путем «холодной скрутки» (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПУЭ п. 2.1.21); допущена эксплуатация электрической проводки в помещениях пищеблока не непосредственно по поверхности стен, потолков и на струнах, полосах и других несущих конструкциях (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПЭУ п. 2.1.36. табл. 2.1.21); на фасаде здания отсутствует указатель ближайшего пожарного гидранта (ППБ 01-03, п. 90); не укомплектованы помещения чайханы первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03, п. 108). Также, в нарушение п. 1 ст. 9 Закона « О защите прав потребителей», установлено, что вход в чайхану «Самарканд» открыт для свободного посещения, при входе отсутствует вывеска с информацией для потребителей - фирменное наименование организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы. Кроме того, были выявлены нарушения правил СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно: п.3.14 - набор помещений в чайхане «Самарканд»: обеденный зал, кухня, моечная для мелкого и крупного инвентаря, сан.узел один - для потребителей и для работников данной чайханы; п.3.4, 3.5 - используется привозная вода; п. 7.11, 7.22 - в одном холодильнике обнаружено мясо, хранящееся в целлофановых пакетах, в другом холодильнике обнаружены сырые и готовые продукты: отварные макароны, заготовки: для салатов, мантов, плова, шурмы, лагмана, хранящиеся в пластиковых тазах бытового назначения, майонез; п. 7.29 - отсутствуют маркировочные ярлыки с указанием срока годности и наименования продукта; п. 7.4. - контроль температурного режима не осуществляется (отсутствует термометр); п. 7.8. - на полу в кухне хранятся продукты: помидоры, перец, консервы, молоко, мука; п. 7.22 - на стеллаже хранятся куриные яйца и сопутствующие товары; п. 8.19 - отсутствует помещение для обработки куриного яйца и инструкция по обработке яйца; п. 6.5. - на разделочном инвентаре (ножи, доски) отсутствует маркировка; п. 7.8. - документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемых продуктов не предоставлены; п. 6.14 - мытье посуды осуществляется в пластиковых тазах, обнаружена грязная посуда; п. 6.10 - обнаружены тарелки с отбитыми краями; п. 5.11 - санитарно-гигиеническое состояние чайханы неудовлетворительное, что свидетельствует об отсутствии текущей и генеральной уборки на рабочих местах; п. 12.1 - обнаружено наличие насекомых - мух; п. 5.13, 5.14 - уборного инвентаря недостаточно, дезинфицирующие и моющие средства отсутствуют в необходимом количестве. Уборочный инвентарь не промаркирован; п. 15.1 - работники чайханы не обеспечены санитарной одеждой. Более того, мусорные бачки содержатся в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии (грязные, с остатками отходов, без крышек); пол бетонный, стены частично выложены керамической плиткой, часть покрашены, как и потолок водоэмульсионной краской. На потолке видны следы плесени, не предоставлены журналы: здоровья, гнойничковых заболеваний, бракеражный, температурного режима. Нарушение требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу безопасности, жизни и здоровью лиц, являющихся сотрудниками в чайхане «Самарканд», затрагивают права на охрану жизни, здоровья не только сотрудников учреждения, но и посетителей, а также всех кто может оказаться в зоне действия опасных факторов пожара. Прокурор Калининского АО г. Тюмени просить признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Амирхановой Л.В. в чайхане «Самарканд», приостановить деятельность чайханы до устранения нарушений требований действующего законодательства.
Помощник прокурора Калининского АО г.Тюмени Ананченко И.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчица индивидуальный предприниматель Амирханова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, сведений о причинах ее неявки в суде не имеется.
Представитель ответчицы индивидуального предпринимателя Амирхановой Л.В. - Алешкевич Е.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, пояснив, что ст. 12, а также иными статьями Гражданского процессуального кодекса РФ не предусмотрен такой вид защиты прав как признание деятельности индивидуального предпринимателя в отдельно взятом кафе незаконной по основаниям, изложенным в иске. Истцом не представлены доказательства того, что факторы, создающие опасность для окружающих, не могут быть устранены без полного запрета деятельности чайханы «Самарканд», отсутствуют доказательства того, что деятельность чайханы причинила кому-то вред. Представитель ответчицы отмечает, что прокурором Калининского АО г.Тюмени индивидуальному предпринимателю Амирхановой Л.В. не было направлено предписание для устранения выявленных нарушений и неисполнения указанных предписаний Обществом. Алешкевич Е.Ю. отмечает, что нарушения требований действующего законодательства следует сначала рассмотреть в порядке административного, а не гражданского производства. Более того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области и Прокуратурой Калининского АО г.Тюмени нарушен порядок проведения внеплановой проверки, при этом акты по результатам по результатам проведения мероприятий по контролю вынесены в отсутствие индивидуального предпринимателя Амирхановой Л.В. и ее представителя. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Калининского АО г.Тюмени отказать, в случае признания иска обоснованным, вынести определение о производстве дополнительной проверки деятельности чайханы «Самарканд» на предмет исправления выявленных прокурором Калининского АО г.Тюмени недостатков.
