Дело № 2-249\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2010 годаг. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
председательствующего судьиЕмельяновой В.О.
при секретареДавыдовой В.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буданцева Леонида Михайловича к администрации Калининского района г. Новосибирска о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Буданцев Л.М. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Новосибирска о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска указал, что в августе 2005 г. он вместе с дочерью ФИО14 Е.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и зятем ФИО15 В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, внуками ФИО16 М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и ФИО17 А.В., ДД.ММ.ГГГГ.рождения переехал на постоянное место жительства из <адрес> в <адрес>. С 31 августа 2006 г. он с дочерью и внуками стали проживать у родственников <адрес> С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ФИО18 А.В.,ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес>, где у него имеется временная регистрация по месту жительства. Истец является ветераном – участником Великой Отечественной войны. В декабре 2009 г. истец в соответствии со ст.ст. 51,52 ЖК РФ подал заявление в администрацию Калининского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению были приложены документы: паспорт гражданина РФ, удостоверение ветерана, адресный листок убытия, справка из ЖЭУ. 15 января 2010г. из администрации Калининского района г. Новосибирска истец получил отказ в связи с тем, что у него отсутствует постоянная регистрация в г. Новосибирске. 11 февраля 2010 г., 15 апреля 2010 г. и 21 июня 2010 г. из Департамента строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области, а 22 июня 2010 г. из Комитета по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска он получал разъяснения о том, что необходима постоянная регистрация в г. Новосибирске. Однако он не может понудить родственников, у которых он проживает, являющихся собственниками данной квартиры к тому, чтобы они дали согласие на его постоянную регистрацию. Полагает, что отказ администрации Калининского района г. Новосибирска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является неправомерным. В связи с чем, просит признать отказ администрации Калининского района г. Новосибирска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 15 января 2010г. недействительным; обязать администрацию Калининского района г. Новосибирска поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебное заседание истец Буданцев Л.М. не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором поддержал заявленные требования в полном объеме. Просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель истца Куликова Е.Л, действующая на основании доверенности от 11 августа 2010г., сроком 3 года, поддержала доводы искового заявления в полном объеме. Дала суду аналогичные пояснения.Дополнительно пояснила, что у отца отсутствует на праве собственности жилое помещение на территории г. Новосибирска и НСО. Они живут с отцом единой семьёй, вместе с ним приехали из <адрес>. На праве собственности жилья не имеют. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку ее доверителю исполнилось 90 лет, у него плохое самочувствие, кроме этого, они живут в очень стесненных условиях, поскольку кроме него в двухкомнатной квартире проживает еще 7 человек.
Представитель ответчика администрации Калининского района г. Новосибирска - Трофимов Д.А., действующий на основании доверенности от 28 января 2010г. № № в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку у него нет постоянной регистрации в г. Новосибирске. Официально ответ Буданцеву был направлен 15 января 2010г.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска - Антоньев А.С., действующий на основании доверенности от 23 декабря 2009г., сроком до 31 декабря 2010 г. ( л.д.26) исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные представителем администрации Калининского района г. Новосибирска.
Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проанализировав письменные доказательства по делу, пришел к следующему выводу:
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах" (принят ГД ФС РФ 16.12.1994) (далее Закон) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно ст. 12 ФЗ РФ «О ветеранах» распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статьей 15 ФЗ РФ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), к которым в частности относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения ( пп.3 п. 1) (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
При этом изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 3 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Согласно п. 1. ст. 23.2. ФЗ РФ «О ветеранах» (введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" пунктом 1, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).
Судом установлено, что Буданцев Л.М., 20 марта 1920 г. рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет права на льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах», что следует из удостоверения серии ВВ № №, выданного 08 июня 2007г. (л.д. 12).
В судебном заседании представитель истца Куликова Е.Л. пояснила, что она от имени Буданцева Л. М. обратилась с заявлением о постановке в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию Калининского района г. Новосибирска, в связи с отсутствием у отца жилого помещения.
Так, из представленных документов: адресного листка убытия (л.д.9,10), паспорта на имя Буданцева Л.М., справки начальника участка № 2 (л.д.10), паспорта на имя Буданцева Л.М. (л.д.11), справки от 21 сентября 2010 г. из ОУФМС России по Новосибирской области в Калининском районе г. Новосибирска (л.д.27), выписки из домовой книги от 16 сентября 2010 г.(л.д.30), усматривается, что в 2005г. Буданцев Л. М. в составе семьи из четырех человек: ФИО19 Е. Л., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения - дочерью, зятем - ФИО20 В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, внуками ФИО21 М.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ФИО22 А.В., ФИО23 г. рождения переехал из <адрес> в <адрес>. 17 августа 2006 г. принял гражданство РФ, и встална регистрационный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, в котором Буданцев Л.М. состоит на регистрационном учёте по месту пребывания, принадлежит на праве собственности ФИО24 С.Н. и ФИО25 А.В., что подтверждаетсясвидетельствами о государственной регистрации права от 30 августа 2001г. (л.д.28-29).
