Дело № 2-2128/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 г.г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирскавс о с т а в е :
Председательствующего судьиПосуховой Н.П.
С участием представителя стороныЛыковой Е.В.
При секретареКораблиной К.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыкова Бориса Львовича к отделу пособий и социальных выплат Калининского района г. Новосибирска об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
у с т а н о в и л :
Первоначального Лыков Б.Л. обратился в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат Калининского района г.Новосибирска об установлении ему с 01.01.2010г. размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 16.762,22 руб. с последующей индексацией в установленном порядке, в котором просит обязать отдел пособий и социальных выплат Калининского района г.Новосибирска выплачивать данную денежную компенсацию в соответствии с действующим законодательством и за счет средств федерального бюджета единовременно в его пользу взыскать задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 245.758,35 руб. за период с 01.01.2001г. по 31.12.2009г. В обоснование иска ссылается на то, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполнял работы в зоне отчуждения, непосредственно на объекте «Укрытие». С 1998г. является инвалидом 1-й группы вследствие чернобыльской катастрофы со 100 % степенью утраты трудоспособности. Решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 11.12.2003г. был удовлет-ворен его иск об индексации выплат в возмещение вреда здоровью в 2003г. и о взыскании образовавшейся задолженности. Определением суда от 13.10.2008г. было удовлетворено его заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Предметом настоящего иска является индексация твердой денежной суммы. В Постановлении Пленума ВС РФ указаны периоды проведения индексации выплат ( с 01.07.2000г. ) и механизмы индексации с 01.07.2000г. - 2001г. пропорционально росту МРОТ, с 2002г. по 2004г. - с учетом роста величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения в субъекте РФ, уполномоченного на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины, с 2005г. - по коэффициенту инфляции, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Истец считает возможным применить следующий механизм индексации исходя из индекса роста прожиточного минимума : 2002г. - 1.335, 2003г. - 1.287, 2004г. - 1.164; исходя из индекса инфляции : 2005г. - 1.11, 2006г. – 1.09, 2007г. -1.08, 2008г. – 1.105, 2009г.-1.085.
В последующем истцом неоднократно уточнялись исковые требования (л.д.64-68, 86-90).
В судебное заседание прокурор не явился, о слушании дела уведомлен телефонограммой.
Истец Лыков Б.Л. в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.103).
Представитель истца Лыкова Б.Л. - Лыкова Е.В., действующей на основании доверенности от 11.11.2010г. сроком на три года (л.д.102), в судебном заседании был уточнены исковые требования (л.д.106), просит установить Лыкову Б.Л. с 01.01,2010г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17.946,90 руб. с последующей индексацией в установленном порядке и обязать отдел пособий и социальных выплат Калининского района г.Новосибирска обеспечить в соответствии с действующим законодательством, получение им недополученных сумм денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г. в размере 253.555 руб.,08 руб. путем включения в список с фамилией Лыкова Б.Л. на получение денежных средств, передаваемых в Министерство социального развития Новосибирской области, для дальнейшего финансирования за счет средств федерального бюджета Федеральной службы по труду и занятости. Обоснование иска поддержала и пояснила, что требования заявлены об индексации ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме в размере 5.000 руб., установление которой в твердой денежной сумме в настоящее время истцом не оспаривается. Ранее при расчете сумм за 2002-2003г. были применены коэффициенты, менее благоприятные, чем по настоящему иску.
Представитель ответчика - отдела пособий и социальных выплат Калининского района г.Новосибирска, Шенбергер И.А., действующий по доверенности № 973 от 01.10.2009г. сроком до 31.12.2010г., в суде иск не признал, представив и поддержав письменные возражения на иск (л.д.97-101). Пояснил, что суммы, выплачиваемые истцу Лыкову Б.Л., были рассчитаны по действующим индексам на тот период и на основании решения суда.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Новосибирской области, Фирдман Е.М., действующая по доверенности № 197 от 03.09.2010г. сроком по 31.12.2011г. (л.д.61), в судебном заседании с иском не согласна, поддержала письменный отзыв на иск (л.д.62). Пояснила, что истец неверно индексирует суммы, установленные в твердой денежной сумме, коэффициент 1,1 не может применяется к сумме ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой истцу, так как размер ежемесячной денежной компенсации инвалиду-чернобыльцу 1 группы установлен с 01.01.2010г. в размере 12.83,84 руб., а истцу установлен в сумме 13.281,71 руб. с 01.01.2010г.
В судебное заседание представитель третьего лица - Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д.105), просит о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.79-83,103), представив письменные возражения на иск (л.д.79-83).
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица - Министерства социального развития Новосибирской области, исследовав письменные материалы дела, обозрев личное дело получателя пособия Лыкова Б.Л. № 920006, суд приходит к выводу, что заявленный иск Лыкова Б.Л. обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.1 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее базовый Закон) настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В судебном заседании установлено, что Лыков Б.Л. является инвалидом 1 группы бессрочно, в результате увечья, связанного с аварией на ЧАЭС, и имеет право на компенсации и льготы, установленные вышеуказанным законом, что подтверждается копией справки МСЭ № 0002899472 (л.д.13) и копией удостоверения № 028991 от 03.06.1999г. (л.д.14).
Пунктом 15 ч.1 ст.14 базового Закона установлено, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет в следующих размерах : инвалидам 1 группы – 5000 руб., инвалидам 2 группы – 2500 руб., инвалидам 3 группы – 1000 руб.
Распоряжением № 920109 от 08.12.1996г. Лыкову Б.Л. с 02.03.1996г. назначена компенсация в размере 80 % от утраченного среднего заработка (л.д.15 личного дела № 920065 Лыкова Б.Л.), распоряжением от 01.04.2003г. была установлена компенсация в твердой денежной сумме в размере 5.000 руб. (л.д.39 личного дела № 920006).
Решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 11.12.2003г. (л.д.18-20) на администрацию Калининского района г.Новосибирска, в лице отдела пособий и компенсационных выплат, возложена обязанность выплачивать Лыкову Б.Л. с 01.11.2003г., в возмещение вреда здоровью, денежную сумму в размере 6.727,50 руб. ежемесячно, производить ежегодно увеличение сумм путем сравнения среднего прожитого минимума по НСО за первые кварталы года прошедшего и наступившего, впредь до принятия законодательства об индексации.
Определением Калининского районного суда г.Новосибирска от 13.10.2008г. (л.д.21-23) вышеуказанное решение от 11.12.2003г. пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам и решением Калининского суда от 21.11.2008г. (л.д.24-34) Лыкову Б.Л. была установлена ежемесячная денежная компенсация, исчисленная исходя из размера заработка, в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 39.100 рублей, начиная с 01.01.2008г., данное решение суда отменено кассационным определением Новосибирского областного суда от 25.12.2008г. (л.д.35-37) и в удовлетворении иска Лыкова Б.Л. отказано.
В статье 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами РФ. Размеры выплат граждан, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите, подвергшихся воздействию радиации вследствие Катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7, от 11.05.2007г. № 23) разъясняется, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997г. необходимо иметь ввиду следующее. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997г. до 01.07.2000г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 09.01.1997г. № 6-ФЗ и от 19.06.2000г. № 82-ФЗ).
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000г. исходя из базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст.3 ФЗ от 07.08.2000г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000г. до 01.01.2001г. В соответствии с частью третьей ст.5 Базового закона ( в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995г. до 29.11.2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.2000 г. до 01.01.2001 г. с учетом величин МРОТ, указанных в статье 1 ФЗ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальной размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 Базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. №79-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года.
Как разъяснено в п.6 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует – на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год, как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте РФ, либо от федерального органа исполнительной власти.
Судом проверены два варианта расчета индексации и с учетом Постановления Конституционного Суда РФ, согласно требованиям Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 г. № 364-О и того принципа, что закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, суд пришел к выводу, что нижеприведенный расчет наиболее отвечает интересам истца Лыкова Б.Л.
Согласно Пресс-выпуска Новосибирского областного комитета государственной статистики от 04.12.2000г. № 131 «О величине прожиточного минимума в НСО», за 2000 год величина прожиточного минимума составила 838 руб.
С учетом информации Департамента труда и социального развития НСО, прожиточный минимум с января по июнь 2001 года составил в рублях: январь - 967 руб., февраля - 984 руб., март – 1.005 руб., апрель-1.012 руб., май – 1.018 руб., июнь – 1.023 руб.; постановления главы администрации Новосибирской области № 977 от 22.10.2001г., установившего прожиточный минимум для пенсионеров на 3 квартал 2001 года в размере 1.214 руб., и постановления главы администрации Новосибирской области № 39 от 21.01.2002г., установившего прожиточный минимум для пенсионеров на 4 квартал 2001 года в размере 1.260 руб., абсолютная величина изменения прожиточного минимума составит 4.476 руб. : 4 квартала = 1119.
