Гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района С



Дело № 2-124(1)/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года г. Калининск

Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Диановой С.В.

с участием прокурора Терешкина Д.О.

при секретаре Фоменко З.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининск Саратовской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранения нарушений действующего законодательства,

установил:

прокурор Калининского района Саратовской области обратился в Калининский районный суд Саратовской области с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Калининского района расположено муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Казачка Калининского района Саратовской области», муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» в которых предоставляется средне (полное) общее образование. В здании школ и на их территории выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в части требований безопасности объектов образования, что свидетельствует о бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»

Бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации в школах.

В связи с вышеизложенным прокурор просил:

- признать незаконным бездействие администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное:

1) в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» среднего (полного) общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации в: МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»

2) непринятии мер по организации содержания здания МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» и прилегающей к нему территории в соответствии с требованиями безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»;

3)непринятии мер по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе неустановлении в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации;

- признать незаконным бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» среднего (полного) общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации;

-признать незаконным бездействие МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» выраженное в непринятии мер по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе неустановлении в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации;

-возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

-возложить на МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных средств в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания 27 февраля 2012 года и 11 марта 2012 года прокурор отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» по всем пунктам заявленных требований, а так же в части возложении обязанности на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» установить тревожную кнопку в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Определениями Калининского районного суда от 27 февраля 2012 года и 11 марта 2012 года указанный отказ от иска был принят судом и производство в этой части прекращено.

В судебном заседании прокурор Терешкин Д.О. остальные исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах и просил возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» - в отношении МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» - в пределах собственных финансовых средств - обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – директора МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области» Морозовой Е.А., просившей об этом в соответствующем заявлении с участием её представителя Славгородской А.Н., действующей на основании доверенности от 1 февраля 2012 года со сроком действия 1 год

Представитель ответчика – администрации Калининского муниципального района, Комаров Д.Л. (действующий на основании доверенности, выданной 1 марта 2010 года главой администрации Калининского муниципального района Саратовской области К. А.И.), с исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что недостатки, изложенные в исковом заявлении, имеют место, но устранить их в настоящее время не представляется возможным из-за тяжелого финансового положения. Кроме того, требования СНиП и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяются на новые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, а школы с. Казачка, с. Большая Ольшанка и с. Анастасьино построены в 20 веке, реконструкции и капитальному ремонту не подвергались и не подвергаются.

Представитель ответчика – Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области» Славгородская А.Н. (действующая на основании доверенности, выданной 1 сентября 2011 г. начальником Управления образования администрации Калининского муниципального района З. О.Ю. со сроком действия 1 год и на основании доверенности от 1 февраля 2012 года, выданной директором школы Морозовой Е.А. со сроком действия 1 год) исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Представители ответчика – директор МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» Синотова Т.В. и директор МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» Юсифова П.А., исковые требования прокурора признали в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» являются муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, их учредителем является администрация Калининского муниципального района Саратовской области.

Согласно актам проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года, в зданиях МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» и на их территориях выявлены нарушения требований безопасности объектов образования, в частности, в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» не установлена система видеонаблюдения.

Принимая решение об удовлетворении предъявленных исковых требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование обязательно.

Согласно ч.2 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года.

Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, контроль за работой образовательных учреждений района по обеспечению соблюдения федерального и регионального законодательства в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов.

Согласно п.п.6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ,

Согласно п.п.1 и 4 ч.1 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, обязанность по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, являются полномочиями органа местного самоуправления муниципального района, то есть администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам является полномочием Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, являются полномочиями образовательного учреждения, то есть МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области».

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно п.1 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно письмам Федерального агентства по образованию от 19 марта 2007 года № 17-1/45 и от 14 сентября 2007 года № 17-1/143 важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становится укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях.

В 2008 - 2010 годах в первую очередь необходимо профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п.

В соответствии с п.1 и 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе учащихся и учителей, а также террористической защищенности в здании МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» должны быть устроены система видеонаблюдения.

Как установлено в судебном заседании, в здании МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» не устроены система видеонаблюдения, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года и не оспаривалось представителями ответчиков Комаровым Д.Л., Славгородской А.Н., Синотовой Т.В. и Юсифовой П.А.

Отсутствие в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» системы видеонаблюдения нарушает права учащихся школы и учителей на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством.

Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в исковом заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки в содержании здания школы, изложенные в исковом заявлении, имеют место, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Комарова Д.Л. о том, что требования СНиП и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяются только на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, являются несостоятельными, поскольку являются неверным толкованием действующего законодательства. Кроме того, указанные в исковом заявлении меры безопасности предусмотрены и другими нормативными актами, в том числе, федеральным законодательством, актами локального пользования.

Ссылка на отсутствие денежных средств также не свидетельствует об освобождении ответчиков от выполнения возложенных на них полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области, Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» - в отношении МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» - в пределах собственных финансовых средств - обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Казачка Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области», МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, - в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд со дня принятия путем подачи жалобы через Калининский районный суд, Саратовской области.

Председательствующий: