Дело № 2-106(1)/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 марта 2012 года г. Калининск Калининский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Захарченко Е.В. с участием прокурора Черепанова А.А. при секретаре Ереминой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининске Саратовской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения, установил: прокурор Калининского района обратился в Калининский районный суд Саратовской области с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Калининского района расположены муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Александровка 3-я» и «Средняя общеобразовательная школа с. Ахтуба», в которых предоставляется средне общее образование. В зданиях школ выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в части требований безопасности объектов образования, что свидетельствует о бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области». Бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное: 1) в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» среднего общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации; 2) непринятии мер по организации содержания здания МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» и прилегающей к нему территории в соответствии с требованиями безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации; 3) непринятии мер по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе неустановлении в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» среднего общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Признать незаконным бездействие МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области», выраженное в непринятии мер по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе неустановлении в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения и тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения и тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Черепанов А.А. частично отказался от предъявленных требований, а именно в части признания незаконным бездействия администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное: в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» среднего общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации; непринятии мер по организации содержания здания МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» и прилегающей к нему территории в соответствии с требованиями безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации; непринятии мер по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе неустановлении в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, признания незаконным бездействия Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в непринятии мер по организации предоставления в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» среднего общего образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, признания незаконным бездействия МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области», выраженное в непринятии мер по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в неустановлении в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации, возложении на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложении на МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – в связи с добровольным устранением данных нарушений. В остальной части прокурор Черепанов А.А. предъявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах. Определением Калининского районного суда Саратовской области от 12 марта 2012 года производство по делу в этой части прекращено в связи с частичным отказом прокурора от заявленных исковых требований. Представитель ответчика – администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Комаров Д.Л. (действующий на основании доверенности, выданной 01 марта 2010 года главой администрации Калининского муниципального района Саратовской области Кулишовым А.И.), с исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что недостатки, изложенные в исковом заявлении, имеют место, устранить их в настоящее время не представляется возможным из-за тяжелого финансового положения. Кроме того, требования СНиП распространяются на новые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, школы в с. Ахтуба и с. 3-я Александровка Калининского района Саратовской области реконструкции и капитальному ремонту не подвергались. Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не применяется к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность по установке систем видеонаблюдения, однако в этой системе есть необходимость, но в настоящее время нет финансовой возможности для ее установки. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, который просил об этом в отзывах на исковые заявления. Согласно письменных отзывов Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения не возражает. Представители ответчиков – директор МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» Стасевич О.В. и директор МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» Варапаева С.П. с исковыми требованиями о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения согласились и не возражали против их удовлетворения. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» являются муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями, их учредителем является администрация Калининского муниципального района Саратовской области. Согласно актам проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года (л.д. 7-9, 51-53), в зданиях МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» выявлены нарушения требований безопасности объектов образования, в частности, в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» не установлены системы видеонаблюдения. Принимая решение об удовлетворении предъявленных исковых требований, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Согласно ч.2 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года (л.д. 30-32, 74-76). Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, контроль за работой образовательных учреждений района по обеспечению соблюдения федерального и регионального законодательства в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов. Согласно п.6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, Согласно п.1 и 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, обязанность по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, являются полномочиями органа местного самоуправления муниципального района, то есть администрации Калининского муниципального района Саратовской области. Обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам является полномочием Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области. Обязанность по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, являются полномочиями образовательного учреждения, то есть МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области». В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Согласно п.1 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. На основании п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Согласно письмам Федерального агентства по образованию от 19 марта 2007 года № 17-1/45 и от 14 сентября 2007 года № 17-1/143 важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становится укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях. В 2008 - 2010 годах в первую очередь необходимо профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п. В соответствии с п.1 и 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Согласно главе 2 муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Калининском муниципальном районе Саратовской области на 2011-2013 годы» одним из основных направлений деятельности по усилению антитеррористической защищенности Калининского района Саратовской области является повышение уровня безопасности объектов социальной сферы. На сегодняшнем этапе необходимо обеспечить антитеррористическую защищенность именно учебных заведений, больниц, спортивных сооружений, культурно-зрелищных учреждений. Как указано в данной программе, материально-техническая защищенность объектов социальной сферы не в полной мере отвечает требованиям обеспечения безопасности. Отсутствие на указанных объектах кнопок тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения, ограждения территории, недостаточные знания работников учреждений по действиям в случае чрезвычайной ситуации – все это лишь понижает уровень антитеррористической защиты населения Калининского района Саратовской области. Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе учащихся и учителей, а также антитеррористической защищенности в зданиях МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» должны быть устроены системы видеонаблюдения. Как установлено в судебном заседании, в зданиях МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» не устроены системы видеонаблюдения, что подтверждается актами проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года (л.д. 7-9, 51-53) и не оспаривалось представителями ответчиков Комаровым Д.Л., Стасевич О.В. и Варапаевой С.П. Отсутствие в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систем видеонаблюдения нарушает права учащихся школы и учителей на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством. Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в исковом заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений. Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки в содержании зданий школ, изложенные в исковом заявлении, имеют место, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика Комарова Д.Л. о том, что требования СНиП распространяются только на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, а также, что Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не применяется к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, являются несостоятельными, поскольку являются неверным толкованием действующего законодательства. Кроме того, указанные в исковом заявлении меры безопасности предусмотрены и другими нормативными актами, в том числе, федеральным законодательством, актами локального пользования. Ссылка на отсутствие денежных средств также не свидетельствует об освобождении ответчиков от выполнения возложенных на них полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Калининского района Саратовской области удовлетворить. Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области» и МБОУ «СОШ с. Ахтуба Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения. Председательствующий: Полный текст решения изготовлен 13 марта 2012 г. Председательствующий: