Уголовное дело в отношении Валяева С.В., судимого 29 января 2009 г. и 9 декабря 2010 г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ



Дело № 1-25(1)/2011 г.

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 г. г. Калининск

Калининский районный суд, Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Захарченко Е.В.

при секретаре Ереминой Е.В.

с участием государственного обвинителя Калининской районной прокуратуры Черепанова А.А.

подсудимого Валяева С.В.

защитника адвоката Белоглазовой Е.В. (удостоверение № 2094, ордер № 000018)

потерпевшей П.Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининск, Саратовской области, в общем порядке судебного разбирательства материалы уголовного дела в отношении Валяева С.В., судимого 29 января 2009 г. и 9 декабря 2010 г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,

у с т а н о в и л:

подсудимый Валяев С.В. 24 декабря 2010 г. примерно в 18 часов в г. Калининск, Саратовской области, умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

24 декабря 2010 г. примерно в 18 часов Валяев С.В. находился в доме Г.С.Е. по адресу: Саратовская область, г. Калининск, Садовый переулок. В ходе беседы между Валяевым С.В. и Г.С.Е. произошла ссора. В ходе ссоры у Валяева С.В. на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возник преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью Г.С.Е., опасного для жизни последнего.

Реализуя свой преступный умысел, осознавая общественно опасный характер своих действий, желая причинить Г.С.Е. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни последнего, Валяев С.В. умышленно кулаками правой и левой руки нанес последнему два удара в область головы, отчего Г.С.Е. упал на пол. Валяев С.В. подошел к лежавшему на полу Г.С.Е. и нанес ему еще семь ударов кулаками правой и левой руки в область головы. Преследуя цель довести до конца свой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, Валяев С.В. продолжил избиение Г.С.Е., нанеся ему еще правой ногой три удара в область груди и один удар в область живота.

Преступными действиями Валяева С.В. Г.С.Е. были причинены телесные повреждения: перелом основания черепа справа, множественные переломы правой и левой скуловых, верхнечелюстных костей, перелом скулового отростка левой височной кости, многооскольчатый перелом дна левой глазницы, двусторонние переломы нижней челюсти, многооскольчатый перелом костей носа, кровоизлияния в мягкие ткани свода черепа (2), мягкие ткани лица, ушибленные раны в лобной области (2), нижнего века правого глаза, подбородочной области, кровоподтеки в окружности обоих глаз, в левой лобно-височно-скуловой области, правой лобно-скуловой области, в области угла нижней челюсти справа и слева; переломы левого большого рога подъязычной кости и щитовидного хряща; множественные двусторонние переломы ребер, кровоподтеки на грудной клетке (2), причинившие как в своей совокупности, так и по отдельности тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; кровоподтек на левом бедре, не влекущий за собой кратковременного расстройства здоровья, расценивающийся как повреждение, не причинившее вред здоровью.

Смерть Г.С.Е. наступила 24 декабря 2010 г. в результате травматического шока, развившегося как следствие тупой травмы головы, шеи, груди с переломом основания черепа справа, множественными переломами правой и левой скуловых, верхнечелюстных костей, переломом скулового отростка левой височной кости, многооскольчатым переломом дна левой глазницы, множественными двусторонними переломами нижней челюсти, многооскольчатым переломом костей носа, кровоизлияниями в мягкие ткани свода черепа (2), мягкие ткани лица, переломами левого большого рога подъязычной кости и щитовидного хряща, множественными двусторонними переломами ребер, ушибленными ранами в лобной области (2), нижнего века правого глаза, подбородочной области, кровоподтеками в окружности обоих глаз, в левой лобно-височно-скуловой области, правой лобно-скуловой области, в области угла нижней челюсти справа и слева, кровоподтеками на грудной клетке (2).

Валяев С.В. не предвидел возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий в виде смерти Г.С.Е., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, учитывая состояние Г.С.Е., локализацию ударов, должен был и мог предвидеть эти последствия.

В судебном заседании подсудимый Валяев С.В. вину в инкриминируемом преступлении признал полностью, от дачи показаний отказался.

Из оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 276 УПК РФ показаний Валяева С.В., данных на предварительном следствии (т.2 л.д. 36-39), усматривается, что 24 декабря 2010 г. он в ответ на нецензурную брань в его адрес со стороны Г.С.Е. нанес последнему два удара кулаком в голову, отчего тот упал на пол. Наклонившись к потерпевшему, он нанес ему кулаками еще семь ударов в голову, три удара ногой в область груди и один удар в область живота.

