2-3283/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011 года                                            город Тюмень

Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Шаламовой И.А., при секретаре Журавлевой Н.Г.,

С участием ответчика Мумбер Т.Н., представителей Парфеновой И.Н., Мумбер А.В., Кононова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции <адрес> к Мумбер Татьяне Николаевне, Мумбер Владимиру Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в <адрес> корпус 1 по <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с заявлением к Мумбер Татьяне Николаевне, Мумбер Владимиру Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в <адрес> корпус 1 по <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения (л.д.2-6).

Требования мотивированы тем, что из сообщения генерального директора ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» инспекции стало известно о том, что в квартире ответчиков произведена самовольная перепланировка, которая влечет порчу дома и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан. Государственной жилищной инспекцией <адрес> как органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, была назначена проверка по заявлению. В ходе проверки принимались меры по согласованию с собственниками Мумбер Т.Н., Мумбер В.А. получить доступ в их квартиру, однако обследование жилого помещения не состоялось. Поэтому Инспекция в порядке ст.3,10,11 Жилищного кодекса РФ обратилась в суд.

При подготовке дела к судебному заседанию в порядке ст.43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц <адрес> и ТСЖ «Домовой» (л.д.25).

    Представитель истца Парфенова И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Мумбер Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что доступ Государственной жилищной инспекции <адрес> в квартиру они обеспечили, о чем составлен акт проверки №ТО-11-175 от ДД.ММ.ГГГГ.

    Ответчик Мумбер В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суд не известил (л.д.63). Представитель ответчика Мумбер А.В. в судебном заседании исковые требования не признал.

    Представитель третьего лица ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» Кононов П.В. в судебном заседании с иском согласен.

    Представители третьих лиц Управы Калининского АО <адрес>, ТСЖ «Домовой» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суду не сообщили. Представителем Управы Калининского <адрес> ФИО8 направлен в суд отзыв на иск, согласно которого Управа считает иск подлежащим удовлетворению (л.д.62).

    Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление Государственной жилищной инспекции <адрес> не подлежащим удовлетворению.

    Судом установлено, что Мумбер Татьяна Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, корпус 1, <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.44-48).

    Мумбер Владимир Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, корпус 1, <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.39-43).

Собственниками жилого помещения <адрес> корпус 1 по <адрес> являются Мумбер Владимир Александрович, Мумбер Татьяна Николаевна, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.24), являются членами ТСЖ «Домовой» (л.д.15-16).

    По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> корпус 1 произведены перепланировки и переустройства: в коридоре разобрана перегородка, часть площади коридора перепланирована в гардероб и тамбур установлены перегородки с дверными проемами); площадь одной из жилых комнат увеличена за счет части площади коридора (разобраны перегородки), в жилой комнате устроен камин, убран оконно-дверной блок между комнатой и лоджией, разобрана часть наружной стены под окном, лоджия утеплена, помещение используется как вспомогательное, разобрана старая перегородка между жилой комнатой и кухней-столовой установлена новая перегородка. Документы, разрешающие перепланировки и переустройство, а также о сохранении квартиры в перепланированном, переустроенном состоянии, не предоставлены (л.д.61).

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

    ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию <адрес> поступило обращение генерального директора ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», в котором он просит провести проверку изложенных фактов и применить к собственникам квартир, допустившим самовольные перепланировки, угрожающие жизни и здоровью граждан, меры ответственности (л.д.7-8).

    Аналогичные обращения были направлены в прокуратуру округа и руководителю <адрес> (л.д.19-20, 22-23).

Как видно из указанных обращений, согласно проекту устройство балконов выполнено так, что крепление балконных плит осуществлялось путем защемления их несущей стеной совместно с межкомнатными перегородками. По проекту в держащей балконы стене находятся окна с дверными проемами для выхода на балконы. Сами балконы площадью 7,5 кв.м. с целью облегчения на них нагрузки были выполнены с остеклением в холодном исполнении и не могут являться частью жилой площади квартир. После приобретения квартир собственники путем самовольной перепланировки увеличили жилую площадь своих квартир именно за счет балконов. Одной из грубых и опасных ошибок таких перепланировок является то, что в результате него была полностью демонтирована несущая стена, которая является крепежным основанием (пригрузом) балконных плит, убраны межкомнатные перегородки. При увеличении жилплощади за счет присоединения к ней балконов, стены и потолок балконов были утеплены различными строительными материалами, оснащены радиаторами отопления и т.п., что значительно увеличило нагрузку на балконные плиты.

    ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> издан приказ -ОД «О проведении внеплановой выездной проверки» (л.д.9), собственникам <адрес> направлено уведомление о проведении выездной внеплановой проверки 03 мая и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,12), согласно предоставленных актов от 12 мая и ДД.ММ.ГГГГ собственником доступ в жилое помещение предоставлен не был (л.д.11,14).

    Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Мумбер Т.Н. был предоставлен доступ в жилое помещение <адрес> корпус 1 <адрес>, проведена проверка, в результате, которой были выявлены следующие нарушения обязательных требований произведено: демонтаж перегородок между жилым помещением и коридором, демонтаж оконного и дверного блоков, подоконной части стены между лоджией и жилым помещением, демонтаж перегородки между жилым помещением и кухней-столовой, установка двух перегородок в виде барных стоек, в жилом помещении устроен камин (канал для камина предусмотрен в плане жилого дома), установка перегородки с дверными проемами в помещении коридора для устройства тамбура и гардероба. В отношении собственника <адрес> многоквартирного дома по <адрес> корпус 1 <адрес> принять меры административного воздействия не представляется возможным, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что подтверждается актом проверки №ТО-11-175 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни.

Так, в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

    Так, действующим законодательством запрещены самовольное переоборудование, перепланировка и переустройство жилых помещений (ч.1 ст.7.21 КоАП РФ).

Европейский суд отметил, что когда от государства требуется принять позитивные меры по обеспечению прав человека, выбор средств принадлежит государству, и даже если оно не сумело принять одни конкретные меры, оно может выполнить свои позитивные обязанности другими средствами.

В российском законодательстве прямо названы следующие позитивные обязанности государства: обеспечение безопасности жилища (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ); обеспечение контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ); обеспечение контроля за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства (ч. 7 ст. 2 Жилищного кодекса РФ)

В соответствии с п. 17 ст. 12 и п. 8 ст. 13 Жилищного кодекса РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является компетенцией органов государственной власти России и ее субъектов. Независимо от формы собственности на жилые помещения (государственной, муниципальной, частной и т.д.) указанный контроль осуществляется уполномоченными государственными органами власти (ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

Государственная жилищная инспекция <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции в сфере государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах независимо от их принадлежности.

Согласно п. 3.1. Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет функции за соблюдением порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.

    Согласно ст.3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно, и никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

    Таким образом, поскольку установлено, что в жилом помещении Мумбер Т.Н., Мумбер В.А. проведены самовольные перепланировки и переустройства, при этом решения суда о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии отсутствует, сами ответчики Мумбер Т.Н., Мумбер В.А. не приводят жилое помещение в первоначальное состояние, возражали против допуска в их квартиру Государственной жилищной инспекции для проведения проверки, не представляли в Инспекцию необходимые документы, то есть превышали свои права собственника, предоставленными ей ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ.

    Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ответчиками Мумбер Т.Н., Мумбер В.А. был обеспечен доступ в жилое помещение <адрес> корпус 1 <адрес>, проверка на предмет выявления самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения проведена, таким образом требования Государственной жилищной инспекции <адрес> исполнены в полном объеме, поэтому в иске Государственной жилищной инспекции <адрес> следует отказать.

    Руководствуясь ст.1,13,25-29 Жилищного кодекса РФ, Положением о Государственной жилищной инспекции, утв.постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции <адрес> к Мумбер Татьяне Николаевне, Мумбер Владимиру Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в <адрес> корпус 1 по <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд <адрес>.

Председательствующий

Федеральный судья                                   И.А.Шаламова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Судья                                     И.А. Шаламова