12-425/2011



Р Е Ш Е Н И Е

19 сентября 2011 года                                                  город Тюмень

Калининский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи    Шаламовой И.А., при секретаре Журавлевой Н.Г.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кучкарова Ж.М.у., представителя Левченко К.Ф., переводчика Эргашева С.Н., представителя УФМС России по Тюменской области Касьяновой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №5-425-11 по заявлению Кучкарова Жасурбека Махмуджон угли на постановление заместителя начальника – начальника отделения противодействия незаконной миграции УФМС России по Тюменской области Саулина Игоря Александровича №0506516 по делу об административном правонарушении от 09 августа 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Кучкаров Ж.М.у. обратился в суд с заявлением об обжаловании постановления заместителя начальника – начальника отделения противодействия незаконной миграции УФМС России по Тюменской области Саулина Игоря Александровича №0506516 по делу об административном правонарушении от 09 августа 2011 года, в котором он просит постановление отменить, указывает, что дело об административном правонарушении рассмотрено в нарушение порядка, установленного главой 28-29 КоАП РФ, а также указывает, что относится к категории иностранных граждан, для которой не требуется получение полиса ОМС, поэтому не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение ст.18.8 КоАП РФ.

Кучкаров Ж.М.у. в судебном заседании поддержал требования своего заявления в полном объеме, пояснил, что 09 августа 2011 г. он явился в УФМС России по Тюменской области для получения разрешения на работу, у него забрали паспорт и закрыли в помещении, после чего принесли какие-то бумаги и предложили их подписать, он переписал текст с какой-то бумаги, но не понимал его содержания – в последствии он понял, что это было признание вины, содержащееся в протоколе об административном правонарушении. Переводчик ему не был предоставлен, русским языком он не владеет. О рассмотрении дела должностным лицом он не был уведомлен, копий протокола и постановления ему не вручалось, впоследствии копию постановления он получил от свидетеля по делу.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Левченко К.Ф. в судебном заседании поддержала своего доверителя, пояснила, что на протяжении 2009-2011 годов законодательство в этой области не менялось и УФМС России по Тюменской области не привлекало ранее иностранных граждан к административной ответственности по ст.18.8 КоАП РФ. Законодательство четко регулирует, что Кучкаров Ж.М.у. относится к категории иностранных граждан временно пребывающих на территории Российской Федерации и с 2010 г. не является застрахованным и не имеет право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию. Представитель пояснила, что при составлении протокола на Кучкарова Ж.М.у. ему было предложено приобрести полис ОМС в определенной страховой компании, что придает данной ситуации коррупционную составляющую.

Представитель УФМС России по Тюменской области Касьянова Ю.Л. в судебном заседании просит постановление оставить без изменения, заявление Кучкарова Ж.М.у. без удовлетворения, пояснила, что при составлении протокола Кучкаров Ж.М.у. в услугах переводчика не нуждался, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом был извещен, при въезде на территорию Российской Федерации нарушил правила въезда, не имел полис ОМС, поэтому был привлечен к административной ответственности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Мельник Ю.Ф., Киргизбаева Н.К., изучив доводы жалобы, огласив и исследовав материалы административного дела, суд находит заявление Кучкарова Ж.М.у. подлежащим удовлетворению, постановление №0506516 по делу об административном правонарушении от 09 августа 2011 года в отношении Кучкарова Ж.М.у. подлежащим отмене.

Судом установлено, что Кучкаров Жасурбек Махмуджон угли, 24.04.1993 г.р., уроженец республики Узбекистан, 20 июля 2011 г. въехал на территорию Российской Федерации сроком до 18.10.2011 г., имеет разрешение на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, что подтверждается копией паспорта Кучкарова Ж.М.у., миграционной картой, бланками уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, бланками уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (л.д.5-7).

Кучкаров Ж.М.у. постановлением заместителя начальника – начальника отделения противодействия незаконной миграции УФМС России по Тюменской области Саулина Игоря Александровича №0506516 по делу об административном правонарушении от 09 августа 2011 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Постановлением от 09.08.2011 г. было установлено, что гражданин республики Узбекистан Кучкаров Ж.М.у. в порядке, не требующем получения визы, 20 июля 2011 г. пересек границу Российской Федерации через КПП «Воскресенское», при въезде на территорию Российской Федерации в нарушение ч.5 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114 «О порядке выезда из Российской Федерации, въезде в Российскую Федерацию» не представил действительный на территории Российской Федерации полис медицинского страхования, без представления которого въезд на территорию Российской Федерации не разрешается (л.д.19).

