Дело №2-1318/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2010 года г.Новосибирск
Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Белоцерковской Л.В.
При секретаре Ищенко Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «СибирьЭнерго», ООО УКЭЖ «Сибирская инициатива» о признании соглашения №11 от 16 марта 2007 года недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Калининского района г.Новосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «СибирьЭнерго», ООО УКЭЖ «Сибирская инициатива» о признании п.4.1 соглашения №11 от 16 марта 2007 года недействительным л.д.19-21).
В дальнейшем прокурор Калининского района г.Новосибирска уточнил свои исковые требования и просил признать соглашение №11 от 16 марта 2007 года о расчетах за тепловую энергию, заключенное между ОАО «СибирьЭнерго» и ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива» недействительным.
В обоснование иска прокурор Калининского района г.Новосибирска указал, что в соответствии с п.4 соглашения №11 от 16 марта 2007 года количество тепловой энергии определяется расчетным методом, основанном на Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте РФ 25 сентября 1995 года №954, условие соглашения о расчетах за тепловую энергию не соответствует федеральному законодательству и подлежит признанию недействительным по основаниям ст.168 ГК РФ, так как согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления … Согласно п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется - для отопления в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2, при этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2; согласно п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2006 года №306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных услуг потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг установлены постановлением мэрии города Новосибирска от 21 декабря 2006 года №1307 ( с 01 января 2009 года данное постановление утратило силу в связи с принятием 28 ноября 2008 года постановления №470) Приобретаемая исполнителем коммунальных услуг - ООО УК «Сибирская инициатива» тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения жилого фонда, а не в целях ее перепродажи, следовательно, для определения объема принятой тепловой энергии должны использоваться нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные мэрией города Новосибирска. Законные интересы жильцов домов, обслуживаемых ООО УК «Сибирская инициатива» заключаются в оплате коммунальных услуг по установленным законом нормативам. Оспариваемым соглашением нарушены права всех лиц, проживающих в домах, обслуживаемых ООО УК «Сибирская инициатива», установить всех лиц, права которых нарушены указанным соглашением не представляется возможным в связи с тем, что постоянно происходит смена собственников жилых помещений и соглашение нарушает права всех лиц, которые могут стать собственниками жилых помещений в указанных домах в дальнейшем.
В судебное заседание прокурор Калининского района г.Новосибирска не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом.
Ответчики - ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива», ОАО «СибирьЭнерго» в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков.
Суд, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании установлено, что 16 марта 2007 года между ОАО «СибирьЭнерго» и ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива» было заключено соглашение №11 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде, из п.4 которого следует, что количество отпускаемой управляющей организации тепловой энергии определяется энергоснабжающей организацией расчетным методом по выработке тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии за вычетом технологического расхода на передачу ( тепловых потерь) в сетях теплосетевой организации, а также суммарного потребления тепловой энергии потребителей, имеющих приборы учета, и распределяется пропорционально тепловой нагрузке объектов абонентов, не имеющих приборов учета, в том числе, объектов управляющей организации по данному соглашению. В количестве тепловой энергии, учтенной расчетным методом, учитывае5тся величина потерь на участке сети управляющей организации от теплового ввода до границы разграничения, при отсутствии приборов учета л.д.8-16).
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ)
Ранее действующая редакция ч.1 ст.157 ЖК РФ устанавливала, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соглашение №11 от 16 марта 2007 года о расчетах за тепловую энергию в горячей воде является гражданско-правовым договором, урегулированным нормами гражданского законодательства, в том числе главой 30 ГК РФ.
Стороны договора энергоснабжения (ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг) вправе установить порядок расчета размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию (ст.544 ГК РФ).
Использование нормативов потребления для расчета оплаты за оказанные коммунальные услуги - это лишь одна из составляющих размера платы за оказанные коммунальные услуги.
Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 следует, что норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета; Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РТФ от 23 мая 2006 года №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из подп. 2 и 4 п.1 Приложения №2 к Правилам №307 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить корректировку размера платы, поскольку потребленное фактически количество энергии и энергия, учтенная по нормативам, могут не совпадать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Это положение соответствует п.27 Правил №307, в соответствии с которым величина корректировки должна быть учтена при начислении платы за коммунальные услуги.
В подп.2 Приложения №2 Правил указано, что размер платы в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле, где в том числе применяется величина Р к.р - размер платы за потребленную тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, определенном законодательством.
Действующим законодательством не установлено специального порядка определения платы за потребленную тепловую энергию, порядок установления данного элемента формулы, а также государственный орган, который должен установить способ расчета платы, не определен.
Учитывая, что тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, размер платы за тепловую энергию можно определить как произведение объема тепловой энергии, расчет которой установлен в договоре энергоснабжения, на соответствующий тариф.
Таким образом, порядок определения платы за тепловую энергию на основании п.4 соглашения №11от 16 марта 2007 года не противоречит действующему гражданскому законодательству и может быть использован при определении корректировки в соответствии с п.1 Приложения №2 Правил.
Указанная позиция подтверждается Письмом от 28 мая 2007 года №10087-ЮТ/07 Министерства регионального развития РФ, которое в силу п.6 Правил №307 является органом полномочным давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц …
Суд приходит к выводу о том, что доводы прокурора Калининского района г.Новосибирска о том, что невозможно установить всех лиц, права которых нарушены, суд не принимает во внимание, так как в соответствии с разделом 8 ЖК РФ права и обязанности лиц, в интересах которых выступает прокурор регламентированы жилищным законодательством, а также договорами управления многоквартирными домами с Управляющей компанией; кроме того, в приложении №1 к соглашению о расчетах от 16 марта 2007 года указаны многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива».
Лица, проживающие в указанных выше многоквартирных домах не являются участниками Соглашения №11 от 16 марта 2007 года, заключенного между ОАО «СибирьЭнерго» и ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива», условия данного соглашения не устанавливают прав и обязанностей для граждан - собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Таким образом, права лиц, проживающих в многоквартирных домах, которые находятся в управлении ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива» не могут быть нарушены соглашением №11 от 16 марта 2007 года., а следовательно они не имеют материально-правовой заинтересованности в его оспаривании.
Иск прокурора Калининского района г.Новосибирска по существу направлен на возложение издержек сверхнормативного потребления на ОАО «СибирьЭнерго» и освобождение от данных убытков второй стороны соглашения №11 от 16 марта 2007 года.
Прокурором не представлено в силу ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что для круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УКЭЖ «Сибирская инициатива» наступили негативные последствия вследствие исполнения данного соглашения, а именно, не представлено доказательств того, что лица оплачивают коммунальные услуги не по нормативам потребления коммунальных услуг, им предъявляются требования о дополнительной плате за коммунальные услуги ответчиками по настоящему гражданскому делу.
Более того, в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 17 февраля 2010 года №1528 и постановлением мэрии города Новосибирска от 18 мая 2910 года №140 сверхнормативное потребление тепловой энергии субсидируется из бюджета города Новосибирска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурору Калининского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «СибирьЭнерго», ООО УКЭЖ «Сибирская инициатива» о признании соглашения №11 от 16 марта 2007 года недействительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд.
Судья Л.В.Белоцерковская
Решение суда изготовлено в окончательной форме 27 августа 2010 года.
Судья Л.В.Белоцерковская
КОПИЯ ВЕРНА:
Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела №2-1318/2010г. Калининского районного суда г.Новосибирска.
Судья Л.В.Белоцерковская
Секретарь Н.В.Ищенко