Гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, управлению образования администрации



Дело № 2-113(1)/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2012 года г. Калининск

Саратовская область

Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Усковой С.Л..

при секретаре Перчевой Н.Н.,

с участием прокурора Терешкина Д.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации,

установил:

прокурор Калининского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» о возложении обязанности установить в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию.

В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства несовершеннолетних и молодежи. В ходе проверки установлено, что на территории Калининского района расположено муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Екатериновка», в которой предоставляется средне общее образование. В здании школы выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в части требований безопасности объектов образования, что свидетельствует о бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области». Бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации.

Прокурор просит возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения и тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения и тревожную сигнализацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Терешкин Д.О. частично отказался от предъявленных требований, а именно в части возложения обязанности на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области установить в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» тревожную сигнализацию в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также в части возложения обязанности на МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» тревожную сигнализацию в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – в связи с добровольным устранением данных нарушений, в остальной части предъявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Определением Калининского районного суда Саратовской области от 20 марта 2012 года производство по делу в этой части прекращено в связи с частичным отказом прокурора от заявленных исковых требований.

От представителя ответчика администрации Калининского муниципального района Саратовской области в суд поступил отзыв, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора не признает. Кроме того, требования п.5.39 СНиП 31-06-2009 распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м., школа в с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области реконструкции и капитальному ремонту не подвергалась. Здание школы построено в 1985 году, работы по капитальному ремонту не ведутся, указанные выше нормы не подлежат применению.

Кроме этого в соответствии с п.5 Приказа федерального агентства по образованию от 11.11.2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь – учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами. Не смотря на это денежные средства на реализацию мероприятий по противодействию терроризму в части оборудования школ элементами защиты в соответствующих бюджетах Правительством РФ не предусматривались.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, который просил об этом в отзыве на исковое заявление. Согласно письменного отзыва Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения не возражает.

Представитель ответчика – директор МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» Ярковая Е.В. с исковыми требованиями о возложении обязанности установления системы видеонаблюдения согласилась, и не возражала против их удовлетворения.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, его учредителем является администрация Калининского муниципального района Саратовской области.

Согласно акту проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года (л.д. 7-9), в здании МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» выявлены нарушения требований безопасности объектов образования, в частности не установлена система видеонаблюдения.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование обязательно.

Согласно ч.2 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года.

Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, контроль за работой образовательных учреждений района по обеспечению соблюдения федерального и регионального законодательства в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов.

Согласно п.6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ,

Согласно п.1 и 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, обязанность по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, являются полномочиями органа местного самоуправления муниципального района, то есть администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам является полномочием Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

Обязанность по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, являются полномочиями образовательного учреждения, то есть МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области».

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно п.1 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно письмам Федерального агентства по образованию от 19 марта 2007 года № 17-1/45 и от 14 сентября 2007 года № 17-1/143 важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становится укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях.

В 2008 - 2010 годах в первую очередь необходимо профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п.

В соответствии с п.1 и 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Согласно главе 2 муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Калининском муниципальном районе Саратовской области на 2011-2013 годы» одним из основных направлений деятельности по усилению антитеррористической защищенности Калининского района Саратовской области является повышение уровня безопасности объектов социальной сферы. На сегодняшнем этапе необходимо обеспечить антитеррористическую защищенность именно учебных заведений, больниц, спортивных сооружений, культурно-зрелищных учреждений.

Как указано в данной программе, материально-техническая защищенность объектов социальной сферы не в полной мере отвечает требованиям обеспечения безопасности. Отсутствие на указанных объектах кнопок тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения, ограждения территории, недостаточные знания работников учреждений по действиям в случае чрезвычайной ситуации – все это лишь понижает уровень антитеррористической защиты населения Калининского района Саратовской области.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе учащихся и учителей, а также антитеррористической защищенности в здании МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» должна быть устроена система видеонаблюдения.

Как установлено в судебном заседании, в здании МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» не устроена система видеонаблюдения, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 23 января 2012 года (л.д. 7-9) и не оспаривалось представителем ответчика Ярковой Е.В.

Отсутствие в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» системы видеонаблюдения нарушает права учащихся школы и учителей на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством.

Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в исковом заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки в содержании здании школы, изложенные в исковом заявлении, имеют место, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика администрации Калининского муниципального района Саратовской области о том, что требования СНиП распространяются только на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания, а также, что не применяется к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, несостоятельны, поскольку являются неверным толкованием действующего законодательства. Кроме того, указанные в исковом заявлении меры безопасности предусмотрены и другими нормативными актами, в том числе, федеральным законодательством, актами локального пользования.

Ссылка на отсутствие денежных средств также не свидетельствует об освобождении ответчиков от выполнения возложенных на них обязанностей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Калининского района Саратовской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка Калининского района Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2012 года