Дело № 2 - 1660/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2010 г. г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Тайлаковой О.В.,
При секретаре Кораблиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Сергея Владимировича, Соловьевой Ольги Валентиновны, Соловьева Дмитрия Сергеевича, Машаровой Ольги Сергеевны, действующей в своих интересах и интересах малолетнего Машарова Сергея Дмитриевича к ФГУП Производственное объединение «Север» о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ :
Соловьев С.В. обратился в суд с иском к ФГУП Производственной объединение «Север» о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, мотивированным тем, что он проходил военную службу во внутренних войсках МВД России - войсковой части 3287 по охране важных государственных объектов (далее ВГО), которая, в т.ч. выполняла обязанности по охране территории ответчика. Во время прохождения службы он и члены его семьи были установленным порядком признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имели право на обеспечение жилыми помещениями на условиях социального найма, а также как командир военной части, имел право на дополнительную жилую площадь - ч.8 ст.15 «О статусе военнослужащих» как полковник и как командир воинской части. Согласно п.1 ч.1 ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие… без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений…». В августе 2005г. с его согласия он был уволен в запас по состоянию здоровья, при этом на момент увольнения он и его члены семьи признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий на условиях социального найма ; свое согласие он дал, т.к. был уверен, что распределенное ему жилое помещение по ул. xxx (строительный номер 223), кв. 30, будет ему предоставлено на условиях социального найма. На момент увольнения в запас он с членами семьи проживал в квартире : ул. xxx на состав семьи 5 человек. Согласно ст.44 ФЗ «О внутренних войсках» (в редакции 2005г.), «Предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых внутренние войска выполняют возложенные на них задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, к моменту приема важных государственных объектов под войсковую охрану выделяют за счет своих средств необходимую жилую площадь и казарменно-жилищный фонд, а также обеспечивают жильем военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту, прибывающих в воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов и в специальные моторизованные воинские части для замещения вакантных должностей». На тот момент квартиры предоставлялись только на условиях социального найма. На основании нормы закона, Акта МВК, согласно которому ответчик обязан был в 2005г. выделить войсковой части 3287 жилые помещения ответчик выделил войсковой части жилое помещение по ул.xxx, площадью 37,5 кв.м. Данное жилое помещение на ЖБК было распределено ему и членам его семьи. Таким образом, жилое помещение поступило без оговорок для распределения установленным порядком в воинскую часть. Т.к. предполагалось, что с ним будет заключен договор социального найма также как и со всеми иными, военнослужащими, обеспеченными жилыми помещениями через воинскую часть, его исключили из очереди, т.к. признали обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма. Согласно ст.5 ФЗ «О введении в действие ФЖ РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Правоотношения по обеспечению его и членом его семьи жилым помещением на условиях социального найма возникли до введения в действие ЖК РФ. В нарушение действующего законодательства ему было навязано заключение коммерческого найма квартиры по ул.xxx Заключение с ним договора найма не позволяет отнести его и членов его семьи к статусу обеспеченными жилым помещением на условиях социального найма, как того требует законодательство, препятствует приватизации жилого помещения. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, т.е. в расчет должно приниматься жилое помещение по адресу : ул.xxx, по ул.xxx, а также его право на дополнительную жилую площадь. Данная квартира является собственностью Российского государства, находится у ПО «Север» на праве оперативного управления и относится к фонду социального использования. Действия ответчика по предоставлению ему жилого помещения на условиях найма не соответствует законодательству и нарушают права истца на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма, в т.ч. к договору найма применяются гражданские правоотношения, тогда как к договору социального найма - жилищные, в т.ч. по вопросу приватизации, расторжения, пролонгации, прав и обязанностей сторон по договору. Получив от ответчика письмо с требованием освободить жилое помещение, считает, что все эти действия ответчика нарушают его права.
Истец Соловьев С.В. в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Истцы Соловьева О.В., Соловьев Д.С., Машарова О.С., действуя в своих интересах и интересах Машарова С.Д., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Соловьева С.В. - Притков В.Ю., доводы искового заявления поддержал в полном объеме и пояснил, что истец в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому не мог быть уволен с военной службы без предоставления жилья. Поскольку служба истца была связана с охраной важного государственного объекта - ПО «Север», именно ПО «Север» должно обеспечить истца жильем в соответствии со ст.44 Закона «О внутренних войсках». Поэтому, на квартиру, которая в 2005 году была выделена ответчиком для проживания семьи истца, должен быть заключен договор социального найма.
Представитель ответчика ФГУП Производственное объединение «Север» - Деменчук Ю.С., действующий на основании доверенности от 25.03.2009г., исковые требования не признал и суду пояснил, что предоставленная истцу квартира не относится к фонду социального использования, относится к фонду коммерческого использования, поэтому ответчик не обязан заключать с истцом договор социального найма на предоставленную ему квартиру. Соловьев должен обеспечиваться жильем из средств федерального бюджета, а не за счет ответчика.
Представитель 3-го лица - войсковой части 3287, Потапов А.А., действующий на основании доверенности от 29.10.2008г., сроком действия три года, доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель 3-го лица - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из копии выписки из приказа № 502л/с от 20 апреля 2005 года, полковник Соловьев С.В. был освобожден от занимаемой воинской должности и уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья л.д.24).