Следовательно, индекс роста прожиточного минимума, применяемый в 2002 году составит 1.335 (1119 : 838).
На 2002 г. прожиточный минимум в НСО для пенсионеров устанавливался постановлениями главы администрации Новосибирской области : на 1 квартал 2002 года – 1.383 руб., на 2 квартал 2002 года – 1.434 руб., на 3 квартал 2002 года – 1.435 руб., на 4 квартал 2002 года – 1.508 руб., индекс роста прожиточного минимума пенсионеров, абсолютная величина изменения прожиточного минимума составит – 5.760 руб. за 2002 год : 4 квартала = 1440.
Следовательно, индекс роста, применяемый в 2003 году составит 1.287 (1440 : 1119).
В 2003 году прожиточный минимум для пенсионеров в НСО установлен на 1 квартал 2003 года – 1.619 руб., на 2 квартал 2003 года – 1.709 руб., на 3 квартал 2003 года – 1.669 руб., на 4 квартал – 1.709 руб., абсолютная величина изменения прожиточного минимума составит – 6.706 руб. за 2003 г. : 4 = 1676.
Индекс роста, применяемый в 2004 году, составит 1.164 (1676 : 1440).
Постановлением Правительства РФ № 143 от 03.03.2007г. внесены изменения в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292, от 09.08.2005 № 496 и от 25.04.2006г. № 246. В соответствии с этими изменениями индекс инфляции, для индексации размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на 2005 г. составит 1,11, на 2006 год – 1,09, а согласно Постановлениям Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171, от 21.12.2007г. № 914, индекс инфляции за 2007 г. составил 1,08, за 2008г. – 1,105, за 2009 г. – 1,13.
Учитывая все вышеизложенное, расчет суммы задолженности и размера ежемесячной денежной компенсации следует производить следующим образом :
С 01.04.2003г. Лыкову Б.Л. в соответствии с ФЗ-5 от 12.02.2001г. был установлен твердый размер ежемесячной компенсации в счет ВВЗ для 1 группы инвалидности в размере 5.000 руб.
В 2002 году при индексе роста прожиточного минимума пенсионеров – 1,335 к выплате полагалось 80.100 руб. (5.000 руб. х 1,335=6.675*12 месяцев), фактически получено 60.000 руб., недоплата составила 20.100 руб.
В 2003 году при индексе роста прожиточного минимума пенсионеров – 1,287 к выплате полагалось 103.088 руб. (6.675 руб. х 1,287 = 8.590,72 руб. х 12 мес.); фактически получено - 63.445 руб., недоплата - 39.633,64 руб.
В 2004 году при индексе роста прожиточного минимума – 1,164 к выплате полагалось 119.995,17 руб. (8.590,72 руб. х 1,164 = 9.999,59 руб. х 12 мес.); фактически получено 103.550 руб., недоплата – 16.445,17 руб.
В 2005 году при коэффициенте инфляции – 1,11 к выплате полагалось 133.194,53 руб. (9.999,60 руб. х 1,11 = 11.099,54 руб. х 12 мес.), фактически получено 90.207 руб., недоплата - 42.987,53 руб.
В 2006 году при коэффициенте инфляции – 1,09 к выплате полагалось 145.181,98 руб. (11.099,54 руб. х 1,09 = 12.098,49 руб. х 12 мес.), фактически получено 103.728,50 руб., недоплата - 41.453,48 руб.
В 2007 году при коэффициенте инфляции – 1,08 к выплате полагалось 156.796,43 руб. (12.098,52 руб. х 1,08 = 13.066,36 руб. х 12 мес.), фактически получено 136.973,02 руб., недоплата - 19.823,41 руб.
В 2008 году при коэффициенте – 1,105 к выплате полагалось 173.259,93 руб. (13.066,4 х 1,105 = 14.438,32 руб. х 12 мес. ), фактически получено 128.222,40 руб., недоплата - 45.037,53 руб.
В 2009 году при коэффициенте инфляции – 1,13 к выплате полагалось 195.783,61 руб. (14.438,37руб. х 1,13 = 16.315,30 руб. х 12 мес.), фактически получено 144.891,36 руб., недоплата - 50.892,25 руб.
Таким образом, размер задолженности с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года составляет на общую сумму 276.372,37 руб., а ежемесячный размер денежной компенсации с 01 января 2010 года составляет соответственно 17.946,83 руб. (16.315,36 руб. х 1,1).
В силу ст.5 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются расходными обязательствами РФ. Порядок финансирования расходных обязательств РФ устанавливается Правительством РФ.
В соответствии со статьей 14 базового Закона, выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 и утвержденному этим Постановлением Порядку выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрена денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004г. № 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007 N 866, от 10.12.2008 N 946, от 31.10.2009 N 868) указано, что Федеральной службе по труду и занятости осуществлять в 2007 году финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год.
Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 907, установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год на эти цели Федеральной службе по труду и занятости (пункт 2).
Согласно пункта 4 вышеуказанных Правил, органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации:
а) фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность;
б) период, за который выплачивается денежная компенсация;
в) размер денежной компенсации;
г) сумма задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии);
д) реквизиты счета, открытого получателем денежной компенсации в Сберегательном банке Российской Федерации, или его почтовый адрес (пункт 4).
Реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости.
Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости (пункт 5).
Таким образом, из смысла из положений вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, надлежащим ответчиком по делам, связанным с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», является Российская Федерация, представителем РФ по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте РФ формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта РФ или муниципального образования. Взыскание выплат с соответствующего органа социальной защиты населения должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Изложенная позиция согласуется и с разъяснениями, данными в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 (с изменениями) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Порядок выплаты инвалиду ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной п.15 ч.1 ст.14 Базового закона и возникшей задолженности по указанным видам выплат, установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» и Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС».
Установленные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 872 Правила выплаты, Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007г. № 866, от 10.12.2008г. № 946, от 31.10.2009г. распространены и на 2009г.
Согласно установленному порядку, орган социальной защиты населения, уполномоченный принимать решение о выплате ежемесячной денежной компенсации ВВЗ, ежемесячно направляет списки получателей указанной компенсации в орган социальной зашиты населения субъекта РФ. Орган социальной защиты населения субъекта РФ, в данном случае - Министерство социального развития Новосибирской области, на основании полученных списков составляет реестр по субъекту РФ и направляет не позднее 10-го числа в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Обязанность по назначению компенсационных выплат, и, соответственно, составлению и направлению списков получателей компенсационных выплат, предусмотренных базовым Законом, с 01.01.2008г. возложена на территориальные органы Министерства социального развития Новосибирской области в соответствии с постановлением Администрации НСО от 27.12.2007 г. № 204-па (в редакции от 13.09.2010 № 125-па) «О территориальных органах департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области», утвердившим перечень территориальных органов и их типовое положение; как указано в п.3 типового положения территориальные органы являются юридическими лицами.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является отдел пособий и социальных выплат Калининского района города Новосибирска.
Что касается доводов представителя Министерства социального развития Новосибирской области -
Фридман Е.М. о том, что истец неверно индексирует суммы, установленные в твердой денежной сумме, коэффициент 1,1 не может применяется к сумме ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой истцу, так как размер ежемесячной денежной компенсации инвалиду-чернобыльцу 1 группы установлен с 01.01.2010г. в размере 12.83,84 руб., а истцу установлен в сумме 13.281,71 руб. с 01.01.2010г., суд находит несостоятельными и противоречащими пунктам 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Так, согласно пунктов 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 предусмотрено, что исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", осуществить с 1 января 2010 г. индексацию с применением коэффициента 1,1 размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно приложениям N 1 и 2; выплата компенсаций и иных выплат, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, лицам, получившим право на их получение в 2010 году, производится в размерах, определенных настоящим Постановлением.
Таким образом, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) инвалидам I группы установлена в размере 12383,84 руб., получившим право на их получение в 2010 году.
Ссылка третьего лица - Роструда в письменных объяснениях по иску (л.д.79-83) на Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по мнению суда несостоятельна, поскольку требования Лыковым Б.Л. заявлены об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в порядке искового производства, кроме того, на заявленные требования сроки исковой давности не распространяются, исходя из ст.208 ГК РФ.
При таком положении, суд пришел к выводу об удовлетворении иска Лыкова Б.Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Лыкова Бориса Львовича к отделу пособий и социальных выплат Калининского района г. Новосибирска об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,у д о в л е т в о р и т ьч а с т и ч н о.
Установить Лыкову Борису Львовичу с 01 января 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 17.946,83 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Обязать отдел пособий и социальных выплат Калининского района г. Новосибирска включить в список Лыкова Бориса Львовича и представить в Министерство социального развития Новосибирской области список с фамилией «Лыков Борис Львович» для единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральной службе по труду и занятости, задолженности по денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г. в размере 276.372,37 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней через суд Калининского района г. Новосибирска.
СудьяН.П.Посухова
Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2010 года
СудьяН.П.Посухова