Дело №(1)2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Калининск «26» сентября 2012 года Саратовской области Калининский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Усковой С.Л., при секретаре Перчевой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котовой Е.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью, установил: Котова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью. В исковом заявлении Котова Е.В. указала, что 07.06.2012 года она обратилась в Управление пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как её педагогический стаж составил 28 лет 10 месяцев. Решением комиссии Управления пенсионного фонда в Калининском районе от 17.07.2012 года №133 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исключив из стажа, дающего право на её назначение период обучения в Саратовском Государственном педагогическом институте с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года. Решение комиссии от 17.07.2012 года она считает незаконным, полагает, что период обучение в Саратовском Государственном педагогическом институте должен засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как на момент её обучения в Саратовском Государственном педагогическом институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. С учётом пункта 4 указанного выше Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Согласно её трудовой книжке, до начала обучения и после окончания вуза она работала в школе в должности старшей вожатой и учителя русского языка и литературы, а также на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионным обеспечением, ей было выработано более 2/3 стажа для назначения досрочной пенсии На основании изложенного, истица просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; признать незаконным решение УПФ РФ в Калининском районе №133 от 17.07.2012 года; обязать УПФ РФ в Калининском районе включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период обучения в Саратовском государственном педагогическом институте с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года; обязать Управление Пенсионного Фонда в Калининском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 07.06.2012 года; взыскать с ответчика судебные издержки в размере 200 рублей. В судебном заседании Котова Е.В. иск поддержала, просила его удовлетворить и дала объяснения в основном аналогичные тексту искового заявления. Представитель ГУ УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области исковые требования Котовой Е.В. не признала и дала объяснения, в основном аналогичные изложенным в письменном возражении на исковое заявление, где просила суд отказать в удовлетворении иска Котовой Е.В. по следующим основаниям. Котовой Е.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по причине отсутствие требуемой продолжительности стажа работы, дающей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Котова Е.В. имеет 22 г. 10 м. 01 дн. страхового стажа, 21 г. 09 мес. 22 дн. стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), исчисленной по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 и 22 г. 10 мес. 01 дн. стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Нормы подпункта 19 пункта 1 статьи 27 не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила. Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), не предусматривает такой вид деятельности как обучение в учебных заведениях, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. В Правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов учебы в ВУЗах. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т. е. действовавшие на 31 декабря 2001 г. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, не упоминают периодов обучения в ВУЗах. Положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Периоды обучения в ВУЗах, могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4). Лица, обучавшиеся в педагогическом институте, обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда РФ, например, в Определении от 20.11.2008 г. № 869-0-0, в Определении от 25.12.2008 г. № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж. Вопрос установления пенсий за выслугу лет педагогических работников до 1 октября 1993 года регулировался постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Согласно данному документу при исчислении стажа работы по специальности различаются: - работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет»; -работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Время работы и другой деятельности, указанной в Положении, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходилось на работу, предусмотренную Перечнем. После принятия Постановлений Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, лицам, которым время работы и другой деятельности засчитывалось в соответствии с Перечнем и Положением, утвержденными постановлением № 1397, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Лица, обучавшиеся в ВУЗах, (деятельность, предусмотренная Положением) не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права, на досрочную пенсию, как не приобретенного в рамках действия постановления № 1397, т.е. как не выработавшие на 1 октября 1993 года (дата утраты действия постановления № 1397) 16 лет 8 месяцев по Перечню. Период учебы с 01.09.1984 по 30.06.1990 года в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. Федина не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Постановлению Совета министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397. С учетом изложенного ответчик просит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №133 от 17.07.2012 года оставить без изменения, исковые требования Котовой Е.В. оставить без удовлетворения. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из решения ГУ УПФ в Калининском районе Саратовской области №-133 от 17.07.2012 года следует, что Котовой Е.