Гражданское дело по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-327(1)/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 года. Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Диановой С.В.

при секретаре Фоменко З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калининске, Саратовской области, гражданское дело по иску Орловой Ольги Владимировны к УПФР в Калининском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л:

Орлова О.В. обратилась в Калининский районный суд, Саратовской области, с вышеназванным иском, мотивируя его тем, что 30 августа 2010 года она обратилась в УПФ РФ в Калининском районе с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, как работнику, имеющему 25 лет и 5 дней стажа педагогической работы. Однако, решением № 250 от 08 сентября 2010 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что из ее педагогического стажа был исключен период работы в должности учителя музыки Калининской санаторной школы-интерната с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года, так как тип учреждения не соответствует типу учреждения, поименованному в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.

Считая данное решение незаконным, просит его отменить и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининске включить в трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы в должности учителя музыки Калининской санаторной школы-интерната с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 30 августа 2010 года, то есть с момента обращения и взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец Орлова О.В. и ее представитель Жало Н.Д., допущенная к участию в деле на основании ходатайства истца, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах.

Представитель ответчика Динекина О.Н. действующая на основании доверенности № 09-1235, выданной 11 мая 2010 года начальником УПФР в Калининском районе Мирошниченко О.И., с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что период работы в должности учителя музыки Калининской санаторной-школы интерната не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с тем, что тип учреждения не соответствует типу учреждения, поименованному в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. Тип учреждения приведен в соответствие только с 14 марта 2002 года.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетелей К.С.А. и Н.С.Г., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года Орлова О.В. работала в должности учителя музыки Калининской санаторной школы – интернат.

30 августа 2010 года Орлова О.В. обратилась в УПФР в Калининском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 420 от 08 сентября 2010 г. Орловой О.В. было отказано во включении в стаж работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года в должности учителя музыки Калининской санаторной школы – интернат, так как тип данного учреждения не соответствует типу учреждения, поименованного в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г., в связи с чем решением от 08 сентября 2010 года №250 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.ст. 7, 37, 39).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. При этом законодатель вправе устанавливать как общие условия назначении пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч.1), 2,18, 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранений разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а так же- в случае необходимости- предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 ноября 2003 года № 5280) в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с исключением из стажа периода работы в должности учителя музыки с 1 ноября 1999 года по13.03.2002 г.

В указанный период работы истца действовал список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067, который предусматривал должность учителя. При этом п.4 списка предусматривал тип учреждения: оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 « О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогический работников» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю учителям 5-11 классов в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Ответчиком не оспаривается, что Орлова О.В. с 26 августа 1985 года по настоящее время работала и работает учителем музыки в одном и том же учреждении, и её функциональные обязанности, характер работы на протяжении всей трудовой деятельности оставались неизменными. На 1 ноября 1999 года, учреждение, где она трудится, называлось «санаторная школа-интернат».

Отказывая Орловой О.В. в назначении пенсии УПФ РФ в Калининском районе мотивировал отказ тем, что наименование учреждения до 13 марта 2002 года не было приведено в соответствие, то есть тип учреждения не был указан. Однако данное обстоятельство, по мнению суда, не должно влиять на право Орловой О.В. на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось ответчиком, что за период с 26 августа 1985 года по настоящее время, несмотря на наименование учреждения, характер работы истца, специфика работы, её функциональные обязанности оставались неизменными Данное обстоятельство так же подтверждено допрошенными в судебном заседании свидетелями К.С.А. и Н.С.Г. То, что учреждение является общеобразовательным, подтверждается п. 1.8 Устава от 11 сентября 1995 года, согласно которого общеобразовательный процесс в школе осуществляется по программам, рекомендованным Министерством образования РФ.

Ссылка ответчика на то, что в Уставе учреждения от 11 сентября 1995 года не предусмотрен оздоровительный процесс, не может быть принята во внимание, так как из п.п. 4.2, 4.3, 4.8 Устава усматривается, что в школу принимаются дети с 7 лет, имеющие медицинские показания для обучения в санаторной школе. Они должны представить при этом медицинские документы и путевку управления образования области. Кроме того, обучающиеся могут быть отчислены из школы-интерната в случае истечения срока лечения.

Как показала в судебном заседании свидетель К.С.А., она работает в санаторной школе-интернате врачом. Данное учреждение является оздоровительным с 1975 года, туда принимаются дети лишь по медицинским показаниям, в частности, тубинфицированные.

Свидетель Н.С.Г. в судебном заседании показала, что она работает в санаторной школе- интернат учителем русского языка и литературы с 1980 года. Орлову О.В. она знает с 1985 года. С 1985 года и по настоящее время Орлова О.В. работает учителем музыки. За указанный период характер её работы, специфика работы, её функциональные обязанности не изменялись.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с 26.08.1985 года по настоящее время Орлова О.В. работает учителем музыки в одном и том же учреждении. Её должность предусмотрена Списком №1067, а так же Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В настоящее время должность Орловой О.В. и тип учреждения, в котором она работает, соответствует действующему законодательству.

То обстоятельство, что с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года наименование учреждения не было приведено в соответствие с законодательством, не является результатом виновных действий истца и не должно влиять на её право на назначение досрочной пенсии.

Кроме того, в судебном заседании так же установлено, что, работая в должности учителя музыки и географии Калининской санаторной школы- интерната в 1999, 2000, 2001, 2002 годах истец вела преподавательские работы не менее 18 часов в неделю, что подтверждается выписками из приказов №169 от 01.09.1999 года, № 89 от 01.09.2000 года, № 275 от 01.09.2001 года.

Учитывая так же требования ст.ст. 6,15, 17, 18,19, и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, вышеуказанный период работы Орловой О.В. в должности учителя музыки в Государственном общеобразовательном учреждении –основная санаторная школа-интернат подлежит включению в стаж работы по специальности.

Как показала представитель ответчика Динекина О.Н., с учетом спорного периода льготный стаж истца будет составлять более 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, суд считает, что Орлова О.В. на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ, то есть на 30 августа 2010 года имела необходимый стаж для назначения ей досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Поскольку в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ши л:

исковые требования Орловой Ольги Владимировны удовлетворить полностью.

Признать за Орловой Ольгой Владимировной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью.

Признать решение Государственного учреждения –Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области №250 от 08 сентября 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж Орловой О.В. периода работы с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года в должности учителя музыки Калининской санаторной-школы интерната, незаконным.

Обязать Государственное учреждение –Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области включить Орловой Ольге Владимировне в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности учителя музыки Калининской санаторной школы-интернат с 1 ноября 1999 года по 13 марта 2002 года, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 30 августа 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения –Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области в пользу Орловой Ольги Владимировны судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток с момента принятия в окончательной форме через Калининский районный суд.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу 12.11.2010 года.