Об обстоятельствах происшедшего Валяев С.В. также рассказал в ходе проведенной 30 декабря 2010 г. проверки показаний на месте (т.1 л.д. 192-203).

Кроме признания вина подсудимого подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, потерпевшая П.Т.А. суду показала, что Г.С.Е. приходился ей племянником. Последнее время он злоупотреблял спиртными напитками. В нетрезвом состоянии был агрессивным, мог спровоцировать скандал. О его смерти она узнала 26 декабря 2010 г. Г.С.Е. лежал на полу в доме, его лицо было отекшее, вокруг было много крови, в доме беспорядок.

Согласно заключению эксперта № 165-ЗЭ от 29 января 2011 г. (л.д. 178-188) смерть Г.С.Е. наступила в результате травматического шока, развившегося как следствие тупой травмы головы, шеи, груди с переломом основания черепа справа, множественными переломами правой и левой скуловых, верхнечелюстных костей, переломом скулового отростка левой височной кости, многооскольчатым переломом дна левой глазницы, множественными двусторонними переломами нижней челюсти, многооскольчатым переломом костей носа, кровоизлияниями в мягкие ткани свода черепа (2), мягкие ткани лица, переломами левого большого рога подъязычной кости и щитовидного хряща, множественными двусторонними переломами ребер, ушибленными ранами в лобной области (2), нижнего века правого глаза, подбородочной области, кровоподтеками в окружности обоих глаз, в левой лобно-височно-скуловой области, правой лобно-скуловой области, в области угла нижней челюсти справа и слева, кровоподтеками на грудной клетке (2).

Г.С.Е. причинены следующие телесные повреждения:

а) перелом основания черепа справа, множественные переломы правой и левой скуловых, верхнечелюстных костей, перелом скулового отростка левой височной кости, многооскольчатый перелом дна левой глазницы, двусторонние переломы нижней челюсти, многооскольчатый перелом костей носа, кровоизлияния в мягкие ткани свода черепа (2), мягкие ткани лица, ушибленные раны в лобной области (2), нижнего века правого глаза, подбородочной области, кровоподтеки в окружности обоих глаз, в левой лобно-височно-скуловой области, правой лобно-скуловой области, в области угла нижней челюсти справа и слева;

б) переломы левого большого рога подъязычной кости и щитовидного хряща;

в) множественные двусторонние переломы ребер, кровоподтеки на грудной клетке (2);

г) кровоподтек на левом бедре.

Все вышеуказанные повреждения образовались в результате взаимодействия тупых твердых предметов.

Повреждения группы «а», «б» и «в» причинили как в своей совокупности, так и в отдельности тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Повреждения группы «г» не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Телесные повреждения образовались от не менее чем восьми травматических воздействий в область головы, не менее чем одного воздействия в область шеи, не менее чем от трех воздействий в область груди и одного травматического воздействия в область живота.

Образование вышеназванных телесных повреждений при падении с высоты собственного роста невозможно.

Факт нанесения Валяевым С.В. Г.С.Е. телесных повреждений подтверждается показаниями свидетеля Р.Д.В., который суду показал, что в декабре 2010 г. он с Валяевым С.В. пришел к Г.С.Е. Потерпевший и Валяев С.В. поссорились, после чего подсудимый два раза ударил Г.С.Е. кулаком в лицо. Последний упал, тогда Валяев С.В. нанес ему один удар ногой по телу. Через некоторое время между Валяевым С.В. и Г.С.Е. вновь произошел скандал, в ходе которого Валяев С.В. стал избивать Г.С.Е., в том числе лежавшего на полу, руками и ногами по телу и лицу, нанеся ему примерно 6-7 ударов. После этого он, Р.Д.В., ушел из дома Г.С.Е.

Свидетель Р.Т.А. показала суду, что 24 декабря 2010 г. ее сын Р.Д.В. вместе с Валяевым С.В. вечером куда-то уходили. На следующий день она слышала, как Валяев С.В. говорил ее сыну, что не знает, жив ли избитый им мужчина, поскольку он бил его по голове, по почкам, тот был весь в крови. Об избиении Валяевым С.В. мужчины ей впоследствии говорил и Р.Д.В.