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, так как у нее отсутствует необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан № 372 от 17.07.2012 года, Котовой Е.В. не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период учебы с 01.09.1984 по 30.06.1990 года в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им.Федина. Согласно записи в трудовой книжке, Котова Е.В. с 19.08.1983 года по 27.08.1984 года работала старшей пионервожатой в Алексеевской средней школе; 27.08.1984 года освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением на учебу; с 15.08.1990 года по настоящее время работает учителем русского языка и литературы в Ахтубинской средней школе. Согласно архивной справке, в документах архивного фонда Отдела образования Хвалынского района Саратовской области, в книге приказов имеются сведения о работе К.Е.В. приказ от 24 августа 1984 г/ К.Е.В., старшую пионервожатую Алексеевской средней школы, освободить от занимаемой должности в связи с поступлением на учебу СГПИ с 27 августа 1984 года/. Из копии свидетельства о заключении брака следует, что К.Е.В. и К.А.П. заключили брак, после заключения брака, жене присвоена фамилия Котова. Согласно копии диплома, Котова Е.В. в 1984 году поступила, а в 1990 году окончила Саратовский ордена Почета государственный педагогический институт им.К.А.Федина, с присвоением квалификации учитель немецкого и английского языков. Из выписки из приказа №73 по МОУ СОШ п.Алексеевка от 26.08.1983 года следует, что К.Е.В., имеющую среднее образование, назначить старшей пионервожатой с 19 августа 1983 года. Согласно выписке из приказа от 15.08.1990 года по Калининскому РОНО, Котову Е.В., окончившую СГПИ, иняз, принять на работу учителем русского языка и литературы в Ахтубинскую среднюю школу с 15.08.1990 года. Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, то есть без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года «555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовой книжке Котовой Е.В. соответствуют указанным в Законе требованиям. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал подлинность указанных записей. В судебном заседании установлено, что истица с 19.08.1983 года по настоящее время является работником образовательных учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В период учебы истца в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. К.А.Федина с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в стаж работы по специальности включалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу п. 4 данного Положения время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 ( ч.2), 15 ( ч.4), 17 ( ч.1), 18,19 и 55 ( ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего повреждения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа времени обучения в педагогических учебных заведениях. Судом установлено и не опровергнуто представителем ответчика, что периоду обучения истца в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. К.А.Федина, с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, что подтверждается трудовой книжкой и дипломом. Как следует из материалов дела, Котова Е.В. на момент обращения в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области за назначением досрочной пенсии (07.06.2012 г.) имела 22 года 10 месяцев 01 день стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период учебы истца с 01.09.1984 года по 30.06.1990 в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. К.А.Федина, а всего 5 лет 9 месяцев, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью истца, так как на момент обращения Котовой Е.В. к ответчику за назначением досрочной пенсии истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Доводы представителя ответчика о том, что истец на 01.10.1993г. не выработала 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, суд не принимает во внимание, полагая, что они основаны на неправильном толковании норм материального права. В связи с изложенным суд считает, что обжалуемые решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания Комиссии по пенсионным вопросам в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода учебы в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. К.А.Федина с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года следует признать незаконными. При включении истцу периода учебы с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года в Саратовском ордена Почета государственном педагогическом институте им. К.А.Федина, стаж педагогической деятельности Котовой Е.В. будет превышать 25 лет. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее. Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема пенсионным органом письменного заявления со всеми необходимыми документами. Котова Е.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области с соответствующим заявлением 07.06.2012 года и имела на день обращения в УПФ РФ в Калиннском районе Саратовской области стаж работы более 25 лет, то есть, она приобрела право на назначение пенсии с 07.06.2012 года. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Котовой Е.В. удовлетворить. Признать решение комиссии по пенсионным вопросам №133 от 17.07.2012 года в части исключения из специального стажа периодов учебы Котовой Е.В. в Саратовском ордена Почета государственный педагогический институт им. К.А.Федина с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области включить в стаж педагогической деятельности периоды учебы Котовой Е.В. в Саратовском ордена Почета государственный педагогический институт им. К.А.Федина с 01.09.1984 года по 30.06.1990 года; Признать за Котовой Е.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области произвести назначение пенсии Котовой Е.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности с 07.06.2012 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в Калининском районе Саратовской области в пользу Котовой Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия. Судья: подпись.