РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ30 марта 2011 года Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.
при секретаре Сеногноевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1337-11 по иску Мендубаевой Гульжан Адилхановны к Управе Калининского АО Администрации города Тюмени о признании акта и приказа об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений незаконными, возложении обязанности по вводу строений в эксплуатацию,
у с т а н о в и л :
Мендубаева Г.А. обратилась в суд с иском к Управе Калининского АО г.Тюмени о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии и приказа, которыми истице отказано во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений по <адрес>, и возложении на ответчика обязанности по вводу самовольно реконструированного и самовольно выстроенного жилого дома в эксплуатацию. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого дома по <адрес> в г.Тюмени. В связи с реконструкцией домовладения истицы обратилась к ответчику с заявлением о вводе строений в эксплуатацию, представив документы, свидетельствующие о соответствии строений требованиям строительных и санитарных норм. Актом окружной межведомственной комиссии № 368 от 14.12.2010 года во вводе самовольно реконструированного (лит.А, а1, В) и самовольно выстроенного (лит.Б, б, Б1, Б2) жилых домов по <адрес> истице отказано. Данный акт утвержден приказом Управы Калининского АО г.Тюмени № 581 от 31.12.2010 года. Истица находит акт и приказ незаконными, поскольку представленные истицей документы свидетельствуют о том, что реконструкция жилого дома не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью. Просит признать акт № 368 от 14.12.2010 года и Приказ № 581 от 31.12.2010 года незаконными и возложить на ответчика обязанность ввести в эксплуатацию самовольно реконструированный (лит.А, а1, В) и самовольно выстроенный (лит.Б, б, Б1, Б2) жилые дома по <адрес>.
В судебное заседание истица не явилась, о рассмотрении дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель истицы Лозовская Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управы Калининского АО г.Тюмени в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения представителя истицы, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании договора мены от 25 февраля 1995 года за Мендубаевой Г.А. зарегистрировано право собственности на домовладение по <адрес> (л.д.13).
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентариация - Федеральное БТИ» по данным технической инвентаризации от 3.02.2010 года установлено, что объект (лит.А, а1, В) реконструирован, разрешение не предъявлено, объект (лит.Б, б, Б1, Б2) самовольно выстроен. Также на участке выстроены капитальные служебные строения (лит.Г2, Г3) (л.д.15). Указанные обстоятельства подтверждаются также техническим паспортом домовладения (л.д.16-36).
С целью ввода строений в эксплуатацию истица обратилась в окружную межведомственную комиссию с заявлением о вводе самовольно реконструированного (лит.А, а1, В) и самовольно выстроенного (лит.Б, б, Б1, Б2) жилого дома в эксплуатацию, представив документы (л.д.10).
Согласно экспертному заключению АО «Проектировщик», состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома (лит.А), жилого дома (лит.В), холодных сеней (лит.а1) после реконструкции, индивидуального жилого дома (лит.Б) с пристроями (лит.Б1, Б2) сенями (лит.б), бани с предбанником (лит.Г2, Г3) по <адрес> оценивается удовлетворительно. Прочность, устойчивость и долговечность элементов зданий соответствуют существующим нормативным требованиям и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Строения могут использоваться в соответствии с их назначением (л.д.37-58).
Соответствие вышеуказанных строений санитарно-эпидемиологическим требованиям подтверждено экспертными заключениями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (л.д.59, л.д.60).
Порядок осуществления ввода в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства регулировался Положением о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, утв. распоряжением Администрации г.Тюмени от 28.07.1998 года № 2389. Указанным Положением функции ввода самовольных строений возложены на окружную межведомственную комиссию.
Актом окружной межведомственной комиссии № 368 от 14.12.2010 года во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного индивидуального жилого дома (лит.А, а1, В), самовольно выстроенного индивидуального жилого дома (лит.Б, б, Б1, Б2) по <адрес> отказано на основании подпункта Е п. 3.5 Положения о порядке снова самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, утв. распоряжением Администрации г.Тюмени от 28.07.1998 года: несоответствие места размещения самовольной постройки Правилам землепользования и застройки, ст. 42 ЗК РФ: несоблюдение требований градостроительных регламентов - строения расположены в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (ОД-2). Кроме того, жилые дома расположены с нарушением п. 5 ст. 57 Правил землепользования и застройки - минимальный отступ от боковых границ участка 3 м. Также отказано на основании пп. Г Положения - в кухне № 3 (лит.Б) отсутствует естественное освещение (л.д.10-11).
