Об оспаривании действий органов местного самоуправления



Дело № 2- 186/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2011г.г.Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьиКорниевской Ю.А.

С участием адвокатаБегченковой О.И.

При секретареРзаевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горха Евгения Александровича об оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Горх Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. Просил признать незаконным решение Администрации Калининского района г.Новосибирска о восстановлении его в льготной очереди на получении социального жилья – под №№, обязать Администрацию Калининского района г.Новосибирска восстановить номер его очереди, с учетом предоставления жилья лицам, имевшим по состоянию на 1997г. очереди, предшествующие его, под №5, т.е. имевшим очереди №1-4.

В обоснование указал, что решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 10.03.2010г. удовлетворены исковые требования о признании за ним права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, о восстановлении положения. Обратившись в администрацию района 02.08.2010г., он узнал, что его восстановили в льготной очереди под №№. Однако, по состоянию на 04.07.1997г. его семья состояла в льготной очереди под №5. Полагает, что администрация района была обязана восстановить положение, существовавшее до нарушения его права.

В судебное заседание Горх Е.А. не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Представитель Горха Е.А. – адвокат Бегченкова О.И., действующая на основании ордера №82 от 09.12.2010г.(л.д.29), в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что Обратившись в администрацию района 02.08.2010г., истец узнал, что его восстановили в льготной очереди под №№. Однако, по состоянию на 04.07.1997г. его семья состояла в льготной очереди под №5.

Представитель Администрации Калининского района г.Новосибирска – Трофимов Д.Н., действующий на основании доверенности от 28.01.2010г. действительной по 15.02.2011г. (л.д.30), против удовлетворения заявленных требований возражал, полагая действия администрации законными и обоснованными. Дополнительно пояснил, что истец состоял в списке как инвалид детства, группа не была установлена. По достижении 18 летнего возраста он подтвердил 3 группу инвалидности. Под номером 5 он состоял в списке как инвалид детства. На сегодняшний день он к данной категории не относится.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела (ходатайств об исследовании дополнительных доказательств и дополнении материалов дела не поступило), оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п.24, 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из данного конституционного предписания вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных – прежде всего).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Горх Е.А. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается копией справки.

На основании решения от 22 февраля 2006 года №207 Городского Совета Новосибирска «О территориальных органах мэрии города Новосибирска» было утверждено Положение об администрации района города Новосибирска, согласно п.2.10 которого ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда и установленном ЖК РФ порядке является полномочиями администрации; как следует из п.3.4 глава администрации выполняет следующие функции: в пределах компетенции издает приказы, обязательные для исполнения всеми физическими лицами и организациями, в адрес которых они вынесены.

В соответствии со ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего ФЗ. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей – инвалидов, с учетом состояния здоровья и других, заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно п.п.1, 3, 4 и 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года №901, инвалиды и семьи, имеющие детей –инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил; учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется по месту жительства – специально уполномоченными органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, подается заявлением, к которому прилагается ряд документов; инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

В соответствии со ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;… 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением …

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренных п.п.1,3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявлений о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка ля строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 10.03.10г. (л.д.5-13), отменен приказ от 02 февраля 2010 года №159-од администрации Калининского района г.Новосибирска «О внесении уточнений в приказ главы администрации от 13 мая 2009 года №622-од «О жилищных вопросах» в части: «снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма: семью Горх Татьяны Николаевны (Горх Т.Н., Горх А.В., Горх Е.А., Горх С.А.). Горх Евгений Александрович восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях. В удовлетворении встречного иска администрации Калининского района г.Новосибирска к Горх Евгению Александровичу о признании утратившим право состоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с очереди, отказано.

Указанным решением суда установлено, что решением комиссии по жилищным вопросам Горх Т.Н. (мать заявителя) взята на учет общей очереди, как проживающая в общежитии по адресу: ул.<адрес>, комн. 95-96, семьей 4 человека; включена в список инвалидов детства.Из выписки из постановления №597-р от 04 июля 1997 года администрации Калининского района следует, что Горх Т.Н. взята на учет для улучшения жилищных условий семьей 4 человека, учетный номер в общей очереди №1747, в списке первоочередников № 5.Приказом администрации Калининского района г.Новосибирска № 1438-од от 13 декабря 2006 года «О жилищных вопросах» Горх Е.А., состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи Горх Т.Н. переведен из льготного списка детей-инвалидов в льготный список инвалидов на основании справки филиала №4 ФГУ ГБ МСЭ НСО от 30 января 2006 года.

Далее судом было установлено, что 13 декабря 2006 года приказом администрации Калининского района г.Новосибирска №1438-од Горх Е.А., состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи Горх Т.Н., был переведен из льготного списка детей-инвалидов в льготный список инвалидов, то есть в льготном списке инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» он состоял один, …. и в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма Горх Е.А. был бы обеспечен жилым помещением на состав семьи 1 человек по норме предоставления, установленной ст.50 ЖК РФ.

Ранее п.5 ст.36 ЖК РСФСР предусматривалось, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих.

Однако, после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ – 01.03.05г., часть 2 ст.57 ЖК РФ предусматривает исчерпывающий список лиц, которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает первоочередного предоставления жилых помещений инвалидам 3 группы, следовательно, у заявителя в настоящее время отсутствуют основания для первоочередного обеспечения жильем.

В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены «Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Постановлением администрации Новосибирской области от 01.08.2006 № 57-па «Об организации работы по обеспечению жильем в Новосибирской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» поручено составление и представление отчетности об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Таким образом, в настоящее время предусмотрено ведение сводных списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005г. исходя их даты постановки на учет.

Из представленного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Калининского района г.Новосибирска до 01.03.05г. за период регистрации в базе данных с 01.05.06г. по 19.01.11г., Горх Е.А.учтен под номером 26 (л.д.87).

При этом, проверив книги учета граждан, поставленных на очередь для получения жилой площади, начиная с 1984г., каких-либо нарушений очередности судом не установлено и представителем заявителя данный факт не оспаривался.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных Горхом Е.А. требований о признании незаконным решения Администрации Калининского района г.Новосибирска о восстановлении Горха в льготной очереди на получение социального жилья под номером 37, о понуждении Администрации Калининского района г.Новосибирска восстановить номер его очереди жилья лицам, имевшим по состоянию на 1997г. очереди, предшествующей его под № 5 судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Горха Евгения Александровича об оспаривании действий органа местного самоуправления отказать

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2011г.

Судья: (подпись)

Копия верна. Подлинник решения находится в деле № 2-186/11 Калининского районного суда г.Новосибирска

СудьяКорниевксая Ю.А.

СекретарьРзаева Л.Н.