Представитель третьего лица ОГПН по Калининскому округу г.Тюмени УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах его неявки в суде не имеется.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц ООО «ТУАНН-СЕРВИС», ООО УК «ТРИУМФ» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах их неявки не имеется.
Суд, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Амирханова Людмила Владимировна, 23.04.1969 г.р., уроженка ст. Нестеровская Чечено-Ингушской АССР, Сунженского района, с 2003 г. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004г. (л.д. 14, 15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.06.2009г., ООО «ТУАНН-СЕРВИС» является собственником нежилого строения № 3 общей площадью 282,7 кв.м. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км. (л.д. 17).
26.06.2009г. между ООО «ТУАНН-СЕРВИС» и ООО Управляющая компания «ТРИУМФ» заключен договор аренды нежилого строения кафе № 08-09/ар, в соответствии с которым ООО «ТУАНН-СЕРВИС» передало, а ООО УК «ТРИУМФ» приняло во временное владение и пользование нежилое строение кафе общей площадью 282,7 кв.м., находящийся по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км. сроком на 11 месяцев (л.д. 18-19).
Между ООО УК «ТРИУМФ» и индивидуальным предпринимателем Амирхановой Л.В. 01.05.2009г. заключен договор субаренды нежилого строения кафе общей площадью 388,6 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км. сроком до 01.04.2010г. (л.д. 21-25). Дополнительным соглашением № 2 от 01.05.2009г. срок субаренды указанного нежилого помещения продлен до 01.03.2011г. (л.д. 27).
26 июля 2010 года Прокурору Тюменской области поступило заявление о принятии мер прокурорского реагирования от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области о том, что в связи с поступившим письмом Управления по товарному рынку и услугам Администрации г.Тюмени Управлением 05.07.2010г. была осуществлена попытка проведения административного расследования по вопросу деятельности чайханы «Самарканд», в котором было установлено неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние, однако владелец предприятия обнаружен не был, что препятствует Управлению в реализации полномочий по пресечению нарушений санитарного законодательства (л.д. 8).
29 июля 2010 года в 15-00 часов на основании письма Прокуратуры Калининского АО г.Тюмени от 29.07.2010г. с целью проверки надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, главным специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Макаровой А.А. был произведен осмотр территорий и помещений чайханы «Самарканд», расположенной по адресу: г.Тюмень, 4 км. Московского тракта, в результате чего были выявлены следующие нарушения: при входе в чайхану отсутствует вывеска с информацией для потребителей, что является нарушением ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации № 1036 «оказание услуг общественного питания», и нарушение СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно п.3.14 - набор помещений в чайхане «Самарканд»: обеденный зал, кухня, моечная для мелкого и крупного инвентаря, сан.узел один - для потребителей и для работников данной чайханы; п.3.4, 3.5 - используется привозная вода; п. 7.11, 7.22 - в одном холодильнике обнаружено мясо, хранящееся в целлофановых пакетах, в другом холодильнике обнаружены сырые и готовые продукты: отварные макароны, заготовки: для салатов, мантов, плова, шурмы, лагмана, хранящиеся в пластиковых тазах бытового назначения, майонез; п. 7.29 - отсутствуют маркировочные ярлыки с указанием срока годности и наименования продукта; п. 7.4. - контроль температурного режима не осуществляется (отсутствует термометр); п. 7.8. - на полу в кухне хранятся продукты: помидоры, перец, консервы, молоко, мука; п. 7.22 - на стеллаже хранятся куриные яйца и сопутствующие товары; п. 8.19 - отсутствует помещение для обработки куриного яйца и инструкция по обработке яйца; п. 6.5. - на разделочном инвентаре (ножи, доски) отсутствует маркировка; п. 7.8. - документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемых продуктов не предоставлены; п. 6.14 - мытье посуды осуществляется в пластиковых тазах, обнаружена грязная посуда; п. 6.10 - обнаружены тарелки с отбитыми краями; п. 5.11 - санитарно-гигиеническое состояние чайханы неудовлетворительное, что свидетельствует об отсутствии текущей и генеральной уборки на рабочих местах; п. 12.1 - обнаружено наличие насекомых - мух, так как окна не засечены от насекомых; п. 5.13, 5.14 - уборочного инвентаря недостаточно, дезинфицирующие и моющие средства отсутствуют в необходимом количестве, уборочный инвентарь не промаркирован; п. 15.1 - работники чайханы не обеспечены санитарной одеждой. Более того, мусорные бачки содержатся в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии (грязные, с остатками отходов, без крышек); пол бетонный, стены частично выложены керамической плиткой, часть покрашены, как и потолок водоэмульсионной краской. На потолке видны следы плесени, не предоставлены журналы: здоровья, гнойничковых заболеваний, бракеражный, температурного режима (л.д. 11-12).
Кроме того, по поручению прокуратуры Тюменской области, 29 июля 2010 года органами прокуратурыКалининского АО г. Тюмени совместно с ОГПН по Калининскому АО г. Тюмени УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области была проведена проверка на предмет соблюдения в чайхане «Самарканд» требований пожарной безопасности, в ходе проведения которой был выявлен ряд нарушений, что подтверждается справкой ОГПН по Калининскому АО г. Тюмени УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области. В ходе проверки обнаружены следующие нарушения правил пожарной безопасности: отсутствует план эвакуации людей в случае возникновения пожара (ППБ 01-03, п.16); на путях эвакуации не установлены знаки пожарной безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки пожарной безопасности и разметка сигнальная (ППБ 01-3, п.51); в помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03, п.13); инструктажи по мерам пожарной безопасности с работниками объекта не проводятся (ППБ 01-03, п.7); отсутствуют инструкции по мерам пожарной безопасности (ППБ 01-03, п.3); допущена эксплуатация пристроя к зданию чайханы выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1,98, раздел 111, п. 3.1); допущена эксплуатация облицовки навеса выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1.98, раздел 111, п. 3.1); отсутствуют акты о качестве огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли (ППБ 01-03, п. 36); перед наружной дверью (эвакуационным выходом) горизонтальная отсутствует входная площадка с глубиной менее 1,5 ширины наружной двери (ППБ 01-3, п.3, СНиП 2.08.02-89*, п. 1.93*); дверь отделяющая обеденный зал от коридора ведущего к основному эвакуационному выходу, установлена не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); внутренние двери основного эвакуационного выхода, установлены не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); на окнах размещены глухие металлические решетки (ППБ 01-03, п. 40); допущено складирование баллонов с пропаном в помещении пищеблока (ППБ 01-03, п.3, п. 4); допущена эксплуатация помещения чайханы без автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п. 3; НПБ 110-03, табл. 3; п. 38); над эвакуационными выходами отсутствуют указатели «Выход» (ППБ 01-03, п. 51); дверь кладовой эксплуатируется с пределом огнестойкости менее 0,6 ч. (ППБ 01-03, п.3; СНиП 2.08.02-89*, п. 1.82); не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПТЭЭП прил. 3.1. табл. 37); не закрыты крышками в помещениях пищеблока и обеденного зала распред. коробки (ППБ 01-03, п. 57); соединения жил выполнено без использования болтовых соединений, сжимов, сварки или пайки, путем «холодной скрутки» (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПУЭ п. 2.1.21); допущена эксплуатация электрической проводки в помещениях пищеблока не непосредственно по поверхности стен, потолков и на струнах, полосах и других несущих конструкциях (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПЭУ п. 2.1.36. табл. 2.1.21); на фасаде здания отсутствует указатель ближайшего пожарного гидранта (ППБ 01-03, п. 90); не укомплектованы помещения чайханы первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03, п. 108 прил.3) (л.д. 13).
В соответствии с п. 1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Согласно Санитарно-эпидемиологическими правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" СП 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001:
п. 3.14. - все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается. Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами. Во всех строящихся и реконструируемых организациях унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.);
п. 3.4. - запрещается использовать горячую воду из системы водяного отопления для технологических, хозяйственно-бытовых целей, а также обработки технологического оборудования, тары, инвентаря и помещений. В организациях запрещается использовать привозную воду;
п. 3.5. - при отсутствии горячей или холодной воды организация приостанавливает свою работу;
п. 5.11. - все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола.
п. 5.13. - для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно. По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте.
п. 5.14. - в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал. Уборщицы должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими и дезинфицирующими средствами.
п. 6.5. - в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.
п. 6.10. - посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью не используют.
п. 6.14. - мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;
- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40 град. C и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;
- ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
7.4. Скоропортящиеся и особо скоропортящиеся продукты перевозят охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим сохранение температурных режимов транспортировки. Количество поставляемых скоропортящихся продуктов должно соответствовать емкостям имеющегося в организации холодильного оборудования. Кулинарные и кондитерские изделия перевозятся в специально предназначенном для этих целей транспорте в промаркированной и чистой таре.
п. 7.8. - для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
- рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;
- непотрошеную птицу (кроме дичи);
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца;
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
- крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;
- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
- грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые;
- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
- продукцию домашнего изготовления.
п. 7.11. - продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
п. 7.22. - яйцо в коробах хранят на подтоварниках в сухих прохладных помещениях. Яичный порошок хранят в сухом помещении, меланж - при температуре не выше минус 6 град. C.
п. 7.29. - маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта.
п. 8.19. - обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется в отведенном месте в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1 - 2-процентным раствором кальцинированной соды, 0,5-процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Чистое яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду. Хранение необработанных яиц в кассетах, коробах в производственных цехах не допускается. Яичный порошок после просеивания, разведения водой и набухания в течение 30 - 40 мин. сразу же подвергают кулинарной обработке. Использование столового яйца (срок годности которого больше 7 суток, не считая дня снесения) для изготовления яичницы-глазуньи не допускается.
п. 12.1. - в организациях не допускается наличие насекомых (вредные членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.). Для борьбы с насекомыми и грызунами используются современные и эффективные средства, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Не рекомендуется применять для борьбы с мухами средства типа липких лент и поверхностей.
п. 15.1. - руководитель организации обеспечивает: наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного и лабораторного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года; выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; наличие санитарного журнала установленной формы; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.); условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия; наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03:
п. 3. - наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
п. 4. - руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.
п. 7. - все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
п. 13. - во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
п. 16. - в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
п. 36. - нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
п. 40. - в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.
п. 51. - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
п. 52. - двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
п. 57. - проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
п. 90. - у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
п. 108. - помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения, которые отражены в исковом заявлении, пожарной безопасности и санитарии индивидуальным предпринимателем не устранены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Поскольку в настоящее время в чайхане «Самарканд» вышеназванные нарушения требования действующего законодательства не устранены, индивидуальный предприниматель Амирханова Л.В. продолжает вести свою деятельность в чайхане «Самарканд» с нарушением законодательства, суд считает, что на ответчицу необходимо возложить обязанность по устранению вышеуказанных нарушений, а именно, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Дербыши, ул. Московский тракт, 4 км., а потому исковые требования прокурора Калининского АО г. Тюмени подлежат удовлетворению.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчицы в части того, что статьей 12, а также иными статьями Гражданского процессуального кодекса РФ не предусмотрен такой вид защиты прав как признание деятельности индивидуального предпринимателя в отдельно взятом кафе незаконной по основаниям, изложенным в иске.
Суд критически относится к пояснениям представителя ответчицы о том, что истцом не представлены доказательства того, что факторы, создающие опасность для окружающих, не могут быть устранены без полного запрета деятельности чайханы «Самарканд», и деятельность чайханы причинила кому-то вред, поскольку исковые требования прокурора направлены именно на защиту здоровья граждан и предотвращения неблагоприятных последствий.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчицы о том, что прокурором Калининского АО г.Тюмени при проведении проверок в отношении индивидуального предпринимателя Амирхановой Л.В. не соблюдены требования ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, как не основанные на законе. Так, согласно ст. 3 вышеуказанного закона, данный закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора.
Доводы представителя ответчицы Алешкевич Е.Ю. о том, что нарушения требований действующего законодательства следует сначала рассмотреть в порядке административного, а не гражданского производства суд также не принимает во внимание, как не основанные на законе.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку, на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры, обращающиеся в суд в интересах неопределенного круга лиц, освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд считает, что с индивидуального предпринимателя следует взыскать государственную пошлину в размере 4.000 руб. в бюджет муниципального образования г. Тюмени.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования Прокурора Калининского АО г. Тюмени подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 12, 150, 1065 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 12, 45, 56, 67, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Калининского АО г. Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Амирхановой Людмиле Владимировне о признании деятельности незаконной, приостановлении деятельности до устранения нарушений действующего законодательства удовлетворить.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя Амирхановой Людмилы Владимировну в чайхане «Самарканд» незаконной.
Приостановить деятельность чайханы «Самарканд» до устранения следующих нарушений: отсутствует план эвакуации людей в случае возникновения пожара (ППБ 01-03, п.16); на путях эвакуации не установлены знаки пожарной безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки пожарной безопасности и разметка сигнальная (ППБ 01-3, п.51); в помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03, п.13); инструктажи по мерам пожарной безопасности с работниками объекта не проводятся (ППБ 01-03, п.7); отсутствуют инструкции по мерам пожарной безопасности (ППБ 01-03, п.3); допущена эксплуатация пристроя к зданию чайханы выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1,98, раздел 111, п. 3.1); допущена эксплуатация облицовки навеса выполненного из дерева (ППБ 01-03, п.3, МДС 21-1.98, раздел 111, п. 3.1); отсутствуют акты о качестве огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли (ППБ 01-03, п. 36); перед наружной дверью (эвакуационным выходом) горизонтальная отсутствует входная площадка с глубиной менее 1,5 ширины наружной двери (ППБ 01-3, п.3, СНиП 2.08.02-89*, п. 1.93*); дверь отделяющая обеденный зал от коридора ведущего к основному эвакуационному выходу, установлена не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); внутренние двери основного эвакуационного выхода, установлены не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03, п. 52); на окнах размещены глухие металлические решетки (ППБ 01-03, п. 40); допущено складирование баллонов с пропаном в помещении пищеблока (ППБ 01-03, п.3, п. 4); допущена эксплуатация помещения чайханы без автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п. 3; НПБ 110-03, табл. 3; п. 38); над эвакуационными выходами отсутствуют указатели «Выход» (ППБ 01-03, п. 51); дверь кладовой эксплуатируется с пределом огнестойкости менее 0,6 ч. (ППБ 01-03, п.3; СНиП 2.08.02-89*, п. 1.82); не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПТЭЭП прил. 3.1. табл. 37); не закрыты крышками в помещениях пищеблока и обеденного зала распред. коробки (ППБ 01-03, п. 57); соединения «жил» выполнено без использования болтовых соединений, сжимов, сварки или пайки, путем «холодной скрутки» (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПУЭ п. 2.1.21); допущена эксплуатация электрической проводки в помещениях пищеблока не непосредственно по поверхности стен, потолков и на струнах, полосах и других несущих конструкциях (ППБ 01-03, п. 3, 57; ПЭУ п. 2.1.36. табл. 2.1.21); на фасаде здания отсутствует указатель ближайшего пожарного гидранта (ППБ 01-03, п. 90); не укомплектованы помещения чайханы первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03, п. 108); при входе отсутствует вывеска с информацией для потребителей -фирменное наименование организации, место ее нахождение, тип, класс и режим работа; нарушения правил СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно: п.3.14 - набор помещений в чайхане «Самарканд»: обеденный зал, кухня, моечная для мелкого и крупного инвентаря, сан.узел один - для потребителей и для работников данной чайханы; п.3.4, 3.5 - используется привозная вода; п. 7.11, 7.22 - в одном холодильнике обнаружено мясо, хранящееся в целлофановых пакетах, в другом холодильнике обнаружены сырые и готовые продукты: отварные макароны, заготовки: для салатов, мантов, плова, шурмы, лагмана, хранящиеся в пластиковых тазах бытового назначения, майонез; п. 7.29 - отсутствуют маркировочные ярлыки с указанием срока годности и наименования продукта; п. 7.4. - контроль температурного режима не осуществляется (отсутствует термометр); п. 7.8. - на полу в кухне хранятся продукты: помидоры, перец, консервы, молоко, мука; п. 7.22 - на стеллаже хранятся куриные яйца и сопутствующие товары; п. 8.19 - отсутствует помещение для обработки куриного яйца и инструкция по обработке яйца; п. 6.5. - на разделочном инвентаре (ножи, доски) отсутствует маркировка; п. 7.8. - документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемых продуктов не предоставлены; п. 6.14 - мытье посуды осуществляется в пластиковых тазах, обнаружена грязная посуда; п. 6.10 - обнаружены тарелки с отбитыми краями; п. 5.11 - санитарно-гигиеническое состояние чайханы неудовлетворительное, что свидетельствует об отсутствии текущей и генеральной уборки на рабочих местах; п. 12.1 - обнаружено наличие насекомых - мух; п. 5.13, 5.14 - уборного инвентаря недостаточно, дезинфицирующие и моющие средства отсутствуют в необходимом количестве, уборочный инвентарь не промаркирован; п. 15.1 - работники чайханы не обеспечены санитарной одеждой; мусорные бачки содержатся в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии (грязные, с остатками отходов, без крышек); пол бетонный, стены частично выложены керамической плиткой, часть покрашены, как и потолок водоэмульсионной краской, на потолке видны следы плесени, не предоставлены журналы: здоровья, гнойничковых заболеваний, бракеражный, температурного режима.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья/подпись/ С.Н.Молокова
Решение принято в окончательной форме 03 ноября 2010 года
Копия верна
Решение вступило в законную силу «____»______________201__г.
Судья С.Н.Молокова