Гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района



Дело № 2-380(1)/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2011 года г. Калининск

Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Захарченко Е.В.

с участием прокурора Терешкина Д.О.

при секретаре Ереминой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининск Саратовской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранения нарушений действующего законодательства,

установил:

прокурор Калининского района Саратовской области обратился в Калининский районный суд Саратовской области с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Калининского района расположено муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Первомайское Калининского района Саратовской области», в которой предоставляется средне (полное) общее образование. В здании школы и на ее территории выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в части требований безопасности объектов образования, что свидетельствует о бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области».

Бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории школы забором.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное:

1)       в непринятии мер по организации предоставления в МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» среднего (полного) общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором;

2)       непринятии мер по организации содержания здания МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» и прилегающей к нему территории в соответствии с требованиями безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором;

3) непринятии мер по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе неустановлении в МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором, признать незаконным бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в непринятии мер по организации предоставления в МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» среднего (полного) общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором, признать незаконным бездействие МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области», выраженное в непринятии мер по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе неустановлении в МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором.

Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» обязанность установить в МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, а также ограждение территории МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Терешкин Д.О. предъявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах. При этом уточнил их, пояснив, что школа с. Первомайское является основной общеобразовательной школой, а не средней.

Представитель ответчика – администрации Калининского муниципального района, Комаров Д.Л. (действующий на основании доверенности, выданной 16 февраля 2009 г. главой администрации Калининского муниципального района Саратовской области К.А.И.), с исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что недостатки, изложенные в исковом заявлении, имеют место, устранить их в настоящее время не представляется возможным из-за тяжелого финансового положения. Кроме того, требования СНиП распространяются на новые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, школа в с. Первомайское построена в 1926 г., реконструкции и капитальному ремонту она не подвергалась. СанПиН, на который ссылается истец, утратил силу 1 сентября 2011 г.

Представитель ответчика – Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Славгородская А.Н. (действующая на основании доверенности, выданной 1 июня 2011 г. начальником Управления образования администрации Калининского муниципального района З.О.Ю.), с исковыми требованиями не согласилась, показав суду, что недостатки, изложенные в исковом заявлении, имеют место, устранить их в настоящее время не представляется возможным из-за тяжелого финансового положения.

Представитель ответчика – директор МОУ «СОШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» Сидоров В.А., с исковыми требованиями в части необходимости установления ограждения согласился, остальные исковые требования не признал, показав суду, что для их выполнения нет необходимых финансовых средств.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» является муниципальным образовательным учреждением, ее учредителем является администрация Калининского муниципального района Саратовской области.

Согласно акту проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 17 августа 2011 года (л.д. 47-53), в здании МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» и на ее территории выявлены нарушения требований безопасности объектов образования, в частности, в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» не установлена система видеонаблюдения и тревожная сигнализация, а также территория МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором не ограждена.

Принимая решение о частичном удовлетворении предъявленных исковых требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование обязательно.

Согласно ч.2 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года (л.д. 13-19).

Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, контроль за работой образовательных учреждений района по обеспечению соблюдения федерального и регионального законодательства в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов.

Согласно п.6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ,

Согласно п.1 и 4 ч.1 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, обязанность по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, являются полномочиями органа местного самоуправления муниципального района, то есть администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам является полномочием Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, являются полномочиями образовательного учреждения, то есть МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области».

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно п.1 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.1 с.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно письмам Федерального агентства по образованию от 19 марта 2007 года № 17-1/45 и от 14 сентября 2007 года № 17-1/143 важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становится укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях.

В 2008 - 2010 годах в первую очередь необходимо профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п.

В соответствии с п.1 и 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе учащихся и учителей, а также террористической защищенности в здании МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» должны быть устроены система видеонаблюдения и тревожная сигнализация.

Как установлено в судебном заседании, в здании МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» не устроены система видеонаблюдения и тревожная сигнализация, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 17 августа 2011 года (л.д. 47-53) и не оспаривалось представителями ответчиков Комаровым Д.Л., Славгородской А.Н., Сидоровым В.А.

Отсутствие в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации нарушает права учащихся школы и учителей на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.2.2.1 и 2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (действующих на момент проведения проверки) для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него - зелеными насаждениями.

Действующим в настоящее время СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» также предусмотрено ограждение забором территории общеобразовательного учреждения (п. 3.1).

В нарушение указанных требований действующего законодательства территория земельного участка МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором не ограждена, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 17 августа 2011 года (л.д. 47-53) и не оспаривалось представителями ответчиков Комаровым Д.Л., Славгородской А.Н., Сидоровым В.А.

Отсутствие вокруг территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забора нарушает права учащихся школы и учителей на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством.

Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в исковом заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки в содержании здания школы, изложенные в исковом заявлении, имеют место, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Комарова Д.Л. о том, что требования СНиП распространяются только на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, являются несостоятельными, поскольку являются неверным толкованием действующего законодательства. Кроме того, указанные в исковом заявлении меры безопасности предусмотрены и другими нормативными актами, в том числе, федеральным законодательством, актами локального пользования.

Доводы представителя ответчика Комарова, что СанПиН, на который ссылается истец, утратил силу 1 сентября 2011 г., также несостоятельны, т.к. новыми СанПиН 2.4.2.2821-10 также предусмотрено ограждение забором территории общеобразовательного учреждения (п. 3.1).

Ссылка на отсутствие денежных средств также не свидетельствует об освобождении ответчиков от выполнения возложенных на них полномочий.

Однако суд считает необходимым исковые требования к ответчику МОУ «ООШ с. Первомайское» в части возложения обязанности устранить имеющиеся нарушения удовлетворить частично – в пределах собственных финансовых средств образовательного учреждения, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» компетенция образовательного учреждения в части материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями должна осуществляться в пределах собственных финансовых средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное:

1) в непринятии мер по организации предоставления в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» основного общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором;

2) непринятии мер по организации содержания здания МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» и прилегающей к нему территории в соответствии с требованиями безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором;

3) непринятии мер по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе неустановлении в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором.

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в непринятии мер по организации предоставления в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» основного общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором.

Признать незаконным бездействие МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области», выраженное в непринятии мер по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе неустановлении в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, а также ограждения территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором.

Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» - в отношении МОУ «ООШ с. Первомайское» - в пределах собственных финансовых средств - обязанность установить в МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, а также ограждение территории МОУ «ООШ с. Первомайское Калининского района Саратовской области» забором - в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня принятия путем подачи жалобы через Калининский районный суд, Саратовской области.

Председательствующий: