2-3282/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011 года                     город Тюмень

Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Шаламовой И.А., при секретаре Журавлевой Н.Г.,

С участием представителей Парфеновой И.Н., Ошурковой О.П., Кононова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3282-11 по иску Государственной жилищной инспекции Тюменской области к Гречко Елене Витальевне о возложении обязанности обеспечить доступ в квартиру <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Государственная жилищная инспекция Тюменской области обратилась в суд с заявлением к Гречко Елене Витальевне о возложении обязанности обеспечить доступ в квартиру <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что из сообщения генерального директора ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» инспекции стало известно о том, что в квартире ответчика произведена самовольная перепланировка, которая влечет порчу дома и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан. Государственной жилищной инспекцией Тюменской области как органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, была назначена проверка по заявлению. В ходе проверки принимались меры по согласованию с собственником Гречко Е.В. получить доступ в ее квартиру, однако обследование жилого помещения не состоялось. Поэтому Инспекция в порядке ст.3,10,11 Жилищного кодекса РФ обратилась в суд.

При подготовке дела к судебному заседанию в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц Управа Калининского округа г.Тюмени и ТСЖ «Домовой» (л.д.24).

    Представитель истца Парфенова И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

    Ответчик Гречко Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в заявлении указала, что с иском не согласна, в иске просит отказать (л.д.51).

    Представитель ответчика Ошуркова О.П. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что истцом не соблюден досудебный порядок согласования с ответчиком проведения обследования, ответчик не ознакомлена с приказом и актами, уведомления вручались не собственнику, в приказе отсутствуют индивидуализирующие сведения (л.д.52-53).

    Представитель третьего лица ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» Кононов П.В. в судебном заседании с иском согласен.

    Представители третьих лиц Управы Калининского АО г.Тюмени, ТСЖ «Домовой» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суду не сообщили. Представителем Управы Калининского округа г.Тюмени А.Н.Чистяковым направлен в суд отзыв на иск, согласно которого Управа считает иск подлежащим удовлетворению (л.д.44).

    Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление Государственной жилищной инспекции Тюменской области подлежащим удовлетворению.

    Судом установлено, что Гречко Елена Витальевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, проживает по адресу: <адрес> (л.д.34,35), является собственником жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.23), является членом ТСЖ «Домовой» (л.д.14-15).

    По данным технической инвентаризации от 09.06.2011 года в квартире <адрес> произведены перепланировки и переустройства: площадь жилой комнаты увеличена за счет части площади коридора (разобраны перегородки); площадь санузла увеличена за счет части площади коридора и используется как вспомогательное помещение (разобрана перегородка; установлена новая); лоджия утеплена и перепланирована во вспомогательное помещение (убран оконно - дверной блок; разобрана часть наружной стены под оконным проемом; выведена система отопления); разобрана часть перегородки между жилыми комнатами; жилая комната переустроена в кухню; кухня переустроена в жилую комнату; выведены дополнительные системы водоснабжения и водоотведения; установлены дополнительные санитарно-технические приборы – раковина на кухне, душевой поддон в ванной; перенесена раковина в ванной; установлена электроплита. Документы, разрешающие перепланировки и переустройство, а также о сохранении квартиры в перепланированном, переустроенном состоянии, не предоставлены (л.д.43).

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

    21.04.2011 г. в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области поступило обращение генерального директора ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», в котором он просит провести проверку изложенных фактов и применить к собственникам квартир, допустившим самовольные перепланировки, угрожающие жизни и здоровью граждан, меры ответственности (л.д.6-7).

    Аналогичные обращения были направлены в прокуратуру округа и руководителю Управы Калининского округа г.Тюмени (л.д.18-19; 21-22).

Как видно из указанных обращений, согласно проекту устройство балконов выполнено так, что крепление балконных плит осуществлялось путем защемления их несущей стеной совместно с межкомнатными перегородками. По проекту в держащей балконы стене находятся окна с дверными проемами для выхода на балконы. Сами балконы площадью 7,5 кв.м. с целью облегчения на них нагрузки были выполнены с остеклением в холодном исполнении и не могут являться частью жилой площади квартир. После приобретения квартир собственники путем самовольной перепланировки увеличили жилую площадь своих квартир именно за счет балконов. Одной из грубых и опасных ошибок таких перепланировок является то, что в результате него была полностью демонтирована несущая стена, которая является крепежным основанием (пригрузом) балконных плит, убраны межкомнатные перегородки. При увеличении жилплощади за счет присоединения к ней балконов, стены и потолок балконов были утеплены различными строительными материалами, оснащены радиаторами отопления и т.п., что значительно увеличило нагрузку на балконные плиты.