Согласно ч.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

    Таким образом, по мнению УФМС РФ по Тюменской области гражданин республики Узбекистан Кучкаров Ж.М.у. нарушил правила въезда в Российскую Федерацию.

    Согласно ч.5 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее по тексту: ФЗ №114) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.

    Таким образом, пересекая 20 июля 2011 г. границу Российской Федерации органы пограничного контроля или миграционной службы могли бы отказать Кучкарову Ж.М.у. во въезде в Российскую Федерацию по основанию не представления им полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, однако фактически такого основания соответствующими компетентными органами установлено не было.

    09 августа 2011 г. Кучкаров Ж.М.у. границу Российской Федерации не пересекал.

    Обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ст.3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

    Из смысла ст.2 Федерального закона от 25 июля 2011 г. №115 –ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Кучкаров Ж.М.у. является иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, так как прибыл в порядке, не требующем получения визы, получил миграционную карту, не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание, поставлен на миграционный учет по месту пребывания, получил разрешение на работу на 3 месяца, с ним заключен срочный трудовой договор с ПБОЮЛ Девятковым В.П., обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Таким образом, поскольку статья 10 Федерального закона ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" считает застрахованными лицами только иностранных граждан постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, но не относит к ним временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, Кучкаров Ж.М.у. не относится к лицам, имеющим возможность стать застрахованным путем ОМС, установленным федеральным законом.

Таким образом, Кучкаров Ж.М.у. не нарушил правила въезда в Российскую Федерацию, так как при въезде в Российскую Федерацию ему не требуется представлять медицинский полис, действительный на территории Российской Федерации.

Кроме того, административным органом нарушен порядок привлечения Кучкарова Ж.М.у. к административной ответственности.

Так, согласно ст.24.2 ч.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    В нарушение указанной нормы Кучкарову Ж.М.у. не была предоставлена возможность воспользоваться услугами переводчика, что повлекло существенное нарушение его прав во время производства по делу об административном правонарушении.

    В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (повесткой, телеграммой, телефонограммой и т.д.).

Между тем доказательств, подтверждающих извещение Кучкарова Ж.М.у. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует, так как в предоставленной копии протокола №6384 от 09 августа 2011 г. не указано время рассмотрения дела об административном правонарушении. Данное нарушение процессуального закона является существенным, так как лишило лицо, участвующее в деле давать объяснения и представлять доказательства, а также не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Как видно из копии протокола №6384 об административном правонарушении от 09.08.2011 г., в нем содержатся объяснения нарушителя: с нарушением согласен, полис медицинского страхования не получал (л.д.20).

Однако признание вины не освобождает орган, ведущий производство по делу об административном правонарушении, доказывать вину Кучкарова Ж.М.у., однако при производстве по делу об административном правонарушении, должностное лицо заместитель начальника-начальник отделения противодействия незаконной миграции УФМС РФ по Тюменской области Саулин И.А. не е была достоверно установлена вина Кучкарова Ж.М.у. в совершении административного правонарушения, не добыты доказательства отсутствия у него полиса ОМС.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

    Защита прав и свобод человека и гражданина выражается, в том числе, и в привлечении виновного лица к установленной законом ответственности. Привлечение не виновного лица к установленному законом виду ответственности, приводит к неисполнению обязанности государства, установленной ст.2 Конституции РФ.

В соответствии с пп.4 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст.24.5 ч.2, 25.1 ч.2, 30.1-30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

    Заявление Кучкарова Жасурбека Махмуджон угли на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление заместителя начальника – начальника отделения противодействия незаконной миграции УФМС России по Тюменской области Саулина Игоря Александровича №0506516 по делу об административном правонарушении от 09 августа 2011 года в отношении Кучкарова Жасурбека Махмуджон угли - ОТМЕНИТЬ, дело направить на новое рассмотрение заместителю начальника – начальнику отделения противодействия незаконной миграции УФМС России по Тюменской области Саулину Игорю Александровичу.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения либо получения его копии.

Председательствующий

федеральный судья                                 И.А. Шаламова

Копия верна

Судья                                     И.А. Шаламова