Гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления



Дело № 2-230(1)/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года г. Калининск

Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Диановой С.В.

с участием прокурора Терешкина Д.О.

при секретаре Фоменко З.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининск Саратовской области гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,

установил:

прокурор Калининского района Саратовской области обратился в Калининский районный суд Саратовской области с вышеназванным заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Калининского района расположено 17 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, в которые осуществляется прием детей в возрасте от 1 г. и 6 мес. до 7 лет.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В нарушение норм действующего законодательства об образовании администрацией Калининского муниципального района Саратовской области и Управлением образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области предоставление дошкольного образования, а также условия для предоставления дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 г. и 5 месяцев на территории Калининского района не организовано.

Бездействием администрации Калининского муниципального района и Управления образования администрации Калининского муниципального района нарушаются права неопределенного круга лиц на получение дошкольного образования для детей, в возрасте от 2 месяцев до 1 г. и 5 месяцев на территории Калининского района.

В связи с вышеизложенным прокурор просил:

- признать бездействие администрации Калининского муниципального района, выраженное в неорганизации дошкольного образования на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев,
незаконным;

- признать бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в неорганизации дошкольного образования на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, незаконным.

- обязать администрацию Калининского муниципального района
организовать дошкольное образование на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать Управление образования администрации Калининского муниципального района организовать дошкольное образование на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания прокурор Калининского района Терешкин Д.О. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Калининского муниципального района, Комаров Д.Л. (действующий на основании доверенности, выданной 1 марта 2010 года главой администрации Калининского муниципального района Саратовской области К. А.И. со сроком действия 3 года), с заявленными требованиями не согласился, пояснив суду, что недостатки, изложенные в заявлении, имеют место, но администрацией Калининского МР не осуществлялась организация дошкольного образования в г.Калининске Саратовской области для детей, в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, в связи с тем, что отсутствовала потребность в этом.

Представитель ответчика – Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области Славгородская А.Н. (действующая на основании доверенности №255, выданной 01 марта 2012 г. начальником Управления образования администрации Калининского муниципального района З. О.Ю. со сроком действия 1 год), не признала заявленные требования прокурора, поддержав доводы представителя администрации Калининского муниципального района Комарова Д.Л., дополнив также, что отсутствуют денежные средства для организации дошкольного образования для таких маленьких детей.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, согласно акту проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 28 марта 2012 года, в нарушение норм действующего законодательства об образовании администрацией Калининского муниципального района Саратовской области и Управлением образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области предоставление дошкольного образования, а также условия для предоставления дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 г. и 5 месяцев на территории Калининского района не организовано.

Принимая решение об удовлетворении предъявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 15,17,37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со ст.ст.18,31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключение предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно со ст.37 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года.

Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Калининского района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложена законодательством на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. При этом, для государственных и муниципальных образовательных учреждений типовые положения являются обязательными.

Пунктами 1, 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666, определено, что Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

В соответствии со ст.11, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.п.1.1, 1.0. Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 настоящие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Как установлено в судебном заседании, на территории Калининского района дошкольное образование для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 г. и 5 месяцев неорганизовано и не оспаривалось представителями ответчиков Комаровым Д.Л. и Славгородской А.Н.

Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки имеющиеся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Калининска, изложенные в заявлении, имеют место, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Факт того, что отсутствует потребность в организации дошкольного образования, а также факт отсутствия денежных средств, не свидетельствует об освобождении ответчиков от организации на территории Калининского района дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 г. и 5 месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявленные требования прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации Калининского муниципального района, выраженное в неорганизации дошкольного образования на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев,
незаконным.

Признать бездействие Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, выраженное в неорганизации дошкольного образования на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, незаконным.

Обязать администрацию Калининского муниципального района
организовать дошкольное образование на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление образования администрации Калининского муниципального района организовать дошкольное образование на территории Калининского района Саратовской области для детей в возрасте от 02 месяцев до 1 г. и 5 месяцев, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд со дня принятия путем подачи жалобы через Калининский районный суд, Саратовской области.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 09 апреля 2012 года.

Председательствующий: