Дело № 2-391(1)/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2012 года г. Калининск Калининский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Захарченко Е.В. с участием прокурора Долбилова М.О. при секретаре Ереминой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининске Саратовской области гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Калининского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управлению образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» о возложении обязанности устранения нарушений действующего законодательства, установил: прокурор Калининского района обратился в Калининский районный суд Саратовской области с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Калининского района расположены муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области», в которых предоставляется дошкольное образование. В зданиях детских садов выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в части требований безопасности объектов образования, что свидетельствует о бездействии администрации Калининского муниципального района Саратовской области, Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области». Бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, в том числе при наличии установленных систем видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Прокурор просит возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Долбилов М.О. предъявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах. Представители ответчиков - и.о. заведующей МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области» Халюта Е.В., заведующая МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» Щербакова Л.В. и заведующая МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» Кузьмина Н.В. в судебном заседании признали заявленные прокурором исковые требования в части возложения на МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая то обстоятельство, что представители ответчиков Халюта Е.В., Щербакова Л.В. и Кузьмина Н.В. признали предъявленные к ним исковые требования, последствия признания иска им разъяснены, что нашло отражение в протоколе судебного заседания и их заявлениях, подобное волеизъявление не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска представителями ответчиков и вынести решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в этой части. Представитель ответчиков – администрации Калининского муниципального района Саратовской области и Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области – Славогородская А.Н. (действующая на основании доверенностей № 255 от 01.03.2012 года и от 25.07.2012 года), с исковыми требованиями не согласилась, пояснив суду, что недостатки, изложенные в исковом заявлении, имеют место, однако обязанность по их устранению возложена действующим законодательством не только на органы местного самоуправления, но и на органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Ссылка истца на то, что мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма относятся к содержанию зданий муниципальных образовательных учреждений, является необоснованной. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» являются муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями, и их учредителем является администрация Калининского муниципального района Саратовской области. Согласно актам проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 25 июля 2012 года (л.д. 34-36, 69-71, 104-106), в зданиях МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» не установлены системы видеонаблюдения. Принимая решение об удовлетворении предъявленных исковых требований, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Согласно ч.2 ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. На территории Калининского района подобным органом является Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области, которое функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации муниципального района № 2047 от 29 декабря 2010 года (л.д. 29-31). Согласно вышеназванному Положению к функциям Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, контроль за работой образовательных учреждений района по обеспечению соблюдения федерального и регионального законодательства в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов. Согласно п.6.1 и 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, Согласно п.1 и 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обязанность по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, являются полномочиями органа местного самоуправления муниципального района, то есть администрации Калининского муниципального района Саратовской области. Обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам является полномочием Управления образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области. Обязанность по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, являются полномочиями образовательного учреждения, то есть МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области». В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Согласно п.1 и 12 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. На основании п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Согласно письмам Федерального агентства по образованию от 19 марта 2007 года № 17-1/45 и от 14 сентября 2007 года № 17-1/143 важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становится укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях. В 2008 - 2010 годах в первую очередь необходимо профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п. В соответствии с п.1 и 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Согласно главе 2 муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Калининском муниципальном районе Саратовской области на 2011-2013 годы» одним из основных направлений деятельности по усилению антитеррористической защищенности Калининского района Саратовской области является повышение уровня безопасности объектов социальной сферы. На сегодняшнем этапе необходимо обеспечить антитеррористическую защищенность именно учебных заведений, больниц, спортивных сооружений, культурно-зрелищных учреждений. Как указано в данной программе, материально-техническая защищенность объектов социальной сферы не в полной мере отвечает требованиям обеспечения безопасности. Отсутствие на указанных объектах кнопок тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения, ограждения территории, недостаточные знания работников учреждений по действиям в случае чрезвычайной ситуации – все это лишь понижает уровень антитеррористической защиты населения Калининского района Саратовской области. Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет прийти к выводу, что в целях обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе воспитанников и работников детских садов, а также антитеррористической защищенности в зданиях МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» должны быть устроены системы видеонаблюдения. Как установлено в судебном заседании, в зданиях МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» не устроены системы видеонаблюдения, что подтверждается актами проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи от 25 июля 2012 года (л.д. 34-36, 69-71, 104-106) и не оспаривалось представителями ответчиков Славогородской А.Н., Халюта Е.В., Щербаковой Л.В. и Кузьминой Н.В. Отсутствие в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систем видеонаблюдения нарушает права воспитанников и работников детских садов на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством. Учитывая, что представители ответчиков не оспаривают наличие нарушений действующего законодательства, изложенных в исковом заявлении прокурора, суд считает возможным в соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ принять данное обстоятельство как признание факта наличия нарушений. Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что недостатки в содержании зданий школ, изложенные в исковом заявлении, имеют место, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика Славогородской А.Н. о том, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, поскольку обязанность по устранению недостатков, изложенных в исковом заявлении, возложена действующим законодательством не только на органы местного самоуправления, но и на органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ, а также в связи с тем, что мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма не относятся к содержанию зданий муниципальных образовательных учреждений, являются несостоятельными, поскольку являются неверным толкованием действующего законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Калининского района Саратовской области удовлетворить. Возложить на администрацию Калининского муниципального района Саратовской области и Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области обязанность установить в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» обязанность установить в пределах собственных финансовых средств в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Калининска Саратовской области», МБДОУ «Детский сад № 7 г. Калининска Саратовской области» и МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области» систему видеонаблюдения в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения. Председательствующий: Полный текст решения изготовлен 09 августа 2012 года. Председательствующий: Решение не вступило в законную силу.