РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 ноября 2010 года Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Сеногноевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3897-10 по иску заместителя прокурор Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению Лечебно-исправительное учреждение № 19 УФСИН России по Тюменской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действия,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФБУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области (далее - ФБУ ЛИУ-19) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий. Исковые требования мотивированы тем, что ФБУ ЛИУ-19 является лечебным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на проведение работ по рентгенологии и фтизиатрии. Основными принципами оказания противотуберкулезной помощи являются: активная профилактика туберкулеза, ранняя диагностика и эффективное лечение туберкулеза. При проведении проверки соблюдения законодательства в области охраны здоровья осужденных и радиационной безопасности населения выявлено, что в амбулатории не работал флюорограф, который находился в ремонте. Отсутствие в медицинской части исправного флюорографа лишает осужденных больных туберкулезом легких возможности получения своевременной диагностической помощи. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по устранению неисправности флюорографа нарушает конституционное право осужденных на охрану здоровья. Истец просит признать бездействие ответчика по оказанию надлежащей медицинской помощи в области рентгенологии и фтизиатрии незаконным и возложить обязанность по незамедлительному принятию мер к устранению неисправности работы флюорографического аппарата.
В судебном заседании прокурор Щелкунов В.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-19 Ханов А.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что ответчиком предпринимаются меры по устранению неисправности флюорографа, кроме того, отсутствие исправного флюорографического аппарата не лишают осужденных возможности получения медицинской помощи, так как в ФБУ ЛИУ-19 имеются альтернативные способы диагностики туберкулеза - функционирует рентгеновский кабинет со стационарным рентгенодиагностическим комплексом, также действует флюорографический подвижной кабинет, который полностью обеспечивает потребности по оказанию медицинской помощи в области рентгенологи и фтизиатрии.
Представитель третьего лица УФСИН России по Тюменской области Иванова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Полагала, что ФБУ ЛИУ-19 предпринимает надлежащие меры по оказанию медицинской помощи осужденным и устранению неисправности флюорографа, незаконного бездействия со стороны ответчика не допущено.
Представитель третьего лица на стороне истца Управления Росздравнадзора по Тюменской области в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав, объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
ФБУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области по организационной форме является федеральным бюджетным учреждением, имеет статус лечебного исправительного учреждения, которое действует на основании Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года.
В соответствии с п. 3.4, 3.5 Положения, основными функциями ФБУ ЛИУ-19 являются содержание и амбулаторное лечение осужденных, больных туберкулезом; своевременное выявление больных активными формами туберкулеза путем организации рентгенофлюорографических обследований и туберкулинодиагностки.
ФБУ ЛИУ-19 имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по рентгенологии, фтизиатрии (л.д.45-47).
В соответствии с ч.6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ст. 101 УИК РФ, ч. 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста от 3.11.2005 года, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 года утвержден «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в соответствии с п. 14 которого, основной целью деятельности медицинской части является гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении.
Пунктом 319 Порядка организации медицинской помощи… предусмотрено, что с целью выявления, диагностики, дифференциальной диагностики туберкулеза, эффективного лечения в Учреждениях проводится ряд мероприятий, в том числе рентгено-флюорографическое исследование органов грудной клетки лицам, содержащимся в Учреждениях.
В ходе проведения проверки деятельности ФБУ ЛИУ-19 было выявлено, что в амбулатории учреждения не работает флюорограф, который нуждается в ремонте. Указанное обстоятельство подтверждается справкой о проведении проверки от 29.08.2010 года (л.д.31-33) и представителем ответчика не оспаривается.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком не предпринято мер по устранению неисправности флюорографа, бездействием ответчика нарушены права осужденных лиц на получение диагностической помощи.
Между тем, изложенные в исковом заявлении доводы не нашли подтверждения в ходе судебного заседания. Так, из материалов дела следует, что в 2009 году в связи с выявлением неисправностей флюорографического аппарата ответчиком неоднократно (15.06.2009 года, 16.07.2009 года, 02.10.2009 года) в ФГУП «ПТЦ ФСИН России» направлялись заявки на проведение ремонтных работ флюорографа 12Ф7 КРЦ01 «ПОНИ». В марте 2010 года произведена замена генераторного устройства флюорографа, в котором впоследствии выявлены неисправности. В сентябре 2010 года вновь подана заявка на проведение гарантийного ремонта. Согласно письму ФГУП «ПТЦ ФСИН России», в октябре 2010 года для приведения аппарата в исправное состояние был поставлен генератор, который при проверке и тестировании вышел из строя и возвращен поставщику для последующей замены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком были предприняты и предпринимаются в настоящее время меры, направленные на устранение неисправности флюорографического аппарата, нахождение флюорографа в неисправном состоянии не связано с бездействием ФБУ ЛИУ-19.
Также суд находит необоснованным утверждение истца о том, что отсутствие исправного флюорографического аппарата лишает осужденных права на получение диагностической помощи. Согласно представленным санитарно-эпидемиологическим заключениям, на территории ЛИУ-19 находится стационарный рентгеновский диагностический комплекс, также функционирует кабинет флюорографический подвижной. Данное обстоятельство истцом не оспаривается. Поскольку указанное оборудование позволяет проводить рентгено-флюорографические исследования, получение осужденным диагностической медицинской помощи в области рентгенологии и фтизиатрии ответчиком обеспечено.
Доводы истца о том, что наличие вышеуказанного оборудования обеспечивает получение осужденными медицинской помощи не в полной мере, в нарушение ст.56 ГПК РФ ничем не подтверждены и не могут быть приняты судом во внимание.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 года, Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 года ст.ст. 3, 12, 45, 56, 61, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требованийзаместителя прокурора Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению Лечебно-исправительное учреждение № 19 УФСИН России по Тюменской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действия отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тюменский областной суд г.Тюмени, путем подачи жалобы в Калининский районный суд г.Тюмени.
Председательствующий федеральный судья
Калининского районного суда г.Тюмени Т.Н.ПуминоваМотивированное решение составлено 18 ноября 2010 года.