Как видно из технического паспорта, данное обращение не лишено оснований, так как в квартире Гречко Е.В. лоджия утеплена и перепланирована во вспомогательное помещение (убран оконно-дверной блок; разобрана часть наружной стены под оконным проемом; выведена система отопления).    03 мая 2011 г. Государственной жилищной инспекцией Тюменской области издан приказ №569-ОД «О проведении внеплановой выездной проверки» (л.д.8), собственнику квартиры <адрес> направлено уведомление о проведении выездной внеплановой проверки 03 мая и 16 мая 2011 г. (л.д.8,9,11), согласно предоставленных актов от 12 мая и 02 июня 2011 г. собственником доступ в жилое помещение предоставлен не был (л.д.10,13).

Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни.

Так, в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

    Так, действующим законодательством запрещены самовольное переоборудование, перепланировка и переустройство жилых помещений (ч.1 ст.7.21 КоАП РФ).

Европейский суд отметил, что, когда от государства требуется принять позитивные меры по обеспечению прав человека, выбор средств принадлежит государству, и даже если оно не сумело принять одни конкретные меры, оно может выполнить свои позитивные обязанности другими средствами.

В российском законодательстве прямо названы следующие позитивные обязанности государства: обеспечение безопасности жилища (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ); обеспечение контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 6 ст. 2 ЖК РФ); обеспечение контроля за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства (ч. 7 ст. 2 ЖК РФ)

В соответствии с п. 17 ст. 12 и п. 8 ст. 13 Жилищного кодекса РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является компетенцией органов государственной власти России и ее субъектов. Независимо от формы собственности на жилые помещения (государственной, муниципальной, частной и т.д.) указанный контроль осуществляется уполномоченными государственными органами власти (ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

    Государственная жилищная инспекция Тюменской области является уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим функции в сфере государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах независимо от их принадлежности.

Согласно п. 3.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26 мая 2010 г. №147-п, Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет функции за соблюдением порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.

    Согласно ст.3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно, и никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

    Таким образом, поскольку установлено, что в жилом помещении Гречко Е.В. проведены самовольные перепланировки и переустройства, при этом решения суда о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии отсутствует, сама Гречко Е.В. не приводит жилое помещение в первоначальное состояние, возражает против допуска в ее квартиру Государственной жилищной инспекции для проведения проверки, не представляет в Инспекцию необходимые документы, то есть превышает свои права собственника, предоставленными ей ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ.

    Суд критически относится к утверждению представителя истца Ошурковой О.П. о том, что истцом не был соблюден порядок согласования с ответчиком проведения обследования, так как данный порядок не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора. Установлено, что до 18 августа 2011 г. истец и ее представитель получили копию иска Государственной жилищной инспекции Тюменской области с приложениями, после получения иска не обратились в Инспекцию с целью урегулированию данного спора, поэтому иск следует удовлетворить и осуществить допуск Инспекции в жилое помещение принадлежащее ответчику в судебном порядке.

    Такое ограничение прав собственника жилого помещения Гречко Е.В. является оправданным, так как не нарушает баланса публичных и частных интересов.

В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.

    Руководствуясь ст.1,13,25-29 Жилищного кодекса РФ, Положением о Государственной жилищной инспекции, утв.постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 г. №147-п, ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Тюменской области удовлетворить.

Возложить обязанность на Гречко Елену Витальевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, обеспечить Государственной жилищной инспекции Тюменской области доступ в квартиру <адрес> для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения.

Взыскать с Гречко Елены Витальевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий

Федеральный судья                     И.А.Шаламова

Решение в окончательной форме составлено 23.09.2011 г.

Копия верна

Судья                                     И.А. Шаламова