2-3431/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года                            город Тюмень

Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Шаламовой И.А., при секретаре Журавлевой Н.Г.,

с участием прокурора Калининского округа г.Тюмени Ананченко И.Е., Главного государственного ветеринарного инспектора по Тюменскому району Шульца В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3431-11 по иску прокурора Калининского округа г.Тюмени к ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Тюменской области о возложении обязанности устранить нарушения ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д.Елань Тюменского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского округа г.Тюмени обратился в суд с заявлением к ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Тюменской области о возложении обязанности устранить нарушения ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д.Елань Тюменского района (л.д.2-5).

    Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области установлено, что для собственных нужд на территории колонии располагается свинарник, коровник. Свинарник расположен в отдельно стоящем здании, где на момент проведения проверки всего находилось 312 голов свиней, 6 голов крупного рогатого скота. Ответчиком нарушаются требования ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д.Елань Тюменского района.

    Истец Прокурор Калининского округа г.Тюмени Ананченко И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представитель ответчика ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Тюменской области Гасымова С.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в материалах дела имеется заявление, в котором с исковыми требованиями прокурора Калининского округа г.Тюмени, ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Тюменской области согласна, просят о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.35,39).

    Представитель третьего лица Главного государственного ветеринарного инспектора по Тюменскому району Шульц В.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Калининского округа г.Тюмени согласен.

    Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Калининского округа г.Тюмени не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

    Судом установлено, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию медицинской помощи осужденным, содержащимся в учреждении, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации (2.1. Устава). Начальником учреждения является Чурсин Игорь Владимирович (л.д.11, 18-25).

ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН по Тюменской области» является юридическим лицом (п.1.7. Устава), основной задачей которого является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы (п.2.1.Устава).

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из информационного письма Государственного ветеринарного надзора Тюменского района Тюменской области от 18.06.2011 года №5 следует, что по результатам выезда в подсобное свиноводческое хозяйство, принадлежащее ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, расположенное в д. Елань Тюменского района выявлено следующее: на территории подсобного хозяйства располагается свиноводческая ферма, в которой содержится 312 голов свиней, помещения для содержания 6 голов крупного рогатого скота, одной лошади и 16 овец.

В соответствии п.2.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий» (утв. Госагропромом СССР 04.11.1986) дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.

Пункт 3.2. Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий» гласит, что вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.

Однако, при выезде на свиноферму отсутствует дезинфекционный барьер и санпропускник, что является нарушением п.п.2.2, п.2, п.п.3.2, п.3 ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04 ноября 1986 года. При входе в свинарник отсутствуют дезоковрики нарушение п.п.3.5, п.3 указанных выше правил.

Территория свиноводческой фермы не огорожена, что является нарушением п.п. 1.9, п.1 ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утверждены Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04 ноября 1986 г.

Большая часть свиней находится на выгуле на улице в загонах, что является нарушением п.п. 1.1, п.1 плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (утвержден 22 февраля 2011 года Министром сельского хозяйства РФ Скрынник Е.Б.).

Кормление свиней осуществляется дробленым зерном и пищевыми отходами поступающими из ИК-№1, которые не подвергаются термической обработке, что является нарушением п.11 ветеринарно- санитарных правил сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней, утверждены Главным Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 29.12.1970 года.

Не представлен план противоэпизоотических мероприятий и акты на проведение вакцинации против классической чумы свиней, что является нарушением п.п. б п.4 «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболевания свиней чумой», утверждена МСХ СССР 05.11.1973 г.

Не представлены акты на проведение дезинфекции, запас дезосредств отсутствует.

Оборудованная площадка для убоя свиней отсутствует, ветеринарная экспертиза и ветеринарное клеймение мяса не производятся – нарушение п.п.1, п.1 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Межправительственным Советом по сотрудничеству в области ветеринарии государств – участников СНГ 22.10.1998 (л.д.9-10).

    Из заключения Государственного автономного учреждения Тюменской области «Тюменская районная станция по борьбе с болезнями животных» №0038 от 19.09.2011 года на основании установленного соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим: разведение, выращивание свиней, убой свиней на мясо, использование мяса свинины для собственных нужд ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, следует, что ветеринарно-санитарные условия в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области присутствуют (л.д.40).

Из представленной в материалы дела Справки о выполнении мероприятий по предотвращению распространения вирусной инфекции на подсобном хозяйстве «Елань» усматривается, что на подсобном хозяйстве учреждения по внебюджетной деятельности числится 2 участка, это свинарник и коровник. По состоянию на 14.06.2011 года на свинарнике поголовье свиней составило 282 голов, из них хряков 4 головы, основных свиноматок 31 голова, откормочного поголовья 105 голов, 43 голов поросят от 2 до 4 месяцев, 99 голов поросят группы от 0-2 месяцев, по участку коровник числилось поголовье крупнорогатого скота в количестве 6 голов, поголовье овец составляет 19 голов (л.д.32).