Из копии рапорта от 07.02.2005г. л.д.12), выписки из протокола № 3 от 21.02.2005г. л.д.14), выписки из протокола № 3 от 15 апреля 2005г. л.д.15), выписки из домовой книги по квартире xxx в г. Новосибирске л.д.21), акта проверки жилищных условий от 8 февраля 2005 г. л.д.22), следует, что на момент освобождения от занимаемой должности полковник Соловьев С.В. был обеспечен жилым помещением - квартирой № xxx, общей площадью 62,2 кв.м., жилой - 37,9 кв.м.
На заседаниях жилищно-бытовых комиссий л.д.12, 14, 15) было принято решение о постановке полковника Соловьева С.В. с 21.02.2005г. на очередь для улучшения жилищных условий в связи с тем, что фактическая жилая площадь занимаемой квартиры на одного человека в семье Соловьева С.В. составляет менее 8 кв.м., установленных ч.2 п.7(а) Постановления исполнительного комитета Новосибирского областного совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов № 1230/44 от 20.12.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Новосибирской области.
Как следует из выписки из журнала учета жилой площади, поступающей в в/ч 3287, квартира xxx» в г. Новосибирске поступила в распоряжение войсковой части 19.05.2005г. л.д.90-91), была распределена Соловьеву С.В. 27.05.2005г., то есть уже после издания приказа об увольнении Соловьева С.В. с военной службы л.д.17).
Из копий представленных договоров следует, что с Соловьевым С.В. с 2005 года ежегодно заключается договор найма квартиры № xxx в г. Новосибирске л.д. 41-46).
В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6февраля 1997 года N27-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действовавшей на период увольнения Соловьева С.В. из рядов внутренних войск, «Предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых внутренние войска выполняют возложенные на них задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, к моменту приема важных государственных объектов под войсковую охрану выделяют за счет своих средств необходимую жилую площадь и казарменно-жилищный фонд, а также обеспечивают жильем военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту, прибывающих в воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов и в специальные моторизованные воинские части для замещения вакантных должностей».
Из данной нормы следует, что указанные предприятия обеспечивают жилой площадью военнослужащих, прибывших на службу, не обеспеченных жильем, и проходящих службу.
Согласно ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В отношении лиц, увольняемых с военной службы, как это было в отношении Соловьева С.В. в апреле 2005г., Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, А ТАКЖЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМ ПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА», установлены Правила о едином порядке постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 4 указанного Постановления вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Как следует из ст. 6 указанного Постановления, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.7 указанного Постановления, является : наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Из п.13 данного Постановления следует, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по состоянию здоровья, подают рапорт по команде в год увольнения с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно п.14 данного Постановления, на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно п.16 данного Постановления, Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
Как следует из п.30 указанного Постановления, только Администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы. Не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.
Исходя из указанного Постановления, полковник Соловьев С.В. увольняемый с военной службы по состоянию здоровья, должен был, в соответствии с п.13 Постановления, в год увольнения с соблюдением установленных правил встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий на очередь в орган местного самоуправления, в данном случае, Администрации Калининского района г. Новосибирска.
Таким образом, государственное предприятие - ФГУП Производственное объединение «Север», обеспечивающее жильем в силу закона военнослужащих, осуществляющих охрану такого предприятия, и не имеющих жилья, не обязано улучшать жилищные условия военнослужащего Соловьева С.В., уже имеющего жилое помещение для постоянного проживания, и в отношении которого, в связи с увольнением с военной службы, предусмотрен иной порядок улучшения жилищных условий.
Учитывая, что порядок улучшения жилищных условий военнослужащим, уже имеющим жилые помещения в использовании, не предусмотрен ст.44 Федерального Закона «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации», что исключает наличие указанной обязанности у ответчика, за истцом и членами его семьи не может быть признано право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
При этом доводы истца о том, что право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма за ним должно быть признано в связи с учетом его права на дополнительную площадь и с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты во внимание судом.
Так, пунктом п.8 ст.15 ФЗ РФ «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» от 27 мая 1998 года N76-ФЗ, предусмотрено, что офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
В соответствии с п.11 Постановления ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, А ТАКЖЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМ ПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА», «Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий».
Следовательно, право Соловьева С.В. на дополнительную жилую площадь, является только льготой, предоставляемой военнослужащему с учетом его особого статуса, указанного в п.8 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», позволяющей получать дополнительную площадь, помимо социальной нормы, и не является основанием для обеспечения его жилым помещением при увольнении с военной службы за счет квартиры, находящейся в хозяйственном ведении ответчика л.д.61).
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Соловьева Сергея Владимировича, Соловьевой Ольги Валентиновны, Соловьева Дмитрия Сергеевича, Машаровой Ольги Сергеевны, действующей в своих интересах и интересах малолетнего Машарова Сергея Дмитриевича к ФГУП Производственное объединение «Север» о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме через суд Калининского района г. Новосибирска.
Судья - подпись Тайлакова О.В.