Из акта обследования жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. от 17 сентября 2010 г. проведённого комиссией из администрации Калининского района г. Новосибирска установлено, что ветеран войны фактически жильём не обеспечен.
15 января 2010 г. администрацией Калининского района г. Новосибирска Буданцеву Л.М. был дан ответ, в котором указано, что для рассмотрения вопроса обеспечения его жильем, как ветерана Великой Отечественной войны, необходимо оформить постоянную регистрацию в городе Новосибирске ( л.д.15).
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1(ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Из понятийного аппарата, изложенного в статьей 2 названого Закона следует, что местом жительства в РФ является: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Толкование указанного понятия не противоречит требованиям ч. 1. ст. 20 ГК РФ, где местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что Буданцев Л.М. постоянно и преимущественно проживает по адресу: <адрес>, поскольку оплачивает коммунальные платежи за указанную квартиру, получает медицинское обслуживание по указанному адресу, по которому также осуществляется доставка его пенсии.
Согласно ст.3 ФЗ РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации необходим в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных норм, суд считает, что администрация Калининского района г. Новосибирска, отказав в принятии Буданцева Л.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по мотиву отсутствия постоянной регистрации по месту жительства, нарушила его права, предусмотренные п. 1. ст.27 Конституции Российской Федерации и Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1(ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, в этой части требования Буданцева Л.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из п.1 ч.1 данной нормы: « Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Положением «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Новосибирска», утвержденным решением Городского Совета от 28 сентября 2005г. № 94 установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в порядке, установленном законом Новосибирской области (в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 28.10.2009 N 1445).
Согласно Закону Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ (ред. от 15.07.2010) "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.10.2005 N 337-ОСД), ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - граждане, нуждающиеся в жилых помещениях), по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений (далее - исполнительный орган).
Из п. 1.1. решения городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 г. N 207(ред. От 23.12.2009) "О территориальных органах мэрии города Новосибирска" следует, что администрация района города Новосибирска (далее - администрация) является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии города Новосибирска (далее - мэрия).
Из пояснений представителя истца, установлено, что она обращалась в компетентный органс заявлением о постановке Буданцева Л.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в администрацию Калининского района г. Новосибирска.
Статьей 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 г. N 337-ОЗ (ред. от 15.07.2010) "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.10.2005 N 337-ОСД) определен перечень документов, представляемых гражданином для принятия на учет граждан, нуждающихсяв жилых помещениях: 1) заявление о принятии на учет по форме, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области; 2) выписку из домовой книги по месту жительства; 3) копию финансового лицевого счета; 4) справку территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую по каждому дееспособному члену семьи гражданина.
В силу указанных положений закона представителем истца от имени Будацева Л.М. было написано заявление и предоставлен весь перечень документов, предусмотренный законом, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика администрации Калининского района г. Новосибирска. В постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Буданцеву Л.М. было отказано.
Из пояснений представителя истца следует, что нанимателем или членом семьи нанимателя какого-либо жилого помещения по договору социального найма, а также собственником или членом семьи собственника Буданцев Л.М. не является, что подтверждается письмами из Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 15 апреля 2010 г. и от 21 июня 2010 г. (л.д. 17,18), а такжеответом Комитета по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска от 22 июня 2010г. (л.д. 19), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 09 сентября 2010г. ( л.д.31).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязания администрации Калининского района г. Новосибирска принятьна учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Буданцева Л.М., в силу наличия оснований у последнего, предусмотренных п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010)"О ветеранах" (принят ГД ФС РФ 16.12.1994) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу о том, что исковые требованияБуданцева Л.М. подлежатудовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании в бесспорном порядке установлено нарушение его законных жилищных прав и интересов со стороны администрации Калининского района г. Новосибирска.
При этом, по просьбе представителя истца, учитывая особые обстоятельства, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, в силу возраста Буданцева Л.М., которому на момент вынесения настоящего решения исполнилось 90 лет, а также состояние его здоровья, и стесненные условия его проживания, исходя из количества проживающих в квартире жильцов (7 человек), в квартире общей площадью 45 кв.м., ввиду чего, исполнение решения суда может оказаться невозможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Буданцева Леонида Михайловича к администрации Калининского района г. Новосибирска о признании недействительным отказа администрации Калининского района г. Новосибирска в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязании поставить на учёт в качестве нуждающихся – удовлетворить в полном объёме.
Признать недействительным отказ администрации Калининского района г. Новосибирска от 15 января 2010 г. в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях Буданцева Леонида Михайловича.
Обязать администрацию Калининского района г. Новосибирска принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях Буданцева Леонида Михайловича.
Обратить решение к немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья:В.О.Емельянова