    Для устранения недостатков выявленных в ходе проверки проведена следующая работа:

    - издан приказ по учреждению о мероприятиях по профилактике опасных и карантинных заболеваниях животных №295 от 12.06.2011 года;

    - разработан и утвержден начальником учреждения план по устранению недостатков выявленных в ходе прокурорской проверки;

    - разработан и утвержден начальником учреждения план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на подсобном хозяйстве;

    - разработан и утвержден начальником учреждения распорядок дня на свинарнике подсобного хозяйства;

    - заключен договор с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Ембаевский» на захоронение биологических отходов;

    - в июле 2011 года получены вакцины против классической чумы свиней, часть поголовья привита остальные будут привиты после того, как будут помещены в свинарник с выгона;

    - для проведения термической обработки пищевых отходов произведен ремонт электронагревательных котлов;

    - для измерения температуры приготовляемого корма в глубине котла произведен закуп соответствующих термометров;

    - заведен журнал для фиксации температуры приготовляемого корма;

    - на договорной основе принят на работу ветеринарный специалист;

    - разработан и утвержден план противоэпизоотических мероприятий до конца 2011 года;

    - на Тюменской районной ветеринарной станции получены ветеринарно-сопроводительные документы государственного образца на перевозку полученной продукции для проведения ветеринарной экспертизы и клейменения;

    - при входе в свинарник изготовлены и заправлены в соответствии с ветеринарными и санитарными нормами дезинфекционные коврики (л.д.32);

Также судя по Справке в ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Тюменской области производятся следующие мероприятия:

    - приобретена спецодежда для работников подсобного хозяйства;

    - производится ремонт полов (произведен полный демонтаж полов) в помещении свинарника, который запланировано произвести в связи с большим объемом работы и материальными затратами до 01.09.2011 года, в следствии чего большая часть свинопоголовья не может быть загнана в помещение свинарника;

    - производится побелка родильного отделения;

    - при въезде на территорию подсобного хозяйства оборудован дезбарьер, обеспечивающий при въезде транспорта полный оборот всех колес в нем;

    - производится сплошное огораживание территории;

    -производится механическая отчистка клеток в родильном отделении с последующей дезинфекцией и побелкой. В связи с большим объемом работы и материальными затратами, утвержденными планом по устранению недостатков запланировано: при въезде на территорию подсобного хозяйства оборудовать санпропускник в срок до 01.10.2012 года (л.д.32-33, 42-48).

    Как видно из Справки по устранению нарушений требований ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д. Елань, Тюменского района, для устранения нарушений требований ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д.Елань, Тюменского района проведена следующая работа (л.д.41):

- разработан и утвержден план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на подсобном хозяйстве;

- при въезде на территорию подсобного хозяйства оборудован дезбарьер, обеспечивающий при въезде транспорта полный оборот всех колес в нем;

- восстановлены ограждения территории свиноводческой фермы;

- отремонтирован убойный цех;

- запрещен выгул свиней на улице в загонах;

- при входе в свинарник изготовлены и заправлены в соответствии с ветеринарными и санитарными нормами дезинфекционные коврики;

- кормление свиней производится дробленым зерном и пищевыми отходами, предварительно подвергаясь термической обработке;

- разработан и утвержден начальником учреждения план противоэпизоотических мероприятий против классической чумы свиней;

- получены вакцины против классической чумы свиней и произведена вакцинация поголовья;

- для проведения термической обработки пищевых отходов произведен закуп тэнов для ремонта электронагревательных котлов;

- для измерения температуры приготовляемого корма в глубине котла произведен закуп соответствующих термометров;

- заведен журнал для фиксации температуры приготовляемого корма;

- на договорной основе принят на работу ветеринарный специалист;

- на Тюменской районной ветеринарной станции получены ветеринарно-сопроводительные документы государственного образца на перевозку полученной продукции для проведения ветеринарной экспертизы и клеймения;

- получено заключение от 19.09.2011 года №0038 на подтверждение наличия ветеринарно-санитарных условий в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области;

- заключен договор от 27.06.2011 года №105 на захоронение биологических отходов на 2011 год.

Однако суду в качестве доказательств ответчиком предоставлены следующие документы: копия заключения от 19.09.2011 г. №0038 ГАУ ТО «Тюменская районная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д.40), копия Плана по предупреждению заноса Африканской чумы свиней на подсобное хозяйство ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, утвержденного 01.08.2011 г. (л.д.42-43), копия плана ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на подсобном хозяйстве ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области от 31.06.2011 г. (л.д.44-48). Других допустимых доказательств того, что ответчиком полностью устранены все замечания по нарушению требований ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства в д.Елань Тюменского района, например, заключения Главного государственного ветеринарного инспектора Тюменского района, не предоставлено.

    В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;

до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;

соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.

    Таким образом, ответчиком не доказано, что грубые нарушения ветеринарного законодательства им устранены, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.02.2022 г. «Об охране окружающей среды», ст.18 Закона РФ «О ветеринарии» ст.ст.14,35, 56, 67, 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Калининского округа г.Тюмени удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области устранить нарушения требований ветеринарного законодательства на территории свиноводческого хозяйства, расположенного в д.Елань Тюменского района: при въезде на свиноферму установить дезинфекционный барьер, при входе в свинарник дезоковрики; восстановить ограждение территории свиноводческой фермы; запретить выгул свиней на улице в загонах; кормление свиней производить дробленым зерном и пищевыми отходами, предварительно подвергая термической обработке; разработать план противоэпизоотических мероприятий против классической чумы свиней; оборудовать площадку для убоя свиней, производить ветеринарную экспертизу и ветеринарное клеймение мяса.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд г.Тюмени.

Председательствующий

Федеральный судья                                И.А.Шаламова

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2011 года.

Копия верна

Судья                                     И.А. Шаламова