Приказом Управы Калининского АО г.Тюмени № 581 от 31.12.2010 года утвержден акт об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного индивидуального одноэтажного жилого дома (лит.А, часть, стены - бревна, лит.В, часть, стены - брус) с сенями из фанеры (лит.а1) общей площадью 52,9 кв.м, жилой площадью 32,6 кв.м, самовольно выстроенного индивидуального одноэтажного жилого дома и бруса (лит.Б) с одноэтажным пристроем и керамзитобетонных блоков (лит.Б1) (котельная), с одноэтажным пристроем из бруса (лит.Б2), с сенями из теса (лит.б) общей площадью 75,8 кв.м, жилой площадью 41,4 кв.м по <адрес> (л.д.12).
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Правила землепользования и застройки города Тюмени, которыми определены территориальные зоны застройки, градостроительные регламенты утверждены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года, вступившим в силу с 10.04.2009 года.
Как следует из технического паспорта домовладения, реконструкция жилого дома (лит.А, В, а1) произведена в границах выделенного земельного участка. В силу п. 2 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, право пользования земельным участком перешло к истице как собственнику жилого дома. Как установлено судом, жилой дом по <адрес> (лит.Б, Б1, Б2, б) выстроен в границах вышеуказанного земельного участка, в 2006 году, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки г.Тюмени, определивших территориальные зоны застройки, градостроительные регламенты. Каких либо доказательств того, что на момент строительства жилого дома использование земельного участка не соответствовало его целевому назначению, ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 46 Конституции РФ защита прав и свобод граждан гарантируется государством.
Суд пришел к выводу, что формирование земельных участков и территориальных зон застройки без учета существующих земельных участков, сложившегося порядка землепользования нарушают права истицы, как собственника жилого дома и пользователя земельного участка. Отказ ответчика ввести в эксплуатацию строения по <адрес> по мотиву их нахождения в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения лишают истицу прав собственности на жилой дом, а также препятствуют возможности в дальнейшем оформить права на самовольно выстроенный жилой дом.
Пункт 5 ст. 57 Правил землепользования и застройки г.Тюмени, устанавливающий минимальные отступы строений от границ земельного участка, подлежит применению в случае, если границы земельного участка определены. Между тем, при принятии решения об отказе во вводе эксплуатацию строений по <адрес> не было представлено документов о том, что границы земельного участка определены и не подлежат уточнению при межевании. Данное обстоятельство подтверждается перечнем документации, представленной на рассмотрение комиссии (л.д.10). При таких обстоятельствах, вывод окружной межведомственной комиссии о том, что строения размещены без соблюдения минимальных отступов от границы земельного участка, является несостоятельным.
Отсутствие естественного освещения в помещении кухни не может являться основанием для отказа во вводе в эксплуатацию жилого дома, соответствие жилого дом санитарно-эпидемиологическим требованиям установлено экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (л.д.59).
При таких обстоятельствах, акт окружной межведомственной комиссии № 368 от 14.12.2010 года и приказ Управы Калининского АО г.Тюмени № 581 от 31.12.2010 года «Об утверждении акта об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений по <адрес> в г.Тюмени» следует признать незаконными, исковые требования в этой части удовлетворить.
В удовлетворении иска в части возложения на Управу Калининского АО г.Тюмени обязанности по вводу индивидуальных строений по ул.Физкультурная, 65 г.Тюмени надлежит отказать, так как Распоряжением Администрации г.Тюмени от 05 марта 2011 года, раздел 3 «Положения о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени», определяющий порядок осуществления ввода в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства, исключен. Положением об Управе Калининского АО Администрации г.Тюмени, утв. распоряжением Главы г.Тюмени от 15.08.2007г. за №211-рг. функции Управы по осуществлению ввода в эксплуатацию самовольной постройки на территории административного округа не предусмотрены.
Руководствуясь Конституцией РФ, ст. 42 ЗК РФ, Положением о порядке сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г.Тюмени, решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», Распоряжением Администрации г.Тюмени от 05.03.2011 года № 122-рк, ст.ст. 12, 56, 67, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мендубаевой Гульжан Адилхановны удовлетворить частично.
Признать незаконными акт окружной межведомственной комиссии № 368 от 14 декабря 2010 года и приказ Управы Калининского АО г.Тюмени № 581 от 31 декабря 2010 года «Об утверждении акта об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуальных строений по <адрес> в г.Тюмени». В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тюменский областной суд, путем подачи жалобы в Калининский районный суд г.Тюмени.
Председательствующий федеральный судья
Калининского районного суда г.Тюмени Т.Н.Пуминова
Мотивированное решение составлено 31 марта 2011 года.