2-1240/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень, 6 апреля 2011 года Дело № 2-1240-11

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Носовой В.Ю.,

при секретаре Шайхутдиновой Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартышовой Ольги Григорьевны к Управе Калининского административного округа администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений, возложении обязанности ввести в эксплуатацию самовольно выстроенный индивидуальный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

Мартышова О.Г. обратилась в суд с иском к Управе Калининского АО г.Тюмени о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии и приказа, которыми истице отказано во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений по <адрес>, и возложении на ответчика обязанности по вводу самовольно выстроенного жилого дома в эксплуатацию. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого дома по <адрес> в г.Тюмени и земельного участка, расположенного под жилым домом. На принадлежащем истице земельном участке без получения необходимых разрешений был установлен одноэтажный бревенчатый жилой дом, который является самовольной постройкой. Истица обратилась к ответчику с заявлением о вводе строений в эксплуатацию, представив документы, свидетельствующие о соответствии строений требованиям строительных и санитарных норм. Актом окружной межведомственной комиссии № 374 от 21.12.2010 года во вводе самовольно выстроенного индивидуального одноэтажного бревенчатого жилого дома (лит. Б, часть) с одноэтажным каркасно-засыпным пристроем (лит. Б1), с одноэтажным бревенчатым пристроем (лит. б1) (служба), со шлакобетонной службой (лит. б2) (часть), с службой из теса (лит. б3), с сенями из теса (лит.б) по <адрес> истице отказано. Данный акт утвержден приказом Управы Калининского АО г.Тюмени № 3 от 11.01.2011 года. Истица находит акт и приказ незаконными, поскольку представленные истицей документы свидетельствуют о том, что самовольно выстроенный жилой дома не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью. Просит признать акт № 374 от 21.12.2010 года и Приказ № 3 от 11.01.2011 года незаконными и возложить на ответчика обязанность ввести в эксплуатацию самовольно выстроенный жилой дом.

Истица Мартышова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель ответчика Управы Калининского АО г.Тюмени в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

На основании договора на право застройки от 09.09.1946 года за Мартышовой О.Г. зарегистрировано право собственности 1/4 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес> (л.д.40).

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентариация - Федеральное БТИ», по данным технической инвентаризации от 29.04.2010 года установлено, что объект (лит.А, а) реконструирован, разрешение не предъявлено, объект (лит.Б, б, Б1, б1, б2, б3) самовольно выстроен (л.д.13). Указанные обстоятельства подтверждаются также техническим паспортом домовладения (л.д.15-39).

С целью ввода строений в эксплуатацию, истица обратилась в окружную межведомственную комиссию с заявлением о вводе самовольно выстроенного (лит.Б, б, Б1, б1, б2, б3) жилого дома в эксплуатацию, представив документы (л.д.10).

Согласно экспертному заключению ООО «Проект-индустрия», несущие и ограждающие конструкции, а также инженерные коммуникации частного жилого <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации (л.д.41-59).

Соответствие самовольно выстроенного жилого дома (лит.Б, б, Б1, б1, б2, б3) санитарно-эпидемиологическим требованиям подтверждено экспертными заключениями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (л.д.60-61).

Порядок осуществления ввода в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства регулировался Положением о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, утв. распоряжением Администрации г.Тюмени от 28.07.1998 года № 2389. Указанным Положением функции ввода самовольных строений возложены на окружную межведомственную комиссию.

Актом окружной межведомственной комиссии № 374 от 21.12.2010 года во вводе в эксплуатацию самовольно выстроенного индивидуального жилого дома (лит.Б, б, Б1, б1, б2, б3) по <адрес> отказано на основании подпункта Е п. 3.5 Положения о порядке снова самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, утв. распоряжением Администрации г.Тюмени от 28.07.1998 года: несоответствие места размещения самовольной постройки Правилам землепользования и застройки, ст. 42 ЗК РФ - несоблюдения при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов; ст. 61.1 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 № 154 - строения расположены в зоне предназначенной для формирования местных (локальных) учебно-образовательных центров городских районов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения в получении услуг в сфере образования (ОД-4). В соответствии с п. 7 статьи 7 указанных правил, виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные правилами, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены без внесения в установленном порядке соответствующих изменений в указанные Правила. Кроме того, жилой дом расположен с нарушением п.5 ст. 57 Правил землепользования и застройки - минимальный отступ от боковых границ участка 3 м., согласно данных технического паспорта от 29.04.2010 года жилой дом расположен на границе участка (л.д.10-11).

Приказом Управы Калининского АО г.Тюмени № 3 от 11.01.2011 года утвержден акт об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно выстроенного индивидуального одноэтажного бревенчатого жилого дома (лит. Б, часть) с одноэтажным каркасно-засыпным пристроем (лит. Б1), с одноэтажным бревенчатым пристроем (лит. б1) (служба), со шлакобетонной службой (лит.б2) (часть), с службой из теса (лит. б3), с сенями из теса (лит. б) общей площадью 46,1 кв.м., жилой площадью 8,7 кв.м. по <адрес> в г.Тюмени (л.д.12).

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Правила землепользования и застройки города Тюмени, которыми определены территориальные зоны застройки, градостроительные регламенты утверждены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года, вступившим в силу с 10.04.2009 года.

Как установлено судом, жилой дом по <адрес> (лит.Б, б, Б1, б1, б2, б3) выстроен в границах принадлежащего истице земельного участка, до утверждения Правил землепользования и застройки г.Тюмени, определивших территориальные зоны застройки, градостроительные регламенты. Каких либо доказательств того, что на момент строительства жилого дома использование земельного участка не соответствовало его целевому назначению, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст.46 Конституции РФ защита прав и свобод граждан гарантируется государством.

Суд пришел к выводу, что формирование земельных участков и территориальных зон застройки без учета существующих земельных участков, сложившегося порядка землепользования нарушают права истицы, как собственника жилого дома и пользователя земельного участка. Отказ ответчика ввести в эксплуатацию строения по ул.Совхозная, 73 г.Тюмени по мотиву их нахождения в зоне предназначенной для формирования местных (локальных) учебно-образовательных центров городских районов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения в получении услуг в сфере образования (ОД-4) лишают истицу возможности в дальнейшем оформить права на самовольно выстроенный жилой дом.

Пункт 5 ст. 57 Правил землепользования и застройки г.Тюмени, устанавливающий минимальные отступы строений от границ земельного участка, подлежит применению в случае, если границы земельного участка определены. Между тем, при принятии решения об отказе во вводе эксплуатацию строений по <адрес> не было представлено документов о том, что границы земельного участка определены и не подлежат уточнению при межевании. Данное обстоятельство подтверждается перечнем документации, представленной на рассмотрение комиссии (л.д.10). При таких обстоятельствах, вывод окружной межведомственной комиссии о том, что строения размещены без соблюдения минимальных отступов от границы земельного участка, является несостоятельным.

При таких обстоятельствах, акт окружной межведомственной комиссии № 374 от 21.12.2010 года и приказ Управы Калининского АО г.Тюмени №3 от 11.01.2011 года «Об утверждении акта об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений по <адрес> в г.Тюмени» следует признать незаконными, исковые требования в этой части удовлетворить.

В удовлетворении иска в части возложения на Управу Калининского АО г.Тюмени обязанности по вводу индивидуальных строений по <адрес> надлежит отказать, так как Распоряжением Администрации г.Тюмени от 05 марта 2011 года, раздел 3 «Положения о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени», определяющий порядок осуществления ввода в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства, исключен. Положением об Управе Калининского АО Администрации г.Тюмени, утв. распоряжением Главы г.Тюмени от 15.08.2007г. за №211-рг. функции Управы по осуществлению ввода в эксплуатацию самовольной постройки на территории административного округа не предусмотрены.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 42 ЗК РФ, Положением о порядке сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», Распоряжением Администрации г.Тюмени от 05.03.2011 года № 122-рк, ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мартышовой Ольги Григорьевны - удовлетворить частично.

Признать незаконным акт о вводе в эксплуатацию самовольной постройки (самовольно реконструированного жилого дома, иного строения, сооружения или иного недвижимого имущества) окружной межведомственной комиссии Управы Калининского административного округа администрации г.Тюмени от 21 декабря 2010 года № 374.

Признать незаконным приказ «Об утверждении акта об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуального жилого дома по <адрес> в г.Тюмени» от 11 января 2011 года № 3.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Решение в окончательной форме составлено 11 апреля 2011 года.

Председательствующий

федеральный судья (подпись) В.Ю. Носова