Аналогичные сведения содержатся и в оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ показаниях свидетеля И.Е.С. (т.1 л.д. 152-154).

Из оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Валяевой Е.В. (т.1 л.д. 130-132) усматривается, что 24 декабря 2010 г. сын – Валяев С.В. – вернулся домой около 22 часов в нетрезвом состоянии. 27 декабря 2010 г. от сотрудников милиции ей стало известно, что он подозревается в совершении убийства.

Кроме того, вина Валяева С.В. подтверждается материалами уголовного дела:

Том 1:

л.д. 5 – рапортом об обнаружении признаков преступления;

л.д. 7-12 – протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого в доме 9 по Садовому переулку г. Калининск был обнаружен труп Г.С.Е. с признаками насильственной смерти, с места происшествия был изъят ряд предметов;

л.д. 48 – протоколом явки с повинной от 26 декабря 2010 г., в которой Валяев С.В. рассказал об избиении им мужчины в доме по Садовому переулку г. Калининск;

л.д. 109-110, 118-119 – заключениями экспертов № № 470 и 471 от 27 декабря 2010 г., согласно которым у Валяева С.В. и Р.Д.В. каких-либо телесных повреждений не обнаружено;

л.д. 209-216 – протоколом осмотра изъятых в ходе следствия предметов.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины Валяева С.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека и повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, и квалифицирует его действия ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Нанося удары руками, ногами в жизненно важные органы - в голову, шею, грудь и живот потерпевшего, подсудимый осознавал, что результатом его действий будет причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желал этого. При этом Валяев С.В. не предвидел возможность наступления смерти от наносимого умышленно тяжкого вреда, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, учитывая состояние потерпевшего Г.С.Е., локализацию ударов, их множественность, должен был и мог это предвидеть.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, смягчающие наказание обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Подсудимым совершено умышленное особо тяжкое преступление. По месту жительства он характеризуется удовлетворительно.

Согласно заключению комиссии экспертов № 86 от 24 февраля 2011 г. (т. 2 л.д. 6-7) Валяев С.В. каким-либо психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики, лишающим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, не страдает и не страдал в период, относящийся к инкриминируемому ему правонарушению. В отношении инкриминируемого ему деяния он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в отношении инкриминируемого преступления Валяева С.В. следует считать вменяемым.

Полное признание вины, раскаяние в содеянном, молодой возраст подсудимого, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления суд учитывает в качестве смягчающих наказание обстоятельств.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также то обстоятельство, что Валяевым С.В. данное преступление было совершено в период отбывания условных наказаний по приговору от 29 января 2009 г. и приговору от 9 декабря 2010 г., что свидетельствует о его нежелании встать на путь исправления, суд считает необходимым в соответствии со ст. 70 УК РФ, а также приходит к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты только при изоляции подсудимого от общества, с назначением Валяеву С.В. наказания в виде реального лишения свободы, однако без применения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Валяева С.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком 6 (шесть) лет без ограничения свободы.

В соответствии с ст. 70 УК РФ путем частичного сложения окончательно назначить Валяеву С.В. наказание в виде лишения свободы сроком 7 (семь) лет без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания Валяеву С.В. исчислять с 21 марта 2011 г., зачесть ему в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 27 декабря 2010 г. по 21 марта 2011 г.

Меру пресечения Валяеву С.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде заключения под стражу.

Вещественные доказательства: полотенце с веществом бурого цвета, деревянную ручку с веществом бурого цвета, два среза обоев с веществом бурого цвета, срез материала с дивана с веществом бурого цвета, образцы ногтей Р.Д.В., образцы ногтей Валяева С.В., майку, рубашку, безрукавку, джинсовую куртку, пару носков, образцы крови, волос, ногтей Г.С.Е., образцы крови Р.Д.В., образцы крови Валяева С.В., хранящиеся при уголовном деле, - уничтожить; толстовку, джинсы, куртку, ботинки Р.Д.В., хранящиеся при уголовном деле, - вернуть Р.Д.В.; майку, джинсы, куртку, ботинки Валяева С.В., хранящиеся при уголовном деле, - вернуть Валяеву С.В.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты в суде кассационной инстанции избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий:

Приговор вступил в законную силу 31 марта 2011 года.